Диверсификация ОПК: оценка итогов 2021 года
Диверсификация

Диверсификация ОПК: оценка итогов 2021 года

Диверсификация ОПК: оценка итогов 2021 года

Для ключевых отраслей ОПК в части производства гражданской продукции 2021 год складывается неплохо. Есть предпосылки для увеличения выпуска продукции гражданского назначения за счет авиации и промышленности обычных вооружений. Рост может быть еще выше, если в судостроении удастся до конца года закрыть ряд крупных проектов.

Основной объем продукции гражданского назначения (ПГН) в российском ОПК формируют три отрасли: авиационная, судостроительная и промышленность обычных вооружений (производство грузовых железнодорожных вагонов). Суммарно они обеспечивают порядка 80% выпуска ПГН ОПК.

В 2019-2020 годах общее производство гражданской продукции в ОПК снижалось. Основной негативный вклад в 2019 году был внесен сильным падением в авиационной промышленности из-за сокращения выпуска SSJ-100. В 2020 году значительный вес в снижение ПГН ОПК внесла промышленность обычных вооружений из-за падения производства грузовых железнодорожных вагонов на АО НПК «Уралвагонзавод».

При этом на положительной траектории роста находилась судостроительная промышленность, которая в 2020 году показала рекордные результаты по выпуску гражданской продукции (по стоимости сданных судов и тоннажу).

В результате динамика производства гражданской продукции ОПК была лучше, чем по военному направлению, что способствовало диверсификации отрасли и ее движению к целям, обозначенным Президентом России. Так, по итогам 2019 года доля продукции гражданского и двойного назначения в ОПК составила 24,1%, в 2020 году она увеличилась до 25,6%. Согласно поручению Президента России, доля продукции гражданского и двойного назначения в структуре производства ОПК в 2025 году должна составить 30%, в 2030 году — 50%.

В 2021 году можно ожидать роста производства продукции гражданского и двойного назначения по большинству ключевых отраслей. Снижение возможно в судостроении, если до конца года не будет сдан ряд крупных проектов. Увеличение выпуска гражданской продукции будет способствовать росту уровня диверсификации по итогам этого года до 26–27%.

Авиация

Значительную поддержку отрасли в этом году оказали государственные программы, в частности, по закупке самолетов SSJ-100 (лизинговая программа «59 ВС» по поставке 59 самолетов «Сухой Суперджет» через лизинговые компании). В части вертолетостроения — закупки вертолетной техники для медицинских целей (Национальная служба санитарной авиации).

Число перевезенных пассажиров в январе-октябре 2021 года составило около 93,7 млн чел., что на 57,6% выше прошлогоднего результата. Отрицательная динамика перевозки пассажиров наблюдалась в самом начале года в январе-феврале, что обусловлено эффектом высокой базы в эти месяцы в 2020 году, когда COVID-19 имел локальный характер на территории Китая и жесткие ограничения на передвижение еще не действовали. С марта по октябрь этого года фиксируется стабильное превышение числа перевезенных пассажиров над прошлогодними показателями. Однако выйти на «доковидный» уровень в этом году вряд ли удастся: согласно данным Международной ассоциации аэропортов, падение авиаперевозок в РФ в 2021 году ожидается в диапазоне от 10 до 20% к докризисному 2019 году.

Восстановление пассажиропотока оказало позитивное влияние на динамику производства летательных аппаратов, которая на протяжении всего года демонстрирует опережающую тенденцию к прошлому году.

При этом гражданское самолетостроение в январе-сентябре 2021 года показывало устойчивый рост выпуска, в то время как производство вертолетов отставало от прошлогодних результатов. Объем выпуска гражданских самолетов, согласно данным Росстата, по итогам трех кварталов 2021 года составил 20 единиц (в 2020 году — 15 единиц). Производство вертолетов (с учетом двойного назначения) снизилось до 57 машин (в 2020 году — 73 единицы).

В части производства гражданских самолетов особое значение имеет выпуск SSJ-100. Согласно данным Минпромторга, в 2021 году планируется значительно увеличить выпуск этих лайнеров — до 27 единиц. По итогам первых девяти месяцев этого года производство SSJ-100 оценивается в 11 единиц. Для сравнения за весь 2020 год совокупный выпуск SSJ-100 составил 12 лайнеров.

