ОПК ответил: «Есть!»
Национальные проекты России – это 13 ключевых направлений развития государства. Масштабные программы нацелены на экономический рост и технологический рывок страны, и предприятия оборонно-промышленного комплекса включаются в их реализацию.
В фокусе национальных проектов России – интересы людей: их здоровье, качество жизни, образование, доступность социальных благ, рост доходов и уверенность в будущем. Все это невозможно без устойчивого развития экономики, основанного в том числе на инновациях, цифровизации, импортозамещении и диверсификации ОПК. Потому что оборонно-промышленный комплекс – это не только мощные производственные площадки, но в первую очередь уникальная база для сложных научных исследований и разработок, без которых невозможно развитие высокотехнологичных отраслей.
Какое-то время назад в национальных проектах возможности оборонно-промышленного комплекса присутствовали не так широко. Но после того как перед отраслью были поставлены задачи по диверсификации, а также произошла рекалибровка национальных целей, наметился и фронт работ в связи с реализацией федеральных проектов, ориентированных на поддержку и развитие определенных сфер экономики и промышленности.
Сейчас идет отладка взаимодействия систем работы оборонной отрасли и гражданских секторов, а также социальной сферы, на которую ориентированы нацпроекты. Также адаптируются к рыночной среде нормативная база ОПК и классические финансовые инструменты.
По мнению профессора РЭУ им. Г. В. Плеханова Владимира Пименова, статья которого опубликована в еженедельнике «Военно-промышленный курьер», только треть технологий и материалов ОПК в принципе может экономически эффективно применяться в гражданской промышленности. Это доказывает практика многих стран. Однако в России, считает эксперт, основная функция ОПК – в другом. Современная государственная политика еще не полностью переориентировалась на промышленную стратегию развития. Рабочие векторы, ориентированные на технологический прогресс, улучшение инвестиционного климата, сокращение затрат и повышение конкурентоспособности, пока только формируются. В этой ситуации необходимо расширить возможности для трансфера высоких технологий из оборонной промышленности в гражданский сектор. Национальные же проекты, уверен Пименов, нужно рассматривать прежде всего как средство и инструмент для модернизации инфраструктуры экономики страны. И с этой точки зрения участие в них «оборонки» приобретает сейчас особую значимость.
На благо каждого
Внимание к инфраструктурным проектам, комплексный и системный подход, создание реальных условий для привлечения средств из всех, а не только государственных, источников – в этом заключается главное отличие нацпроектов образца сегодняшнего дня от прежних подобных стратегий.
Четыре приоритетных национальных проекта по распоряжению президента Владимира Путина в России были начаты еще в 2005 году. Три с ярко выраженной социальной доминантой – «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Образование». И один отраслевой – «Развитие агропромышленного комплекса». Планы были рассчитаны до 2010 года. Самые хорошие результаты дал нацпроект в сфере АПК – за три года целевые показатели были достигнуты, ситуация улучшилась, с 2008 года проект трансформировался в госпрограмму.
В остальных случаях путь к реализации целей был не таким гладким. С одной стороны, не ко всем вызовам были готовы региональные власти, с другой стороны, помешало несовершенство законодательной базы, а где-то не хватило ресурсов. Сказался и масштабный кризис 2008 года. Тем не менее именно в те годы стала активно развиваться ипотека, в школах появился интернет, были созданы мощные университетские центры, стартовала выдача «родовых сертификатов». И наметился главный тренд – цифровизация, причем во многих сферах: от госуслуг до логистики, от телемедицины до электронных торговых площадок.
Следующий виток развития нацпроектов – одиннадцать майских указов президента, подписанных 7 мая 2012 года. В документе были сформулированы основные направления социально-экономического развития страны до 2020 года. Теперь в круг интересов были включены и промышленность, и высокотехнологичные отрасли. Внимание было уделено, кроме прочего, и переоснащению армии новейшими видами вооружений – крупные заказы и субсидии на НИОКР при этом получили военные предприятия и КБ. По данным, которые позднее приводил министр обороны Сергей Шойгу, к 2017 году количество современных образцов вооружений и техники в ВС РФ достигло 59 % – в 3,6 раза больше, чем пятью годами раньше. Ответив на запросы армии, можно было переходить к новым задачам – диверсификации.
