Диверсификация аэрокосмических корпораций Запада на фоне пандемии
Диверсификация

Диверсификация аэрокосмических корпораций Запада на фоне пандемии

Диверсификация аэрокосмических корпораций Запада на фоне пандемии

Пандемия COVID-19 стала непростым испытанием для компаний аэрокосми-ческого комплекса в США и Европе. И уже точно можно сказать, что диверсификация смягчила их потери от провала в гражданском авиастроении. Разделение бизнеса на несколько сегментов делает компании более устойчивыми в кризисных ситуациях.

Диверсификация аэрокосмического комплекса (АКК) имеет целью обеспечить стабильный рост прибыли и выплат дивидендов акционерам аэрокосмических компаний, повышение их конкурентоспособности, сохранение устойчивости при локальных и глобальных кризисах. Диверсификация проводится как по критерию применения продукции компании (военная, двойного назначения, гражданская), так и по видам деятельности с использованием горизонтальной или вертикальной интеграции. Внутренние и внешние закупки военной авиационной техники (ВАТ) сильно зависят от международной обстановки, политики правительства и общей экономической ситуации в стране и мире. Продажи гражданских самолетов целиком зависят от спроса на тот или иной тип самолетов, при этом спрос на продукцию поставщиков (авиадвигатели, авионика и авиационное оборудование) определяется спросом на финальную продукцию.

Диверсификация видов деятельности обычно сопровождается специализацией бизнес-сегментов внутри компании, которые обеспечивают ей финансовую устойчивость в условиях экономической нестабильности на внутреннем и внешнем рынках. В США и странах ЕС диверсификация компаний аэрокосмического комплекса проводится в основном путем слияний и поглощений как целых компаний, так и отдельных подразделений. В результате образуются как горизонтально интегрированные холдинги, предлагающие на рынок однотипную продукцию, так и конгломераты с элементами вертикальной интеграции. Рассмотрим опыт проведения диверсификации в аэрокосмических компаниях США и ЕС и влияние диверсификации на экономические показатели компаний в условиях кризиса COVID-19.

Влияние военных бюджетов на компании ОПК

В конце 1980-х годов в связи с окончанием холодной войны наметилось снижение военных расходов США и их союзников по НАТО, однако резкого падения не произошло из-за локальных войн, серии цветных революций и террористической угрозы. Начиная с 90-х годов по инициативе Конгресса США было проведено исследование путей реструктуризации оборонного комплекса США и предпринята попытка обеспечить ей законодательную поддержку. Исследование показало, что общее количество военных подрядчиков Министерства обороны (МО) США и других правительственных ведомств оценивалось на тот момент примерно в 35 тыс. фирм, а число непосредственно занятых в военном производстве страны составляло в 1988 году 3250 тыс. человек. Таким образом, реструктуризация оборонных компаний аэрокосмического комплекса затрагивала интересы большого количества компаний и их работников. Как и ожидалось, Министерство обороны и ряд крупных военных подрядчиков решительно выступили против законодательных мер, и, возможно, по этой причине ни один из законопроектов о реструктуризации не был утвержден Конгрессом. Тем не менее обсуждение этой проблемы в комиссиях палат, доступное для американской общественности, оказалось исключительно полезным.

На диверсификацию военных компаний аэрокосмического комплекса повлияли такие правительственные документы, как «Проект технологического реинвестирования» и несколько позже – программа под названием «Применение технологий двойного назначения», главной целью которой стала передача оборонных технологий для коммерческого использования и, наоборот, применения коммерческих разработок при создании вооружений и военной техники. В дополнение к этим программам Министерство обороны разработало ряд других программ использования технологий двойного назначения в рамках стандартных грантов на проведение НИОКР. Кроме программ Министерства обороны действуют программы Министерства торговли США, такие как «Программа передовых технологий» и программа «Партнерство в производстве», которые оказывают содействие производителям, участвующим в диверсификации оборонных предприятий. Военные разработки американских технических университетов финансируются Министерством обороны США в рамках программы «Междисциплинарная университетская исследовательская инициатива» (MURI), в которой участвуют порядка 40 американских университетов.

