Диверсификация аэрокосмических корпораций Запада на фоне пандемии
Диверсификация

Диверсификация аэрокосмических корпораций Запада на фоне пандемии

Диверсификация аэрокосмических корпораций Запада на фоне пандемии

Пандемия COVID-19 стала непростым испытанием для компаний аэрокосми-ческого комплекса в США и Европе. И уже точно можно сказать, что диверсификация смягчила их потери от провала в гражданском авиастроении. Разделение бизнеса на несколько сегментов делает компании более устойчивыми в кризисных ситуациях.

Диверсификация аэрокосмического комплекса (АКК) имеет целью обеспечить стабильный рост прибыли и выплат дивидендов акционерам аэрокосмических компаний, повышение их конкурентоспособности, сохранение устойчивости при локальных и глобальных кризисах. Диверсификация проводится как по критерию применения продукции компании (военная, двойного назначения, гражданская), так и по видам деятельности с использованием горизонтальной или вертикальной интеграции. Внутренние и внешние закупки военной авиационной техники (ВАТ) сильно зависят от международной обстановки, политики правительства и общей экономической ситуации в стране и мире. Продажи гражданских самолетов целиком зависят от спроса на тот или иной тип самолетов, при этом спрос на продукцию поставщиков (авиадвигатели, авионика и авиационное оборудование) определяется спросом на финальную продукцию.

Диверсификация видов деятельности обычно сопровождается специализацией бизнес-сегментов внутри компании, которые обеспечивают ей финансовую устойчивость в условиях экономической нестабильности на внутреннем и внешнем рынках. В США и странах ЕС диверсификация компаний аэрокосмического комплекса проводится в основном путем слияний и поглощений как целых компаний, так и отдельных подразделений. В результате образуются как горизонтально интегрированные холдинги, предлагающие на рынок однотипную продукцию, так и конгломераты с элементами вертикальной интеграции. Рассмотрим опыт проведения диверсификации в аэрокосмических компаниях США и ЕС и влияние диверсификации на экономические показатели компаний в условиях кризиса COVID-19.

Влияние военных бюджетов на компании ОПК

В конце 1980-х годов в связи с окончанием холодной войны наметилось снижение военных расходов США и их союзников по НАТО, однако резкого падения не произошло из-за локальных войн, серии цветных революций и террористической угрозы. Начиная с 90-х годов по инициативе Конгресса США было проведено исследование путей реструктуризации оборонного комплекса США и предпринята попытка обеспечить ей законодательную поддержку. Исследование показало, что общее количество военных подрядчиков Министерства обороны (МО) США и других правительственных ведомств оценивалось на тот момент примерно в 35 тыс. фирм, а число непосредственно занятых в военном производстве страны составляло в 1988 году 3250 тыс. человек. Таким образом, реструктуризация оборонных компаний аэрокосмического комплекса затрагивала интересы большого количества компаний и их работников. Как и ожидалось, Министерство обороны и ряд крупных военных подрядчиков решительно выступили против законодательных мер, и, возможно, по этой причине ни один из законопроектов о реструктуризации не был утвержден Конгрессом. Тем не менее обсуждение этой проблемы в комиссиях палат, доступное для американской общественности, оказалось исключительно полезным.

На диверсификацию военных компаний аэрокосмического комплекса повлияли такие правительственные документы, как «Проект технологического реинвестирования» и несколько позже – программа под названием «Применение технологий двойного назначения», главной целью которой стала передача оборонных технологий для коммерческого использования и, наоборот, применения коммерческих разработок при создании вооружений и военной техники. В дополнение к этим программам Министерство обороны разработало ряд других программ использования технологий двойного назначения в рамках стандартных грантов на проведение НИОКР. Кроме программ Министерства обороны действуют программы Министерства торговли США, такие как «Программа передовых технологий» и программа «Партнерство в производстве», которые оказывают содействие производителям, участвующим в диверсификации оборонных предприятий. Военные разработки американских технических университетов финансируются Министерством обороны США в рамках программы «Междисциплинарная университетская исследовательская инициатива» (MURI), в которой участвуют порядка 40 американских университетов.