Интерес к отечественным машинам со стороны внутренних перевозчиков подогревает расширение мер господдержки. В частности, государство начало субсидировать полетное время из расчета 37,5 тыс. руб. за каждый летный час после достижения минимального среднемесячного налета в 60 часов. Также компенсируются 50% затрат на уплату лизинговых платежей в размере 333,3 млн и 140 млн руб. на уплату арендных платежей. Обе меры касаются SSJ-100, поставляемых по программе «59 ВС». Кроме того, Росавиация в 2021 году распределила 70% субсидий на региональные перевозки авиакомпаниям с SSJ-100 в парке, сократив их на 5 млрд руб. тем перевозчикам, у которых таких самолетов нет. Всего в рамках программы субсидирования региональных перевозок на 2021 год запланировано выделение 7,7 млрд руб.

Объем производства вертолетов гражданского и двойного назначения в январе-сентябре 2021 года, по данным Росстата, сократился на 21,9% г/г. При этом, согласно планам крупнейшего производителя отечественной вертолетной техники — «Вертолетов России», объем выпуска гражданских машин холдингом в 2021 году должен составить 85 единиц, что на 20 вертолетов больше, чем в 2020 году. Таким образом, как минимум треть гражданских вертолетов должна быть произведена в четвертом квартале этого года.

Значимую поддержку отрасли в этом году оказывают поставки техники в интересах Национальной службы санитарной авиации (НССА). Согласно планам «Вертолетов России», в 2021 году в интересах НССА будет поставлено 37 вертолетов (на текущий момент известно о передаче четырех машин). Таким образом, свыше 43% поставок гражданской продукции холдинга могут быть сформированы за счет контрактации с НССА.

Важным треком для вертолетостроения в этом году также стало развитие лизинга. В частности, о создании лизинговой компании на территории Ульяновской области объявила ГК Ростех. По оценкам госкорпорации, парк авиатехники на первоначальном этапе составит более 10 единиц различных моделей: «Ансат», Ми-38, Ми-8 и другие. Суммарная стоимость парка на старте проекта оценивается в 4 млрд руб. Кроме того, лизинговые сделки на поставку Ка-32 и перспективных Ка-62 были заключены с группой «Газпромбанк Лизинг».

На внутреннем рынке наблюдалось оживление в сегменте офшорных вертолетов. «Ютэйр» подписала контракт на закупку 50 машин Ми-8АМТ, которые планируется задействовать для выполнения пассажирских и грузовых перевозок в рамках нефтегазовых проектов — в первую очередь «Восток Ойл» (ПАО «НК «Роснефть»). Соглашение о намерении по закупкам Ми-171А3 подписано с «Газпромом».

В 2021 году «Вертолеты России» заключили важные контракты на несколько новых моделей техники: беспилотные VRT300 и легкие однодвигательные VRT500. Якорным заказчиком стала арабская компания Tawazun (владеет 50% конструкторского бюро «ВР-Технологии»), с которой была достигнута договоренность о поставках начиная с 2023 года 100 вертолетов VRT300 и 100 единиц VRT500.

Несмотря на наличие якорных заказов и хорошие перспективы развития сегмента БПЛА, в три-пять лет его влияние на отрасль в целом и «Вертолеты России» в частности будет ограниченным за счет малого удельного веса. Однако в долгосрочной перспективе беспилотники могут стать значимым драйвером роста.

Производство грузовых вагонов

2020 год был сложным для рынка подвижного состава. Из-за новой коронавирусной инфекции грузооборот на сети РЖД уменьшился на 2,2%. Производство новых вагонов снизилось на 27,8%, до 56,5 тыс. шт. В сегменте полувагонов (наиболее значимом для гражданской составляющей отрасли) падение было еще более существенным и составило 40%.

В 2021 году ситуация с перевозками на РЖД улучшилась: с начала года грузооборот вырос на 4,3%. Основными драйверами погрузки являются лом черных металлов, каменный уголь, кокс. Так, по итогам 10 месяцев текущего года объем перевозок металлолома железнодорожным транспортом вырос на 17,5% к уровню 2020 года, а каменного угля и кокса — на 7 и 6,4% соответственно. Высокие темпы роста показывают перевозки контейнеров — за 10 месяцев они увеличились на 12,7%.

НПК «Уралвагонзавод» в части гражданской продукции специализируется на выпуске грузовых ж/д вагонов. Основной акцент компания ранее делала на производстве полувагонов, их доля в общем объеме производства в последние пять лет в среднем составляла почти 90%. При этом спрос на них крайне волатильный, а парк достаточно молодой (8,9 лет против 12,4 в среднем по всем типам вагонов). В начале 2021 года НПК «Уралвагонзавод» сообщил о готовности перепрофилировать почти половину мощностей на производство фитинговых платформ и начать наращивать их выпуск в конце 2021 года. Возможно, по итогам года их будет произведено порядка 400 штук с дальнейшим увеличением до 1000–1500. В целом 2021 год НПК «Уралвагонзавод» может закрыть ростом производства на 30%, что будет способствовать увеличению доли продукции гражданского назначения как в выпуске самого предприятия, так и промышленности обычных вооружений в целом.