В реструктуризации корпораций аэрокосмического комплекса США и ЕС большую роль играют две государственные организации этих стран: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и Европейское космическое агентство (ESA). В рамках своих бюджетов (NASA – $20,7 млрд, ESA – €4,87 млрд в 2020 году) эти организации не только финансируют аэрокосмические программы, новейшие и перспективные технологии, производство ракет и космических аппаратов, но и способствуют передаче технологий двойного назначения гражданским отраслям.

В последние три года (до и после появления COVID-19) сохраняется общий тренд на некоторое увеличение военных бюджетов, связанное с модернизацией военной техники, стоящей на вооружении, увеличением расходов на НИОКР и противоречиями между КНР и Россией, с одной стороны, и западными странами – с другой. В 2020 году общемировые военные расходы увеличились на 2,6%, несмотря на падение мирового ВВП на 4,4% (по данным Всемирного банка). В результате доля военных расходов в ВВП в глобальном масштабе достигла 2,4% по сравнению с 2,2% в 2019 году.

Диверсификация

Основной формой реструктуризации западных компаний аэрокосмического комплекса стала диверсификация и оптимизация структуры для повышения конкурентоспособности. Рассмотрим структуру десяти крупнейших аэрокосмических компаний с точки зрения их милитаризации (доли военной продукции) и диверсификации. Американская компания Lockheed Martin (LM) имеет четыре бизнес-сегмента: «Аэронавтика» (Aeronautics), «Ракеты и системы наведения» (Missiles and Fire Control – MFC), «Вертолеты и специальные системы» (Rotary and Mission Systems – RMS) и «Космические системы» (Space). Основной продукцией сегмента «Аэронавтика» являются многофункциональные самолеты 5-го поколения F-35 трех модификаций, истребитель 4-го поколения F-16, модернизация F-22 и военно-транспортные самолеты C-130. Программа F-35 является основной и обеспечивает 69% выручки сегмента. В 2020 году заказчикам было поставлено 120 машин, из которых 46 – для стран-союзников. Страны-партнеры по программе F-35 являются одновременно субподрядчиками в производстве F-35, разделив не только риски, но и доходы от продаж этой машины. Заказчиками сегмента являются правительственные ведомства США и стран-союзников. Сегмент «Аэронавтика» обеспечивает 40% общей выручки компании. Сегмент MFS производит стратегические и тактические ракеты наземного и воздушного базирования, системы наведения и техническую поддержку своей продукции. Все продукция сегмента имеет военное назначение. В число заказчиков RMS входят военные ведомства США (72%) и других стран (25%). В 2020 году объем продаж RMS составил 25% общей выручки компании, из которых 9% пришлось на военные вертолеты Сикорского. Заказчиками сегмента «Космические системы» являются правительственные учреждения США (87%) и других стран, включая коммерческих заказчиков (13%). В 2020 году объем продаж этого сегмента составил 18% общей выручки компании. COVID-19 оказал слабое влияние на деятельность LM. В 2020 году компания сообщила о росте выручки в размере $5,6 млрд (или 9%), который вместе с ростом на $6,1 млрд в 2019 году обеспечил 20%-ный рост выручки за два года. Этот рост в первую очередь обусловлен увеличением производства F-35.

