Гражданские разработки высокого полета
Диверсификация

Гражданские разработки высокого полета

Гражданские разработки высокого полета

Советский ОПК часто занимался выпуском продукции для простых граждан. Правда, факультативно, заодно с основными задачами. Но в 2016 году, когда перед рынком была поставлена цель по диверсификации, ситуация изменилась – его участникам пришлось делать работу с «гражданкой» системной. Один из удачных кейсов по внедрению новых подходов к производству демонстрирует корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Переход технических новаций, разработанных на поле боя или в военных лабораториях, в мирную повседневную жизнь – неотъемлемая часть технологического человеческого развития. Армия всегда была одним из наиболее обеспеченных заказчиков инноваций, для которого главное – не просто результат, но и результат как можно быстрее. Тефлоновое покрытие и атомные электростанции, гипсовые повязки и сублимированные продукты, интернет и освоение человеком космоса – военные разработки успешно «завоевывают» и гражданские рынки, помогая миру двигаться вперед. Но раньше это происходило заодно с военными задачами, а где-то и по счастливой случайности.

Но сегодня ждать, пока случится переход технологий из одной сферы в другую, необязательно. Предприятия ОПК, по мере роста промышленных мощностей и научных компетенций, сами начинают выходить на гражданский рынок, искать партнеров и выступать инициаторами проектов, созданных специально для мирного времени. В России этот процесс значительно ускорился в 2016 году, когда президент страны Владимир Путин поставил задачу по диверсификации, а именно – достижение оборонно-промышленным комплексом (ОПК) к 2030 году доли производства гражданских товаров и товаров двойного назначения в общем объеме выручки до 50%.

К предприятиям, которые смогли успешно изменить свой подход к производству, относится и российская корпорация «Тактическое ракетное вооружение», объединяющая под своим крылом почти четыре десятка инновационных предприятий по всей стране. Всему миру КТРВ, головное предприятие корпорации которого находится в подмосковном Королеве, известна в первую очередь как создатель высокоточного оружия. Однако на протяжении всей своей истории предприятия корпорации выпускали не только военную продукцию, но и востребованные за счет ассортимента и качества гражданские товары. 

Производством гражданских товаров предприятие начало заниматься уже спустя несколько лет с момента своего основания. Сначала это была продукция с технической точки зрения достаточно простая: столовые и чайные приборы, детские игрушки. Потом на заводе было завершено строительство отдельного цеха для производства чайно-кофейных сервизов. Именно этот момент стал началом производства товаров народного потребления, которые по мере расширения завода и появления новых научно-исследовательских разработок – ведь дело шло в гору – становились все более технологичными.

Так, в разные годы на заводе разрабатывались установки для консервирования донорской крови, кондиционеры для «Аэрофлота», линии по изготовлению творога, транспортеры разного назначения, гладильные машины «Калинка» и даже сейфовые замки с повышенной взломостойкостью «Бизон».

Гражданские проекты

В новом XXI веке корпорация «Тактическое ракетное вооружение» о своем гражданском опыте не только не забыла, но и решила его приумножать. Катализатором изменений стали 2016 год и новые задачи по диверсификации. Ответом на данный вызов (а для многих предприятий такая цель действительно была профессиональным вызовом) стало внедрение на заводах корпорации проектного управления и специального направления по производству гражданских продуктов.

КТРВ приступила к целенаправленной разработке и выпуску уникальных товаров специально для гражданского рынка.

«Мы полностью поменяли подход к созданию продукции. Сегодня на каждом предприятии появились ответственные за диверсификацию специалисты, организованы проектные группы, курируемые менеджерами на головной площадке. Была введена и новая система мотивации, завязанная на показателях прибыльности проекта. Помимо этого, появилось и ранжирование проектов. Все это позволяет работать по формуле "20% усилий – 80% успеха". Контроль по проектам осуществляется в еженедельном формате – вся информация поступает руководству корпорации и, при необходимости, возвращается с поручениями, корректировками планов по проектам. Это позволяет оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, ведь при наукоемких разработках на стадии планирования зачастую принимаются определенные допущения»  Роман Купцов начальник департамента гражданской продукции АО «КТРВ»

Работа с предприятиями была стандартизирована. Так, были разработаны единые требования к проектам и необходимой документации – форме паспорта проекта, планам-графикам, мероприятиям и запланированным результатам. Подобный унифицированный формат помогает понять потенциальные риски и слабые стороны проектов, без исключения которых нельзя приступать к работам.

Неважно, кто выступает инициатором проекта – дочернее общество, головная площадка, департамент гражданской продукции или даже заказчик, – каждая инициатива оценивается по нескольким параметрам, в составе которых в том числе соответствие базовым компетенциям КТРВ. Если они соответствуют, то после предварительной оценки проект проходит обязательный этап маркетингового анализа: определяются рынок, востребованность продукта, планируемая выручка, потенциальные заказчики. С ними проводят предварительные переговоры. Последнее особенно важно.