В реструктуризации корпораций аэрокосмического комплекса США и ЕС большую роль играют две государственные организации этих стран: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и Европейское космическое агентство (ESA). В рамках своих бюджетов (NASA – $20,7 млрд, ESA – €4,87 млрд в 2020 году) эти организации не только финансируют аэрокосмические программы, новейшие и перспективные технологии, производство ракет и космических аппаратов, но и способствуют передаче технологий двойного назначения гражданским отраслям.

В последние три года (до и после появления COVID-19) сохраняется общий тренд на некоторое увеличение военных бюджетов, связанное с модернизацией военной техники, стоящей на вооружении, увеличением расходов на НИОКР и противоречиями между КНР и Россией, с одной стороны, и западными странами – с другой. В 2020 году общемировые военные расходы увеличились на 2,6%, несмотря на падение мирового ВВП на 4,4% (по данным Всемирного банка). В результате доля военных расходов в ВВП в глобальном масштабе достигла 2,4% по сравнению с 2,2% в 2019 году.

Диверсификация

Основной формой реструктуризации западных компаний аэрокосмического комплекса стала диверсификация и оптимизация структуры для повышения конкурентоспособности. Рассмотрим структуру десяти крупнейших аэрокосмических компаний с точки зрения их милитаризации (доли военной продукции) и диверсификации. Американская компания Lockheed Martin (LM) имеет четыре бизнес-сегмента: «Аэронавтика» (Aeronautics), «Ракеты и системы наведения» (Missiles and Fire Control – MFC), «Вертолеты и специальные системы» (Rotary and Mission Systems – RMS) и «Космические системы» (Space). Основной продукцией сегмента «Аэронавтика» являются многофункциональные самолеты 5-го поколения F-35 трех модификаций, истребитель 4-го поколения F-16, модернизация F-22 и военно-транспортные самолеты C-130. Программа F-35 является основной и обеспечивает 69% выручки сегмента. В 2020 году заказчикам было поставлено 120 машин, из которых 46 – для стран-союзников. Страны-партнеры по программе F-35 являются одновременно субподрядчиками в производстве F-35, разделив не только риски, но и доходы от продаж этой машины. Заказчиками сегмента являются правительственные ведомства США и стран-союзников. Сегмент «Аэронавтика» обеспечивает 40% общей выручки компании. Сегмент MFS производит стратегические и тактические ракеты наземного и воздушного базирования, системы наведения и техническую поддержку своей продукции. Все продукция сегмента имеет военное назначение. В число заказчиков RMS входят военные ведомства США (72%) и других стран (25%). В 2020 году объем продаж RMS составил 25% общей выручки компании, из которых 9% пришлось на военные вертолеты Сикорского. Заказчиками сегмента «Космические системы» являются правительственные учреждения США (87%) и других стран, включая коммерческих заказчиков (13%). В 2020 году объем продаж этого сегмента составил 18% общей выручки компании. COVID-19 оказал слабое влияние на деятельность LM. В 2020 году компания сообщила о росте выручки в размере $5,6 млрд (или 9%), который вместе с ростом на $6,1 млрд в 2019 году обеспечил 20%-ный рост выручки за два года. Этот рост в первую очередь обусловлен увеличением производства F-35.