Американская компания Boeing – крупнейший мировой авиастроитель – формально включает три бизнес-сегмента: «Гражданские самолеты» (BCA), «Оборона, космос и безопасность» (BDSS) и «Глобальный сервис» (BGS). В 2020 году общая выручка Boeing упала на 42,5% по сравнению с 2018 годом (с $101,12 млрд до $58,16 млрд). Это падение выручки было вызвано несколькими обстоятельствами: временным запретом на полеты и продажу новой модели B-737MAX, производственными проблемами с моделью B-787 и влиянием COVID-19 на гражданские авиаперевозки. В 2020 году сегмент «Гражданские самолеты» обеспечил лишь 28% общей выручки компании и осуществил поставки 157 самолетов, уступив первую позицию своему конкуренту Airbus. Можно утверждать, что диверсификация спасла Boeing от банкротства. Военный сегмент включает два дивизиона: «Военная авиация» и «Сетевые и космические системы». Основная продукция дивизиона «Военная авиация» – истребители F-18, вертолеты CH-47F и танкеры KC-46A. Дивизион «Сетевые и космические системы» предлагает широкий набор военной электроники, включая системы управления, наведения, разведки, кибербезопасности и другие. Выручка BDSS даже увеличилась на $162 млн в основном за счет увеличения объемов производства истребителей F-18. Сегмент BGS немного снизил объем выручки в 2020 году из-за снижения поставок гражданских самолетов. Своими конкурентами в США Boeing считает LM, Northrop Grumman, Raytheon Technologies и General Dynamics, в Европе – Airbus. Вместе с тем Boeing создал с LM два СП, занимающихся космическими запусками.

Европейская компания Airbus Group имеет три бизнес-сегмента: Airbus (гражданские самолеты), Airbus Helicopters (вертолеты) и Airbus Defence and Space (оборона и космос). Airbus принесли основную долю выручки этой диверсифицированной компании (67% в 2020 году). Два других подразделения принесли остальные 33% общей выручки. Airbus образует с Boeing дуополию на рынке магистральных коммерческих самолетов, производя все типы магистральных воздушных судов и обойдя в 2020 году Boeing по количеству поставленных ВС (268 против 157). Airbus, как и BCA, сильно пострадал от ограничений международных авиаперевозок, вызванных COVID-19. Восстановление объема продаж в большой степени будет зависеть от успешности борьбы с пандемией COVID-19.

Американская компания Raytheon Technologies (RT) создана в 2019 году в результате слияния Raytheon Corporation с другой крупной аэрокосмической компанией United Technologies (UTC), целью которого было создание второй по продажам аэрокосмической оборонной компании США с соотношением выручки от продаж военной и гражданской продукции 50:50. Ранее (в 2018 году) UTC приобрела производителя авионики Rockwell Collins и выделила свои гражданские неавиационные дочерние компании Otis Elevator и Carrier. В настоящее время RT имеет четыре бизнес-сегмента: «Аэрокосмические системы Коллинс» (Collins Aerospace Systems), «Авиационные двигатели» (Pratt & Whitney), «Разведка и космос» (Raytheon Intelligence & Space – RIS) и «Ракетные и оборонные комплексы» (Raytheon Missiles & Defense – RMD). Ассортимент продукции Collins Aerospace включает интегрированные системы авионики и системы авиационного оборудования для всех типов самолетов. Сегмент Pratt & Whitney входит в четверку крупнейших производителей авиационных двигателей для гражданских и военных самолетов, бизнес-джетов и самолетов малой авиации. Сегмент RIS – ведущий мировой разработчик и поставщик интегрированных сенсорных и коммуникационных систем для правительственных и коммерческих заказчиков. Продукция RIS включает космические датчики и системы обработки данных, системы радиоэлектронной борьбы и высокоэнергетического лазерного оружия, а также различного рода услуги. RMD – ведущий разработчик, производитель и поставщик интегрированных систем противовоздушной и противоракетной обороны, больших РЛС наземного и морского базирования и систем управления, связи и разведки для правительственных заказчиков США и других стран. COVID-19 отрицательно сказался на продажах сегментов Collins Aerospace и Pratt & Whitney, которые компенсировались увеличением продаж двух других сегментов. В целом RT увеличила свою выручку в 2020 году на 25% по сравнению с 2019 годом (таблица 2). По заказам правительства США корпорация реализовала военную продукцию, составившую 46% всей выручки компании (не считая иностранных заказчиков).

