На официальном уровне задача перехода к новой индустриальной модели, где бы предприятия ОПК взяли на себя роль производителей в том числе продукции гражданского назначения, впервые прозвучала из уст президента РФ еще в 2016 году.
А в декабре того же года в Послании Федеральному Собранию были обозначены и целевые показатели: к 2020 г. довести долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в производстве предприятиями ОПК не менее чем до 17%, к 2025 г. – до 30%. К 2030 же предприятия комплекса должны выпускать как минимум 50% продукции, от всего своего объема, для гражданского сектора. И такие цели были поставлены небеспочвенно, ведь потенциал предприятий ОПК для выпуска продукции гражданского назначения для медицины, авиации, судостроения, энергетики чрезвычайно высок. Так, президент РФ Владимир Путин на одном из совещаний подчеркивал, что предприятия ОПК располагают крепкой производственной, технологической и кадровой базой, имеют хорошие научно-технические заделы. Более того, на многих из них такая работа уже идет (речь шла о 2016 годе), в том числе в сотрудничестве с ведущими российскими университетами, научными организациями, с нашими гражданскими ведомствами.
Как отмечают эксперты, после прохождения пика загрузки по гособоронзаказу начнется постепенное сокращение выпуска продукции военного назначения, что внесет существенные коррективы в экономическую модель части предприятий, которые «живут» только за счет производства продукции для военных. Об этом говорят и исследования. Так, в 2018 г. Россия впервые за 13 лет не вошла в пятерку стран – лидеров по военным расходам. И несмотря на то, что в 2019 вновь туда вернулась, направив на военные расходы порядка $65 млрд (по данным доклада Стокгольмского института исследования проблем мира SIPRI), общая тенденция направлена в сторону сокращения трат на оборонную промышленность. Как отмечают авторы этого же доклада, пандемия коронавируса также внесет коррективы в траты на оборону: многие страны пересмотрят бюджеты на будущий год и, вероятно, будут больше тратить на здравоохранение и образование, нежели оборону. В этих условиях курс на диверсификацию позволит стране выстроить независимую от оборонной промышленности модель развития предприятий ОПК.
К тому же потенциальные и существующие мощности ОПК можно направить на развитие отечественной экономики в целом, продвигая выход новых высокотехнологичных продуктов на экспортные рынки, стимулируя предпринимательство, поощряя создание новых квалифицированных рабочих мест и пополняя бюджет страны дополнительными доходами за счет роста налоговых поступлений.
Не секрет, что особенностью российского оборонного комплекса является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. В том числе поэтому процесс диверсификации в России проходит не без проблем, требует внушительных финансовых вложений, государственной поддержки и серьезной реорганизации производства. Однако несмотря на существующие барьеры многие перспективные проекты по выпуску гражданской продукции уже запущены и успешно реализуются.