В 2016 году был создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а затем утверждены основные направления работы на период с 2018 по 2024 год. В их числе здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, международная кооперация и экспорт, производительность труда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, реформа контрольной и надзорной деятельности, безопасные и качественные дороги, моногорода, экология. Этот фронт работ послужил основой для последующего формирования нацпроектов и федеральных проектов, включая обновления глобальных долгосрочных планов в 2020 году.
Разработчики нацпроектов образца 2018 года постарались усовершенствовать программы, учитывая опыт прошлых лет. Были предложены комплексные меры и «сквозные» программы для смежных сегментов рынка, реорганизована система управления, отчетности и персональной ответственности за результат работы. Созданы условия для того, чтобы сделать участие в них выгодным для крупного бизнеса, а малому и среднему – облегчить жизнь. Сами эти стратегии тогдашний глава кабинета министров Дмитрий Медведев назвал «чертежом будущей России». Строительство по «чертежу» должно было идти с авторским надзором – вице-премьеров и министров, ответственных за конкретные направления; с электронным паспортом и бюджетом; с применением цифровых технологий мониторинга и контроля; с повышенным вниманием к работе на местах – губернаторов и муниципалитетов, для которых итоги реализации нацпроектов прямо влияли на личные показатели KPI.
Капитал, среда и рост
В итоге в структуре нацпроектов сформировалось 13 направлений работы – это 12 национальных проектов плюс комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры. Их объединили в три крупных блока: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». На реализацию всех планов планировалось выделить й25,7 трлн, в том числе на первое направление – й5,7 трлн, на второе – й9,9 трлн, на третье – й10,1 трлн. Самыми дорогостоящими на этапе старта нацпроектами стали программы в области модернизации магистральной инфраструктуры, дорог и экологии. Меньше всего затрат приходилось на поддержку малого бизнеса, занятости и культуры.
Поправка на вирус
Национальные проекты стартовали в 2019 году, планы охватывали период до 2024 года. Но богатый на перемены 2020 год и здесь внес свои изменения:
в июле программы были скорректированы с учетом новых государственных приоритетов, сформулированных в июльском указе главы государства; задачи начали пересматривать, а срок по достижению ряда целевых показателей был отодвинут на 2030 год.
Планы переверстали с учетом расходов на борьбу с распространением инфекции и на поддержку наиболее пострадавших отраслей. Существенно увеличились и затраты на нацпроекты: на НП «Здравоохранение» – вдвое, на НП «Экология» – на две трети, на НП «Образование», «Демография», «Цифровая экономика» – в полтора раза. При этом на некоторые другие направления средств стало выделяться меньше.
В июле 2020 года был издан указ президента о национальных целях развития страны. Он по сути заменил майские указы 2018 года. Нацпроекты скорректировали и увязали единым планом достижения национальных целей до 2030 года, который планируется утвердить в финальной редакции в апреле 2021 года.
Среди ключевых результатов масштабного плана нужно выделить рост ВВП России – показатель должен превысить среднемировой уровень, а также рост инвестиционного капитала на 70 % за 10 лет, снижение уровня бедности вдвое и увеличение продолжительности жизни до 78 лет. Что же касается нацпроектов, то их корректировку эксперты описывают разными терминами – от «обнулить» до «придать новый импульс». Уже заявлено, что мониторить их исполнение будут практически в онлайн-режиме и с учетом этого – вносить поправки и делать оргвыводы.
Актуальные вызовы
Чтобы достичь запланированных показателей, нужны драйверы экономического роста. Роль реального сектора экономики и ОПК как одного из его ключевых элементов остается крайне ответственной. Правительство во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным прилагает максимум усилий к тому, чтобы стимулировать технологический прогресс, реализовать масштабные инфраструктурные реформы. Для этого нужны серьезные изменения в законодательной базе и повседневной практике. А в оборонной сфере любые изменения требуют дополнительных усилий.
Вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в Правительстве России оборонную и гражданскую промышленность, а также топливно-энергетический комплекс, не раз говорил о необходимости введения для этих секторов экономики ряда преференций, чтобы «расчистить и занять должную долю внутреннего рынка», убрать излишние административные барьеры, создать адекватные схемы финансирования. Вице-премьер предлагал применять систему квот на госзакупки в рамках национальных проектов и госзаказа в целом, внести изменения в процедуру торгов при закупках и т. д. Эти аргументы были услышаны, и в феврале 2020 года в федеральные законы о государственных закупках и закупках госкомпаний (44-ФЗ и 223-ФЗ) были внесены поправки, ориентированные на привлечение предприятий ОПК к реализации национальных проектов и дальнейшую диверсификацию их продукции.