Американская компания General Dynamics (GD) – один из крупнейших мировых производителей военной и аэрокосмической техники, деятельность которого осуществляется в четырех бизнес-сегментах: «Авиакосмос» (Aerospace), «Морские системы» (Marine Systems), «Боевые системы» (Combat Systems) и «Технологии» (Technologies). Сегмент «Авиация» – активный участник высококонкурентного рынка бизнес-джетов, состоящий из подразделений Gulfstream и Jet Aviation. Он также оказывает услуги по ремонту, поддержке и комплектации самолетов. Его линейка бизнес-джетов включает шесть моделей самолетов различной пассажировместимости и дальности полета. Среди продукции сегмента «Морские системы» – атомные подводные лодки, надводные боевые корабли и гражданские контейнеровозы. Сегмент «Боевые системы» предлагает заказчикам колесные боевые машины, танки, системы залпового огня и другую продукцию. Сегмент «Технологии» проводит разработку и производство мощнейших информационных систем, приме-няемых для управления ВС США. В их числе такие разработки, как система управления межконтинентальными ракетами (МХ), системы телекоммуникационного наблюдения и обработки данных спутниковой разведки (SAPS), модульные комплексы трансляции, распознавания и обработки сигналов (MASP), мультиресурсные системы информационного обеспечения (GDMX) и др. Таким образом, GD – конгломерат, предлагающий разнообразную продукцию как военного, так и гражданского назначения. COVID-19 оказал существенное влияние на деятельность авиационного сегмента (выручка упала на 17%), однако общее падение выручки в 2020 году за счет диверсификации компании составило всего 4%.

Американская компания Northrop Grumman является одним из главных подрядчиков Министерства обороны и других правительственных организаций США и их союзников. Компания состоит из четырех бизнес-сегментов: «Аэрокосмические системы» (Aeronautics Systems – AS), «Оборонные системы» (Defense Systems – DS), «Специальные системы» (Mission Systems – MS) и «Космические системы» (Space Systems – SS). Сегмент AS занимается проектированием, разработкой, интеграцией и производством беспилотных и пилотируемых авиационных комплексов, используемых для управления, наблюдения и разведки (ISR). Сегмент DS занимается проектированием, разработкой, производством, интеграцией, поддержкой и модернизацией интегрированных систем управления боевыми операциями, системами вооружения, информационными технологиями для проведения разведывательных операций. Сегмент MS занимается разработкой и производством радаров, различного рода сенсорных устройств, системами радиоэлектронной борьбы, современными системами связи, системами обработки разведданных и другими системами для ВВС, ВМФ, других правительственных учреждений США и международных заказчиков. Основными продуктами сегмента SS являются спутники, стратегические ракеты, наземные системы запуска и противоракетной обороны. Каждый сегмент вносит приблизительно равный вклад в общую выручку компании. Свыше 80% общей выручки компания получает от продаж правительственным ведомствам США и иностранным заказчикам (через Министерство обороны).

Британская многонациональная оборонная аэрокосмическая компания BAE Systems имеет пять бизнес-сегментов: «Аэрокосмос» (Air), «Электронные системы» (Electronic Systems), «Корабельные системы» (Maritime), «Кибербезопасность и разведка» (Cyber & Intelligence) и расположенный в США сегмент «Платформы и техобслуживание» (Platforms & Services-US). Деятельность аэрокосмического сегмента включает разработку, производство, модернизацию и поддержку двух основных авиационных платформ ЕС и США: Typhoon и F-35. Этот сегмент вносит основной вклад в общую выручку компании (35–40%). Сегмент «Электронные системы» занимается проектированием и производством военной авионики для указанных выше авиационных платформ и управления ракетными комплексами для европейской ракетной корпорации MBDA. Его вклад в общую выручку составляет 20–25%. Остальную часть выручки приносит деятельность трех других сегментов. Основными заказчиками BAE Systems являются оборонные ведомства Великобритании и США, где компания имеет свое крупное подразделение. Другие основные рынки сбыта включают Австралию, Индию и Саудовскую Аравию. В 2020 году, несмотря на COVID-19, компания увеличила свою выручку на 6%.

General Electric (GE) является одной из крупнейших диверсифицированных компаний США, включающей четыре промышленных сегмента: «Энергетика» (Power), «Возобновляемые источники энергии» (Renewable Energy), «Авиация» (Aviation) и «Здравоохранение» (Healthcare). На примере GE наглядно видно, как диверсификация помогает смягчить удар мирового экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Общая выручка компании в 2020 году снизилась на 16%, причем кризис по-разному отразился на деятельности отдельных сегментов.