«Всегда в нашей работе мы стараемся разрабатывать продукт совместно с заказчиком. Это было одним из важных нововведений – мы ушли от стандартного жесткого шаблона работы оборонных предприятий, когда заказчики сами полностью составляли ТЗ, без чего работа не начиналась. Сегодня мы стараемся составлять ТЗ совместно с заказчиком и на всех стадиях разработки вовлекать его в процесс. Это позволяет ему на финальном этапе иметь удобный и конкурентный продукт по понятной стоимости», – уточняет Роман Купцов.

Умение слышать и работать с поступающими от заказчика запросами, взаимодействие с самыми разными участниками «гражданки» открывает новые возможности и позволяет привносить в работу новации, лучше чувствовать рынок в целом. Благодаря этому КТРВ представлена на разных гражданских направлениях. Например, для отечественного авиа­строения был разработан важный с точки зрения импортозамещения интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) для малой авиации – аналог популярной зарубежной системы пилотажного оборудования Garmin G1000. Эта аппаратура пригодна для самолетов, проектируемых Уральским заводом гражданской авиации и S7, а еще ею оснащен новый учебный самолет СР-10. Из композитных материалов КТРВ делает узлы и детали авиационных двигателей, используемых на самолетах МС-21.

Новые решения

Уникальные разработки есть и для исследователей российской Арктики, в том числе и для освоения Северного морского пути. Здесь есть сразу несколько новаций.

Так, космические аппараты КТРВ с локаторами на базе активной фазированной решетки могут собирать информацию о местоположении и типе льда, что позволит эффективно планировать маршруты для ледоколов. Для авиатехники разрабатывается комплекс бортового оборудования с датчиками толщины льда и локатором ледовой обстановки. Установленная на вертолет или легкий самолет аппаратура также сможет отслеживать маршруты судов, чтобы не допустить их попадания в ледовый плен. Пока такого ни у кого нет.

Еще одно направление НИОКР – это мониторинг ледовой обстановки с помощью системы береговых радаров и судовых станций, чтобы ледовые поля можно было отслеживать в режиме реального времени в каждой точке маршрута.

Одно из многих перспективных направлений работы – литийионные аккумуляторы и элементы питания. Корпорация умеет производить различные аккумуляторы для малой техники и уже приступила к созданию более крупных вариантов – для коммунальной техники.

В числе последних разработок – представленная на форуме «Армия-2022» первая российская многофункциональная платформа-погрузчик HARD-E с электродвигателем. Комплекс был создан благодаря сотрудничеству машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящего в КТРВ, и отечественного Курганского завода дорожных машин («Кургандормаш»).

«Аналогов этого погрузчика нет практически ни в одной стране. Машина разрабатывалась для Москвы и полностью адаптирована к электрической инфраструктуре города»  Юрий Авдалов председатель совета директоров предприятия «Кургандормаш»

Мини-погрузчик был разработан всего за год под надзором столичного департамента ЖКХ для предприятия «Автомобильные дороги». Машина почти бесшумна, может перемещать грузы весом до одной тонны и пригодится при погрузочных, дорожных и строительных работах. В погрузчике установлены электрические батареи, которые обеспечивают до семи часов бесперебойной работы. Подзарядка погрузчика осуществляется от городской инфраструктуры (здесь стоит отметить, что КТРВ сейчас занимается разработкой и электрозарядных станций – первые тесты ожидаются уже в этом году) или от промышленной электросети. И, пожалуй, самое важное – HARD-E состоит полностью из российских комплектующих.

Первый прототип уже проходит испытания в Москве. До ноября будут поставлены еще две машины. Ожидается, что в скором времени будет принято решение о дальнейшем финансировании новых разработок и уже серийного производства погрузчика, а до конца года специально для разработки дорожно-строительной коммунальной техники на электрической тяге может быть создано совместное предприятие.

КТРВ плотно взаимодействует и с другими про­изводителями транспортных средств на электротяге, например, с группой компаний «КАМАЗ», «ГАЗ» (Ликинский автобусный завод). Более крупная техника – к примеру, самосвалы и грузовики на электротяге – потребует батарей совсем другого уровня, и это большой вызов для разработчиков.

Проектный подход позволил корпорации увеличить доход от производства гражданской продукции за последние годы в несколько раз. Работает он и на импортозамещение, особенно актуальное в текущих непростых геополитических условиях. И не менее важно, считают в корпорации, что одновременная работа по двум направлениям дает синергетический эффект: работа кипит, и обмен идеями с той и с другой стороны дает вдохновение на новые разработки, которые можно применить и в сегменте ОПК.

Читайте также

Диверсификация
"Росэлектроника" поставляет кабели для работы спецсвязи в экстремальных условиях
Диверсификация
Холдинг KMZ импортозаместит ушедшего с рынка Bosch
Диверсификация
«Росэлектроника» и Российская академия наук создадут суперкомпьютер нового поколения
Диверсификация
"Калашников" начал поставки гражданских беспилотников для ГТЛК