Судостроение

В 2020 году судостроительная промышленность показала достаточно высокие результаты. Но значимый вклад внесли контракты, сроки завершения которых неоднократно переносились. Кроме того, к числу сданных судов отнесен танкер типа «Афрамакс» проекта 114 K, построенный на ООО «ССК «Звезда» (стоит отметить, что строительство на 80% осуществлялось в Корее на верфи Hyundai Samho Heavy Industries). По данным INFOline, всего было передано 108 единиц судов тоннажем более 50 т (+6 ед. к 2019 году) совокупной стоимостью 213,9 млрд руб. (+56,4% г/г), а их совокупный тоннаж составил 548,4 тыс. т (+62,2% г/г). В гражданском сегменте было сдано 73 судна (-4 ед. к 2019 году) совокупной стоимостью 110,7 млрд руб. (+40,8% г/г), а их совокупный тоннаж составил 479,0 тыс. т (+61,1% г/г).

Ввиду неопределенности в экономических ожиданиях новые заказы значительно просели в количественном выражении. Показательно, что впервые за длительное время снизился объем нового бизнеса лизинговых компаний в сегменте морских и речных судов (падение на 36% г/г, до 97 млрд руб.). Хотя в целом в стоимостном выражении объем контрактации был высок за счет заказа на строительство головного атомного ледокола «Лидер» (стоимостью 127,576 млрд руб.).

В 2021 году по мере улучшения экономических ожиданий и постепенного восстановления спроса на энергоносители отмечается рост контрактации на гражданские суда. Согласно Reuters, за январь-октябрь 2021 года было законтрактовано 50 судов. В их число, по данным агентства, предварительно включены семь арктических танкеров-челноков дедвейтом 120 тыс. т с ледовым классом Arc7 для проекта «Восток Ойл», которые будут построены на ООО «ССК «Звезда». Среди других знаковых событий стоит выделить контракт на 12,8 млрд руб. между ПАО «Судостроительным заводом «Красное Сормово» и Государственной транспортной лизинговой компанией на 11 сухогрузов проекта RSD59. Объем нового бизнеса в сегменте морских и речных судов за девять месяцев 2021 года составил 75,4 млрд руб. (падение на 22,2% г/г), что пока ниже значения прошлого года.

Объем контрактации мог быть и выше, однако ряд заказов был размещен за рубежом по причине полной загрузки ведущих российских судостроительных компаний. По мнению представителей отрасли, происходит сознательный отказ российских верфей от контрактации, в том числе от участия в госконтрактах со сроками сдачи ранее 2025 года по причине повышенных рисков превышения установленных сроков выполнения работ и опережающего роста цен на комплектующие и сырье.

В начале года были надежды на достижение рекорда по количеству и стоимости сданных судов. Основой для таких ожиданий являлись: во-первых, рекордный объем контрактации на корабли и суда, который превышал 2,8 трлн руб. (совокупный тоннаж более 7,4 млн т), во-вторых, значительное число проектов в военном и гражданском судостроении не было завершено и было перенесено на 2021–2022 годы. Предполагалось, что в отчетном году может быть сдано порядка 125 кораблей и судов, но в течение года ожидания постепенно ухудшались. К середине года они были на уровне более 100 судов, в том числе 70 гражданских. По предварительным данным INFOLine, фактически за девять месяцев было сдано 56 судов суммарной стоимостью 69 млрд руб. (-17,5% г/г) и совокупным тоннажем 219 тыс. т (-17,9% г/г), из них более 30 млрд руб. пришлось на многоцелевую АПЛ проекта 885М Ясень-М «Казань».

Отечественные верфи продолжают испытывать сложности в обеспечении ритмичности работ, в том числе по объективным причинам ввиду сбоев в логистических цепочках. В гражданском судостроении доля импортных комплектующих в зависимости от проекта может достигать 60–70% от цены судна. Выйти на рекордный уровень 2020 года за оставшийся квартал будет проблематично. Во многом это будет зависеть от того, успеют ли судостроители сдать ряд крупных проектов, в том числе первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь», который должен быть сдан в декабре, а также менее масштабные — судно снабжения проекта IBSV 10022, танкер-химовоз проекта 00216М и т.д.

Читайте также

Диверсификация
Обуховский завод освоил производство песчаного 3D-принтера «Бархан-1200»
Диверсификация
Рост спроса на гражданскую продукцию предприятий ОПК РФ отмечают в «Швабе»
Диверсификация
Ростех почти в 10 раз нарастил производство акустического оборудования
Диверсификация
Нижегородский авиазавод «Сокол» обещают загрузить гражданскими проектами