Даже внутри сегмента «Авиация» подразделения гражданской и военной авиации по-разному пострадали от кризиса. На гражданские ВС спрос упал в среднем на 50% и на столько же упал спрос на гражданские авиадвигатели, в то время как спрос на военные авиадвигатели остался прежним. Таким образом, диверсификация внутри сегмента «Авиация» на военную и гражданскую продукцию, а также диверсификация по видам деятельности помогла GE легче пережить нынешний кризис и выработать стратегию развития после окончания кризиса.

Thales – транснациональная европейская компания, выпускающая электронное оборудование для авиакосмического, военного и морского применения. Компания разбита на четыре сегмента, причем сегмент Aerospace поставляет авионику для гражданских самолетов компании Airbus (дисплеи, системы управления полетом, системы управления воздушным движением, тренажеры и др.). По оценкам специалистов, соотношение гражданской и военной продукции в Thales близко к 50:50. Военный сегмент Defense & Security занимает третье место в мире по производству бортовых РЛС и систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), крупнейший в Европе поставщик военных средств связи. Компания производит системы наведения и другую бортовую электронику для ракет, которые она поставляет всем европейским производителям ракетного оружия. В числе заказчиков – фирма MBDA и производители противотанкового ракетного комплекса Trigat. Thales взаимодействует с Raytheon при разработке военной электроники для НАТО. Боевые корабельные системы, поставляемые отделением Signaal, задействованы в немецкой и голландской программах строительства фрегатов. Военные сегменты компании отчасти компенсировали потери гражданских сегментов от COVID-19. Конгломератная корпорация Safran в 2020 году с общей выручкой €16,5 млрд является основным конкурентом корпорации Rolls-Royce на европейском рынке авиационных и ракетных двигателей. Компания имеет три авиационных сегмента: «Авиадвигатели» (Aerospace propulsion), «Авионика» (Aircraft Equipment Systems) и «Самолетные интерьеры» (Aircraft Interiors). Сегмент «Авиадвигатели» имеет совместное производство с GE Aviation авиадвигателей серии LEAP для компании Boeing и относительно небольшой процент военной продукции. По этой причине компания понесла значительные потери в выручке в 2020 году от COVID-19.

Основные выводы

  • Из десяти ведущих мировых аэрокосмических компаний шесть – американские компании и четыре – европейские. Все десять компаний диверсифицированы и содержат в своем составе три-пять бизнес-сегментов, большинство – четыре. Все компании – публичные акционерные общества, акции которых торгуются на международных биржах.
  • Из десяти ведущих военных подрядчиков Запада в четырех компаниях преобладает военная продукция, еще в трех – гражданская продукция обеспечивает 50–60% выручки и еще три можно отнести к «гражданским».
  • Практически все компании имеют сегмент электронных и/или информационных систем и занимают верхние строчки в рейтинге производителей военной и гражданской радиоэлектроники.
  • Компании жестко конкурируют на рынках военной и гражданской продукции и одновременно сотрудничают по отдельным проектам для снижения издержек и уменьшения времени проектирования инновационных продуктов (программа F-35, авиационное двигателестроение, космос).
  • Все четыре «военные» компании (LM, RT, NG и BAE Systems) увеличили свои доходы от продажи вооружения и военной техники в 2020 году. Остальные компании в той или иной степени пострадали от COVID-19, однако диверсификация смягчила потери компаний от провала в гражданском авиастроении.

Читайте также

Диверсификация
Ростех передал в Донбасс и Новороссию мини-погрузчики для ремонта дорог
Диверсификация
"Высокоточные комплексы" разработали первый российский телетрап для аэропортов
Диверсификация
«Ростех» до конца года начнет производство нового мобильного аппарата ИВЛ «Мобивент АРМ»
Диверсификация
«Калашников» увеличил станкостроительное производство более чем в 1,5 раза