Американская компания Boeing – крупнейший мировой авиастроитель – формально включает три бизнес-сегмента: «Гражданские самолеты» (BCA), «Оборона, космос и безопасность» (BDSS) и «Глобальный сервис» (BGS). В 2020 году общая выручка Boeing упала на 42,5% по сравнению с 2018 годом (с $101,12 млрд до $58,16 млрд). Это падение выручки было вызвано несколькими обстоятельствами: временным запретом на полеты и продажу новой модели B-737MAX, производственными проблемами с моделью B-787 и влиянием COVID-19 на гражданские авиаперевозки. В 2020 году сегмент «Гражданские самолеты» обеспечил лишь 28% общей выручки компании и осуществил поставки 157 самолетов, уступив первую позицию своему конкуренту Airbus. Можно утверждать, что диверсификация спасла Boeing от банкротства. Военный сегмент включает два дивизиона: «Военная авиация» и «Сетевые и космические системы». Основная продукция дивизиона «Военная авиация» – истребители F-18, вертолеты CH-47F и танкеры KC-46A. Дивизион «Сетевые и космические системы» предлагает широкий набор военной электроники, включая системы управления, наведения, разведки, кибербезопасности и другие. Выручка BDSS даже увеличилась на $162 млн в основном за счет увеличения объемов производства истребителей F-18. Сегмент BGS немного снизил объем выручки в 2020 году из-за снижения поставок гражданских самолетов. Своими конкурентами в США Boeing считает LM, Northrop Grumman, Raytheon Technologies и General Dynamics, в Европе – Airbus. Вместе с тем Boeing создал с LM два СП, занимающихся космическими запусками.

Европейская компания Airbus Group имеет три бизнес-сегмента: Airbus (гражданские самолеты), Airbus Helicopters (вертолеты) и Airbus Defence and Space (оборона и космос). Airbus принесли основную долю выручки этой диверсифицированной компании (67% в 2020 году). Два других подразделения принесли остальные 33% общей выручки. Airbus образует с Boeing дуополию на рынке магистральных коммерческих самолетов, производя все типы магистральных воздушных судов и обойдя в 2020 году Boeing по количеству поставленных ВС (268 против 157). Airbus, как и BCA, сильно пострадал от ограничений международных авиаперевозок, вызванных COVID-19. Восстановление объема продаж в большой степени будет зависеть от успешности борьбы с пандемией COVID-19.

Американская компания Raytheon Technologies (RT) создана в 2019 году в результате слияния Raytheon Corporation с другой крупной аэрокосмической компанией United Technologies (UTC), целью которого было создание второй по продажам аэрокосмической оборонной компании США с соотношением выручки от продаж военной и гражданской продукции 50:50. Ранее (в 2018 году) UTC приобрела производителя авионики Rockwell Collins и выделила свои гражданские неавиационные дочерние компании Otis Elevator и Carrier. В настоящее время RT имеет четыре бизнес-сегмента: «Аэрокосмические системы Коллинс» (Collins Aerospace Systems), «Авиационные двигатели» (Pratt & Whitney), «Разведка и космос» (Raytheon Intelligence & Space – RIS) и «Ракетные и оборонные комплексы» (Raytheon Missiles & Defense – RMD). Ассортимент продукции Collins Aerospace включает интегрированные системы авионики и системы авиационного оборудования для всех типов самолетов. Сегмент Pratt & Whitney входит в четверку крупнейших производителей авиационных двигателей для гражданских и военных самолетов, бизнес-джетов и самолетов малой авиации. Сегмент RIS – ведущий мировой разработчик и поставщик интегрированных сенсорных и коммуникационных систем для правительственных и коммерческих заказчиков. Продукция RIS включает космические датчики и системы обработки данных, системы радиоэлектронной борьбы и высокоэнергетического лазерного оружия, а также различного рода услуги. RMD – ведущий разработчик, производитель и поставщик интегрированных систем противовоздушной и противоракетной обороны, больших РЛС наземного и морского базирования и систем управления, связи и разведки для правительственных заказчиков США и других стран. COVID-19 отрицательно сказался на продажах сегментов Collins Aerospace и Pratt & Whitney, которые компенсировались увеличением продаж двух других сегментов. В целом RT увеличила свою выручку в 2020 году на 25% по сравнению с 2019 годом (таблица 2). По заказам правительства США корпорация реализовала военную продукцию, составившую 46% всей выручки компании (не считая иностранных заказчиков).