Ракеты и суставы
Участие предприятий ОПК в реализации нацпроектов стало центральной темой Международного военно-технического форума «Армия-2020», который прошел осенью прошлого года. Участие в нем приняли высокопоставленные государственные руководители уровня вице-премьера правительства и заместителей министров, главы госкорпораций, представители Госдумы, влиятельные эксперты. На форуме были представлены ведущие оборонно-промышленные предприятия России и, самое главное, их гражданские проекты.
Так, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» участвует в создании уникальных эндопротезов из углерод-углеродного композита, которые используются для замены утраченных суставов, костей челюсти и теменной части черепа при серьезных травмах. НПО «Высокоточные комплексы» выпускает современное медицинское оборудование, а также технику для дорожного строительства, машины для борьбы с лесными пожарами в труднодоступных местах. Концерн «Алмаз – Антей» производит не только зенитно-ракетные комплексы, но и низкоальфаактивные припойные сплавы для радиоэлектроники, которые считаются одними из лучших в мире.
Предприятия оборонной отрасли выпускают фармацевтическую продукцию, приборы для мониторинга возможных чрезвычайных ситуаций, телекоммуникационное оборудование, в том числе для наблюдения за объектами в космосе. Такие приборы могут за 36 тыс. км разглядеть на околоземной орбите предмет диаметром 25–30 см. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин считает, что сейчас настало время «разумной конверсии» и пора «раскупоривать технологии», которые раньше применялись только в закрытых военных областях. Именно поэтому, сказал он, «Роскосмос» развивает услуги и сервисы, наращивает производство медицинского оборудования, приборов для энергетики и систем управления. Как пояснил Рогозин, уже сейчас 54 % от общего объема производства и услуг «Роскосмоса» – гражданская продукция и есть «колоссальные перспективы» увеличения этой доли.
Непростой 2020 год напомнил, что на любые сигналы тревоги со стороны общества предприятия «оборонки» реагируют быстро и четко. Когда в первые месяцы распространения коронавируса резко выросла потребность в средствах защиты, тепловизорах и бесконтактных термометрах, медицинском оборудовании, масках, аппаратах ИВЛ и ЭКМО, морозильниках и дезинфицирующих средствах – производство этой продукции оперативно нарастили именно предприятия ОПК. Обеспечили ею медиков в предельно сжатые сроки. Сейчас, когда опасность постепенно отступает, наработанные схемы производства и маркетинга окажутся очень полезными при осуществлении других программ гражданской направленности.
Компетентно о деньгах
Реализация любого плана требует средств. Но, как говорил в ходе форума «Армия-2020» вице-премьер Юрий Борисов, «так получилось, что реальная промышленность в национальных проектах практически не участвовала. Предприятия Минпромторга России, «Роскосмоса», «Росатома» оказались вне нацпроектов. Колоссальные деньги утекали между пальцев, пришлось проводить большую работу, чтобы соединить эти потребности и возможности «оборонки». Работа, действительно, была проведена колоссальная, чтобы отрегулировать систему государственных закупок, ввести для конкурентоспособной продукции отечественных производителей необходимые квоты в закупках госструктур и инвестиционных программах естественных монополий. Кроме того, в качестве мер государственной поддержки сейчас стали гораздо более активно использоваться различные субсидии и льготные займы, которые на цели диверсификации выдает Фонд развития промышленности. В целом государство дает «оборонщикам» доступ к «длинным дешевым деньгам» и преференции при сбыте продукции в рамках госзакупок. Это серьезная поддержка.
Эксперты считают, что в рамках нацпроектов приоритетными рыночными нишами для предприятий ОПК сегодня могут стать медицина, транспортное машиностроение, радиоэлектроника, энергетическое машиностроение и др. Емкость этих рынков в части компетенций предприятий ОПК оценивается почти в полтора триллиона рублей. По оценкам Минпромторга России, оборонный сектор может обеспечить закупки половины продукции, необходимой для реализации нацпроектов, – это более й3 трлн. По данным, которые на одном из совещаний привел президент Владимир Путин, потенциальный спрос на гражданскую продукцию предприятий ОПК превышает сейчас 5,5 тыс. позиций.
Как полагают аналитики Промсвязьбанка, решающим становится фактор готовности самих предприятий к применению обновленных бизнес-моделей для выпуска и продвижения гражданской продукции. Такая адаптация – логичный шаг в развитии отрасли, и он будет обязательно сделан.