Гражданские разработки высокого полета
Диверсификация

Гражданские разработки высокого полета

Гражданские разработки высокого полета

Советский ОПК часто занимался выпуском продукции для простых граждан. Правда, факультативно, заодно с основными задачами. Но в 2016 году, когда перед рынком была поставлена цель по диверсификации, ситуация изменилась – его участникам пришлось делать работу с «гражданкой» системной. Один из удачных кейсов по внедрению новых подходов к производству демонстрирует корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Переход технических новаций, разработанных на поле боя или в военных лабораториях, в мирную повседневную жизнь – неотъемлемая часть технологического человеческого развития. Армия всегда была одним из наиболее обеспеченных заказчиков инноваций, для которого главное – не просто результат, но и результат как можно быстрее. Тефлоновое покрытие и атомные электростанции, гипсовые повязки и сублимированные продукты, интернет и освоение человеком космоса – военные разработки успешно «завоевывают» и гражданские рынки, помогая миру двигаться вперед. Но раньше это происходило заодно с военными задачами, а где-то и по счастливой случайности.

Но сегодня ждать, пока случится переход технологий из одной сферы в другую, необязательно. Предприятия ОПК, по мере роста промышленных мощностей и научных компетенций, сами начинают выходить на гражданский рынок, искать партнеров и выступать инициаторами проектов, созданных специально для мирного времени. В России этот процесс значительно ускорился в 2016 году, когда президент страны Владимир Путин поставил задачу по диверсификации, а именно – достижение оборонно-промышленным комплексом (ОПК) к 2030 году доли производства гражданских товаров и товаров двойного назначения в общем объеме выручки до 50%.

К предприятиям, которые смогли успешно изменить свой подход к производству, относится и российская корпорация «Тактическое ракетное вооружение», объединяющая под своим крылом почти четыре десятка инновационных предприятий по всей стране. Всему миру КТРВ, головное предприятие корпорации которого находится в подмосковном Королеве, известна в первую очередь как создатель высокоточного оружия. Однако на протяжении всей своей истории предприятия корпорации выпускали не только военную продукцию, но и востребованные за счет ассортимента и качества гражданские товары. 

Производством гражданских товаров предприятие начало заниматься уже спустя несколько лет с момента своего основания. Сначала это была продукция с технической точки зрения достаточно простая: столовые и чайные приборы, детские игрушки. Потом на заводе было завершено строительство отдельного цеха для производства чайно-кофейных сервизов. Именно этот момент стал началом производства товаров народного потребления, которые по мере расширения завода и появления новых научно-исследовательских разработок – ведь дело шло в гору – становились все более технологичными.

Так, в разные годы на заводе разрабатывались установки для консервирования донорской крови, кондиционеры для «Аэрофлота», линии по изготовлению творога, транспортеры разного назначения, гладильные машины «Калинка» и даже сейфовые замки с повышенной взломостойкостью «Бизон».

Гражданские проекты

В новом XXI веке корпорация «Тактическое ракетное вооружение» о своем гражданском опыте не только не забыла, но и решила его приумножать. Катализатором изменений стали 2016 год и новые задачи по диверсификации. Ответом на данный вызов (а для многих предприятий такая цель действительно была профессиональным вызовом) стало внедрение на заводах корпорации проектного управления и специального направления по производству гражданских продуктов.

КТРВ приступила к целенаправленной разработке и выпуску уникальных товаров специально для гражданского рынка.

«Мы полностью поменяли подход к созданию продукции. Сегодня на каждом предприятии появились ответственные за диверсификацию специалисты, организованы проектные группы, курируемые менеджерами на головной площадке. Была введена и новая система мотивации, завязанная на показателях прибыльности проекта. Помимо этого, появилось и ранжирование проектов. Все это позволяет работать по формуле "20% усилий – 80% успеха". Контроль по проектам осуществляется в еженедельном формате – вся информация поступает руководству корпорации и, при необходимости, возвращается с поручениями, корректировками планов по проектам. Это позволяет оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, ведь при наукоемких разработках на стадии планирования зачастую принимаются определенные допущения»  Роман Купцов начальник департамента гражданской продукции АО «КТРВ»

Работа с предприятиями была стандартизирована. Так, были разработаны единые требования к проектам и необходимой документации – форме паспорта проекта, планам-графикам, мероприятиям и запланированным результатам. Подобный унифицированный формат помогает понять потенциальные риски и слабые стороны проектов, без исключения которых нельзя приступать к работам.

Неважно, кто выступает инициатором проекта – дочернее общество, головная площадка, департамент гражданской продукции или даже заказчик, – каждая инициатива оценивается по нескольким параметрам, в составе которых в том числе соответствие базовым компетенциям КТРВ. Если они соответствуют, то после предварительной оценки проект проходит обязательный этап маркетингового анализа: определяются рынок, востребованность продукта, планируемая выручка, потенциальные заказчики. С ними проводят предварительные переговоры. Последнее особенно важно.