Американская компания General Dynamics (GD) – один из крупнейших мировых производителей военной и аэрокосмической техники, деятельность которого осуществляется в четырех бизнес-сегментах: «Авиакосмос» (Aerospace), «Морские системы» (Marine Systems), «Боевые системы» (Combat Systems) и «Технологии» (Technologies). Сегмент «Авиация» – активный участник высококонкурентного рынка бизнес-джетов, состоящий из подразделений Gulfstream и Jet Aviation. Он также оказывает услуги по ремонту, поддержке и комплектации самолетов. Его линейка бизнес-джетов включает шесть моделей самолетов различной пассажировместимости и дальности полета. Среди продукции сегмента «Морские системы» – атомные подводные лодки, надводные боевые корабли и гражданские контейнеровозы. Сегмент «Боевые системы» предлагает заказчикам колесные боевые машины, танки, системы залпового огня и другую продукцию. Сегмент «Технологии» проводит разработку и производство мощнейших информационных систем, приме-няемых для управления ВС США. В их числе такие разработки, как система управления межконтинентальными ракетами (МХ), системы телекоммуникационного наблюдения и обработки данных спутниковой разведки (SAPS), модульные комплексы трансляции, распознавания и обработки сигналов (MASP), мультиресурсные системы информационного обеспечения (GDMX) и др. Таким образом, GD – конгломерат, предлагающий разнообразную продукцию как военного, так и гражданского назначения. COVID-19 оказал существенное влияние на деятельность авиационного сегмента (выручка упала на 17%), однако общее падение выручки в 2020 году за счет диверсификации компании составило всего 4%.

Американская компания Northrop Grumman является одним из главных подрядчиков Министерства обороны и других правительственных организаций США и их союзников. Компания состоит из четырех бизнес-сегментов: «Аэрокосмические системы» (Aeronautics Systems – AS), «Оборонные системы» (Defense Systems – DS), «Специальные системы» (Mission Systems – MS) и «Космические системы» (Space Systems – SS). Сегмент AS занимается проектированием, разработкой, интеграцией и производством беспилотных и пилотируемых авиационных комплексов, используемых для управления, наблюдения и разведки (ISR). Сегмент DS занимается проектированием, разработкой, производством, интеграцией, поддержкой и модернизацией интегрированных систем управления боевыми операциями, системами вооружения, информационными технологиями для проведения разведывательных операций. Сегмент MS занимается разработкой и производством радаров, различного рода сенсорных устройств, системами радиоэлектронной борьбы, современными системами связи, системами обработки разведданных и другими системами для ВВС, ВМФ, других правительственных учреждений США и международных заказчиков. Основными продуктами сегмента SS являются спутники, стратегические ракеты, наземные системы запуска и противоракетной обороны. Каждый сегмент вносит приблизительно равный вклад в общую выручку компании. Свыше 80% общей выручки компания получает от продаж правительственным ведомствам США и иностранным заказчикам (через Министерство обороны).

Британская многонациональная оборонная аэрокосмическая компания BAE Systems имеет пять бизнес-сегментов: «Аэрокосмос» (Air), «Электронные системы» (Electronic Systems), «Корабельные системы» (Maritime), «Кибербезопасность и разведка» (Cyber & Intelligence) и расположенный в США сегмент «Платформы и техобслуживание» (Platforms & Services-US). Деятельность аэрокосмического сегмента включает разработку, производство, модернизацию и поддержку двух основных авиационных платформ ЕС и США: Typhoon и F-35. Этот сегмент вносит основной вклад в общую выручку компании (35–40%). Сегмент «Электронные системы» занимается проектированием и производством военной авионики для указанных выше авиационных платформ и управления ракетными комплексами для европейской ракетной корпорации MBDA. Его вклад в общую выручку составляет 20–25%. Остальную часть выручки приносит деятельность трех других сегментов. Основными заказчиками BAE Systems являются оборонные ведомства Великобритании и США, где компания имеет свое крупное подразделение. Другие основные рынки сбыта включают Австралию, Индию и Саудовскую Аравию. В 2020 году, несмотря на COVID-19, компания увеличила свою выручку на 6%.

General Electric (GE) является одной из крупнейших диверсифицированных компаний США, включающей четыре промышленных сегмента: «Энергетика» (Power), «Возобновляемые источники энергии» (Renewable Energy), «Авиация» (Aviation) и «Здравоохранение» (Healthcare). На примере GE наглядно видно, как диверсификация помогает смягчить удар мирового экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Общая выручка компании в 2020 году снизилась на 16%, причем кризис по-разному отразился на деятельности отдельных сегментов.

