Российский оборонно-промышленный комплекс, преодолев кризис 1990-х годов, начал уверенное восстановление и сейчас на основе государственной стратегии держит курс на развитие.
К оборонной промышленности относится более 1200 предприятий, на которых работают более 1,4 млн человек. Большинство организаций находятся в сфере деятельности Минпромторга России, они объединены в крупные интегрированные структуры, а те, в свою очередь, преимущественно входят в состав госкорпораций – «Ростех», «Роскосмос», «Росатом».
По данным статьи «Диверсификация ОПК: цель, промежуточный этап или средство развития?» заведующего лабораторией анализа и прогнозирования наукоемких, высокотехнологичных производств и рынков Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игоря Фролова, с 2010 года наблюдалась положительная динамика промышленности ОПК: за десять лет она более чем удвоила свои объемы. В первую очередь этот результат обусловлен инструментами господдержки, но не последнюю роль сыграл и процесс перехода на производство продукции гражданского и двойного назначения.
Не сбавлять темп
Предыдущий драйвер роста отрасли – гособоронзаказ (ГОЗ) – переживает этап трансформации. Так, еще в 2018 году президент России заявил, что с 2020 года объем ГОЗ будет постепенно сокращаться после того, как завершится программа перевооружения армии, рассчитанная на 2011‒2020 годы, и количество современной техники в войсках достигнет 70 %. Таким образом, диверсификация выступает на данном этапе логичным и эффективным вектором развития ОПК.
В начале 2010-х годов доля продукции гражданского назначения (ПГН) в общем объеме выпуска ОПК сокращалась: примерно с 33 % в 2011 году до 15,8 % в 2015 году. В 2016 году доля ПГН достигла 16,8 %, скомпенсировав прежнее падение гражданского производства. И только с 2017 года выпуск гражданской продукции за счет диверсификации стал устойчиво увеличиваться. В 2019 году доля ПГН с учетом высокотехнологичной продукции составила 24,1 %.
По оценкам зампредседателя Правительства РФ Юрия Борисова, в 2020 году доля ПГН, производимой ОПК, может достигнуть 25,1 % (подсчеты еще ведутся). По мнению экспертов Центра аналитики и экспертизы ПСБ, в целом по ОПК существенного изменения объемов выпуска ПГН и продукции двойного назначения (ПДН) в 2020 году не произошло (рост менее 1 %).
Лидеры роста
Локальные проблемы диверсификации связаны, с одной стороны, с низкой конкурентоспособностью этой продукции, высокой зависимостью выпуска от импортных комплектующих и технологий, недостаточной емкостью внутренних рынков, а с другой – с неготовностью некоторых предприятий осваивать выпуск новых товаров из-за недостатка опыта, инвестиций и широкого спектра слабо просчитываемых рисков. Чтобы преодолеть эти узкие места трансформации ОПК, уже идут изменения в законодательной базе, формируются инструменты господдержки. Яркие примеры успешной диверсификации доказывают эффективность выбранного пути.
Среди регионов – лидеров диверсификации Удмуртия стоит в первых рядах. Доля производства ПГН и ПДН в общем объеме производства предприятий ОПК республики по итогам первого полугодия 2019 года составила 23,3 %. Существенный вклад в эти показатели республики внес ИЭМЗ «Купол». Очевидно, что не всякую гражданскую продукцию можно производить на оборудовании, предназначенном для создания военной техники, а переналадка часто сопоставима с созданием нового производства. Предприятие отказалось от традиционной схемы диверсификации, при которой различная продукция выпускается на одних и тех же мощностях, потому что это негативно сказывается на себестоимости конечной продукции, и нашло точки пересечения между основной и диверсифицированной деятельностью. Кроме Ижевского электромеханического завода «Купол» в Удмуртии работает еще 11 предприятий ОПК: концерн «Калашников», Ижевский механический завод, НИТИ «Прогресс», Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», Ижевский радиозавод, Воткинский завод, Чепецкий механический завод, Сарапульский электрогенераторный завод, Сарапульский радиозавод, «Элеконд», Конструкторское бюро электроизделий XXI века. В 2018 году на долю предприятий ОПК республики пришлось 20,4 % объема отгруженной продукции Удмуртии. Продукция 70 предприятий республики вошла в список предложений для использования в строительстве космодрома Восточный.
Среди предприятий в других регионах России безусловным положительным примером является корпорация «Иркут», которая в 2021 году приступает к поставкам магистрального самолета МС-21. И конечно, нельзя не сказать об амбициозных планах госкорпорации «Ростех»: здесь достигнуть целевого ориентира в 50 % намерены на пять лет раньше – к 2025 году.
По словам первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, председателя Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ Андрея Ельчанинова, задачи, поставленные президентом РФ по объемам выпуска гражданской продукции на предприятиях авиационной промышленности, выполняются, так как в среднем уже в сентябре 2020 года процент выпуска гражданской продукции составил 31,3 %. К 2025 году эта цифра будет только расти за счет начала серийного выпуска среднемагистральных самолетов МС-21, региональных «Байкал», L-410 и L-610. В этом контексте в 2021 году со стороны коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации усилен контроль за выполнением в установленные сроки планов по выпуску самолетов Sukhoi Superjet 100, совершенствованием систем его послепродажного обслуживания и обеспечения. Также будут усилены координация и контроль реализации программ по пассажирскому самолету Ил-114 и вертолетам Ми-38, Ка-62.
Диверсификация сейчас и создает огромные возможности предприятиям ОПК, и ставит серьезные вызовы перед ними. ПСБ как опорный банк оборонно-промышленного комплекса продолжает принимать активное участие в развитии диверсификации, разрабатывать механизмы поддержки таких проектов – их привлечения и финансирования. Петр Фрадков председатель ПАО «Промсвязьбанк»
В 2018 году в ПАО «ОАК» декларировали, что доля выручки от продаж самолетов гражданского и двойного назначения составит к 2030 году 54 %, а в единицах воздушных судов доля такой техники к тому же сроку должна достичь 72 %. В декабре 2020 года в компании сообщили о готовности внедрить KPI для стимулирования выпуска и продажи гражданских самолетов.
Стоит отметить, что российская авиация всегда показывала высокие результаты и сегодня также демонстрирует интересные достижения в том числе в области диверсификации. Например, АО «КРЭТ» выпускает аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Осенью 2020 года Владимир Путин высоко оценивал уровень диверсификации в стране. По его словам, доля гражданской продукции, выпускаемой некоторыми предприятиями оборонно-промышленного комплекса, уже превысила намеченные программой 30 %. Глава государства отметил, что объем гражданской продукции на предприятиях ОПК растет ежегодно: в 2018 году это были 20,9 %, а в 2019 году ‒ уже 24,1 %. «По-моему, в авиастроении уже свыше 31 %, даже в области боеприпасов – и то 26 % уже гражданской продукции. Хорошие показатели, но еще очень многое нужно сделать», ‒ сказал Владимир Путин.
Правительство России с этого года увеличит субсидирование региональных маршрутов авиакомпаний, которые используют самолеты Sukhoi Superjet 100. На дотации выделено у13,9 млрд. Предприятия – эксплуатанты суперджетов получат около 70 % этой суммы.
Также разработана мера поддержки для простаивающего парка самолетов – будут компенсированы затраты на его техническое обслуживание. Эти меры призваны уравнять стоимость поддержания летной готовности SSJ-100 с иностранными аналогами и обеспечить более интенсивное использование суперджетов, увеличив их средний налет.
По итогам первого квартала 2019 года объем гражданской продукции предприятий ОПК Удмуртии составил ₽5,5 млрд.