«Всегда в нашей работе мы стараемся разрабатывать продукт совместно с заказчиком. Это было одним из важных нововведений – мы ушли от стандартного жесткого шаблона работы оборонных предприятий, когда заказчики сами полностью составляли ТЗ, без чего работа не начиналась. Сегодня мы стараемся составлять ТЗ совместно с заказчиком и на всех стадиях разработки вовлекать его в процесс. Это позволяет ему на финальном этапе иметь удобный и конкурентный продукт по понятной стоимости», – уточняет Роман Купцов.

Умение слышать и работать с поступающими от заказчика запросами, взаимодействие с самыми разными участниками «гражданки» открывает новые возможности и позволяет привносить в работу новации, лучше чувствовать рынок в целом. Благодаря этому КТРВ представлена на разных гражданских направлениях. Например, для отечественного авиа­строения был разработан важный с точки зрения импортозамещения интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) для малой авиации – аналог популярной зарубежной системы пилотажного оборудования Garmin G1000. Эта аппаратура пригодна для самолетов, проектируемых Уральским заводом гражданской авиации и S7, а еще ею оснащен новый учебный самолет СР-10. Из композитных материалов КТРВ делает узлы и детали авиационных двигателей, используемых на самолетах МС-21.

Новые решения

Уникальные разработки есть и для исследователей российской Арктики, в том числе и для освоения Северного морского пути. Здесь есть сразу несколько новаций.

Так, космические аппараты КТРВ с локаторами на базе активной фазированной решетки могут собирать информацию о местоположении и типе льда, что позволит эффективно планировать маршруты для ледоколов. Для авиатехники разрабатывается комплекс бортового оборудования с датчиками толщины льда и локатором ледовой обстановки. Установленная на вертолет или легкий самолет аппаратура также сможет отслеживать маршруты судов, чтобы не допустить их попадания в ледовый плен. Пока такого ни у кого нет.

Еще одно направление НИОКР – это мониторинг ледовой обстановки с помощью системы береговых радаров и судовых станций, чтобы ледовые поля можно было отслеживать в режиме реального времени в каждой точке маршрута.

Одно из многих перспективных направлений работы – литийионные аккумуляторы и элементы питания. Корпорация умеет производить различные аккумуляторы для малой техники и уже приступила к созданию более крупных вариантов – для коммунальной техники.

В числе последних разработок – представленная на форуме «Армия-2022» первая российская многофункциональная платформа-погрузчик HARD-E с электродвигателем. Комплекс был создан благодаря сотрудничеству машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящего в КТРВ, и отечественного Курганского завода дорожных машин («Кургандормаш»).

«Аналогов этого погрузчика нет практически ни в одной стране. Машина разрабатывалась для Москвы и полностью адаптирована к электрической инфраструктуре города»  Юрий Авдалов председатель совета директоров предприятия «Кургандормаш»

Мини-погрузчик был разработан всего за год под надзором столичного департамента ЖКХ для предприятия «Автомобильные дороги». Машина почти бесшумна, может перемещать грузы весом до одной тонны и пригодится при погрузочных, дорожных и строительных работах. В погрузчике установлены электрические батареи, которые обеспечивают до семи часов бесперебойной работы. Подзарядка погрузчика осуществляется от городской инфраструктуры (здесь стоит отметить, что КТРВ сейчас занимается разработкой и электрозарядных станций – первые тесты ожидаются уже в этом году) или от промышленной электросети. И, пожалуй, самое важное – HARD-E состоит полностью из российских комплектующих.

Первый прототип уже проходит испытания в Москве. До ноября будут поставлены еще две машины. Ожидается, что в скором времени будет принято решение о дальнейшем финансировании новых разработок и уже серийного производства погрузчика, а до конца года специально для разработки дорожно-строительной коммунальной техники на электрической тяге может быть создано совместное предприятие.

КТРВ плотно взаимодействует и с другими про­изводителями транспортных средств на электротяге, например, с группой компаний «КАМАЗ», «ГАЗ» (Ликинский автобусный завод). Более крупная техника – к примеру, самосвалы и грузовики на электротяге – потребует батарей совсем другого уровня, и это большой вызов для разработчиков.

Проектный подход позволил корпорации увеличить доход от производства гражданской продукции за последние годы в несколько раз. Работает он и на импортозамещение, особенно актуальное в текущих непростых геополитических условиях. И не менее важно, считают в корпорации, что одновременная работа по двум направлениям дает синергетический эффект: работа кипит, и обмен идеями с той и с другой стороны дает вдохновение на новые разработки, которые можно применить и в сегменте ОПК.

Читайте также

Диверсификация
Ростех передал в Донбасс и Новороссию мини-погрузчики для ремонта дорог
Диверсификация
"Высокоточные комплексы" разработали первый российский телетрап для аэропортов
Диверсификация
«Ростех» до конца года начнет производство нового мобильного аппарата ИВЛ «Мобивент АРМ»
Диверсификация
«Калашников» увеличил станкостроительное производство более чем в 1,5 раза