Даже внутри сегмента «Авиация» подразделения гражданской и военной авиации по-разному пострадали от кризиса. На гражданские ВС спрос упал в среднем на 50% и на столько же упал спрос на гражданские авиадвигатели, в то время как спрос на военные авиадвигатели остался прежним. Таким образом, диверсификация внутри сегмента «Авиация» на военную и гражданскую продукцию, а также диверсификация по видам деятельности помогла GE легче пережить нынешний кризис и выработать стратегию развития после окончания кризиса.

Thales – транснациональная европейская компания, выпускающая электронное оборудование для авиакосмического, военного и морского применения. Компания разбита на четыре сегмента, причем сегмент Aerospace поставляет авионику для гражданских самолетов компании Airbus (дисплеи, системы управления полетом, системы управления воздушным движением, тренажеры и др.). По оценкам специалистов, соотношение гражданской и военной продукции в Thales близко к 50:50. Военный сегмент Defense & Security занимает третье место в мире по производству бортовых РЛС и систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), крупнейший в Европе поставщик военных средств связи. Компания производит системы наведения и другую бортовую электронику для ракет, которые она поставляет всем европейским производителям ракетного оружия. В числе заказчиков – фирма MBDA и производители противотанкового ракетного комплекса Trigat. Thales взаимодействует с Raytheon при разработке военной электроники для НАТО. Боевые корабельные системы, поставляемые отделением Signaal, задействованы в немецкой и голландской программах строительства фрегатов. Военные сегменты компании отчасти компенсировали потери гражданских сегментов от COVID-19. Конгломератная корпорация Safran в 2020 году с общей выручкой €16,5 млрд является основным конкурентом корпорации Rolls-Royce на европейском рынке авиационных и ракетных двигателей. Компания имеет три авиационных сегмента: «Авиадвигатели» (Aerospace propulsion), «Авионика» (Aircraft Equipment Systems) и «Самолетные интерьеры» (Aircraft Interiors). Сегмент «Авиадвигатели» имеет совместное производство с GE Aviation авиадвигателей серии LEAP для компании Boeing и относительно небольшой процент военной продукции. По этой причине компания понесла значительные потери в выручке в 2020 году от COVID-19.

Основные выводы

  • Из десяти ведущих мировых аэрокосмических компаний шесть – американские компании и четыре – европейские. Все десять компаний диверсифицированы и содержат в своем составе три-пять бизнес-сегментов, большинство – четыре. Все компании – публичные акционерные общества, акции которых торгуются на международных биржах.
  • Из десяти ведущих военных подрядчиков Запада в четырех компаниях преобладает военная продукция, еще в трех – гражданская продукция обеспечивает 50–60% выручки и еще три можно отнести к «гражданским».
  • Практически все компании имеют сегмент электронных и/или информационных систем и занимают верхние строчки в рейтинге производителей военной и гражданской радиоэлектроники.
  • Компании жестко конкурируют на рынках военной и гражданской продукции и одновременно сотрудничают по отдельным проектам для снижения издержек и уменьшения времени проектирования инновационных продуктов (программа F-35, авиационное двигателестроение, космос).
  • Все четыре «военные» компании (LM, RT, NG и BAE Systems) увеличили свои доходы от продажи вооружения и военной техники в 2020 году. Остальные компании в той или иной степени пострадали от COVID-19, однако диверсификация смягчила потери компаний от провала в гражданском авиастроении.

Читайте также

Диверсификация
Петр Фрадков: предприятия ОПК становятся локомотивом импортозамещения
Диверсификация
Свердловские оборонные предприятия в 2021 году произвели продукцию на 274 млрд рублей
Диверсификация
«Омсктрансмаш» запустит серийное производство импортозамещающих рефконтейнеров с 2023 года
Диверсификация
ПСБ обсудил с профессиональным сообществом инициативы для развития импортозамещения и диверсификации