Перспективы импортозамещения
Диверсификация

Перспективы импортозамещения

Перспективы импортозамещения

Импортозамещение – одна из основных стратегических задач Российской Федерации. Оно призвано защитить страну от геополитических рисков, поддержать отечественных производителей, повысить качество российской продукции. Уже несколько лет наша страна идет по этому пути и добилась немалых успехов.

Обеспечить независимость в технологиях, поддержать отечественных производителей и укрепить экономику страны – главные задачи политики импортозамещения, о которой в современной России говорят с 2012 года, когда были предприняты первые шаги по замещению импорта в сельском хозяйстве. Позже произошел ряд событий, которые заставили задуматься о максимальной независимости от импорта во всех сферах.

Для снижения зависимости от импортного производства, расширения российского производства и вывода страны на технологическую независимость 4 августа 2015 года была создана Правительственная комиссия по импортозамещению. Тогда ее возглавил российский премьер Дмитрий Медведев. В марте 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин назначил председателем комиссии вице-премьера Юрия Борисова.

Главной задачей этой структуры стала поддержка производителей в вопросе замещения на отечественном рынке импортных товаров собственной конкурентоспособной продукцией. Программа затронула абсолютно все сферы производства – от пищевой промышленности до оборонного сектора.

В оборонной сфере на тот момент главной проблемой была технологическая зависимость от зарубежных партнеров. Это касалось и импортных компонентов для российских военных техники и вооружений, и технического обслуживания судов и самолетов в других странах, и работы на зарубежном программном обеспечении.

Важно, что правительственная комиссия была поделена на две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и оборонно-промышленного комплекса, что говорит об исключительной важности локализации военного производства внутри страны. Также были созданы специальные институты, включая Фонд развития промышленности.

Новый дом «Руслана»

С санкциями, введенными против Российской Федерации в 2014 году в связи с присоединением Крыма, в стране начались затруднения в некоторых областях военной промышленности. Так, украинские партнеры отказались от обслуживания грузовых самолетов Ан-124 и поставки двигателей для российских судов и вертолетов. Следом были прерваны поставки комплектующих для военной техники из Европы и США.

Но уже к 2018 году удалось отказаться от компонентов из стран ЕС и НАТО 200 образцов вооружений и техники, а также от продукции военного назначения из Украины для почти сотни наименований российских вооружений и военной техники.

Год спустя, в сентябре 2019 года, Президент РФ Владимир Путин заявил, что страна обеспечила себе технологическую независимость по 350 образцам вооружений и техники. «Существенно выросла роль отечественной электронной компонентной базы в современных образцах вооружений, налажено производство двигателей для вертолетов и кораблей ВМФ… Скоро на российских предприятиях можно будет ремонтировать двигатели для самолетов Ан-124», – отметил глава государства.

Сейчас грузовые самолеты Ан-124 «Руслан», которые активно используются российскими военными, обслуживают на ульяновском заводе «Авиастар-СП», которое также выпускает транспортные самолеты Ил-76 и самолеты-топливозаправщики. Так был решен вопрос отказа украинского производителя от технического обслуживания двигателей самолетов из-за политической ситуации.

В апреле 2021 года, по данным Минпромторга РФ, индекс промышленного производства за январь – апрель составил 127,5% к соответствующим показателям прошлого года (в том числе в апреле – 134,6%). Это обеспечило 13,9% прироста всех растущих обрабатывающих производств. При этом рост в ведомстве связывают с масштабным мартовским скачком выпуска летательных аппаратов, включая космические, и прочих транспортных средств, в которых индекс к показателям за январь – апрель 2020 года составил 249,7 и 169,8% соответственно. Данный сектор включает в себя продукцию оборонно-промышленного комплекса.

Электроника по-русски

Сокращение объема иностранных компонентов в электронике вооружений и космических систем – одна из важнейших задач ОПК. И пока лидирует в этой сфере космическая отрасль.

Мы практически каждый год открываем большое количество работ по этому направлению. И значительную часть импортозамещения в космических аппаратах с Роскосмосом мы на сегодняшний момент уже провели. Больше 80% электронной компонентной базы на сегодняшний момент в космических аппаратах – это уже электронно-компонентная база российской разработки как минимум.  Василий Шпак директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России

По его словам, чтобы полностью обеспечить производство российской компонентной базой, нужны дополнительные усилия по развитию технологий. При этом пока уровень обеспеченности российскими компонентами электроники в оборонной промышленности составляет около 60%. «Это вопрос безопасности и суверенитета. Если мы не сделаем это сейчас, то через 10–15 лет будет поздно: во всей инфраструктуре будет стоять импорт, и никакой возможности поменять и изменить не будет», – заявил Василий Шпак.

Для производителей электронной продукции одним из вызовов пока остается гарантированный рынок сбыта, без которого наладить поточное производство невозможно.

Государство должно сформировать устойчивый и достаточный спрос на продукцию отечественных производителей электроники. Необходимо обеспечить условия для появления новых рыночных ниш через создание новых цифровых сервисов и услуг.  Дмитрий Чернышенко заместитель председателя Правительства РФ

Покупаем наше

В сентябре 2020 года Владимир Путин на заседании Военно-промышленной комиссии заявил, что российская гражданская и оборонная промышленность уже обеспечивает больше половины предусмотренных действующими нацпроектами потребностей в машинах и оборудовании. Так, к 1 сентября 2020 года, несмотря на пандемию, общий объем госзакупок составил 2,1 трлн руб., из них отечественной продукции приобретено на 1,1 трлн руб. (51%). Но в сфере высокотехнологичного оборудования доля отечественных производителей составила только 29% объема госзакупок. По словам Путина, предприятиям оборонно-промышленного комплекса следует использовать все возможности, которые открывают национальные проекты и федеральные программы.

Для увеличения доли закупок отечественных товаров необходимо было пойти на законодательные ограничения. Запрет на закупку отдельных видов импортной промышленной продукции в рамках госзаказа введен правительственным постановлением № 616 в апреле 2020 года. Подтверждением факта производства на территории РФ или стран ЕАЭС является отображение сведений о такой продукции в соответствующих реестрах промышленной продукции. В настоящее время запрет на закупку продукции иностранного производства – один из трех основных механизмов импортозамещения, используемых для закупок госкомпаний. Помимо запрета также используется правило «третий лишний», когда к участию в торгах при наличии двух отечественных поставщиков не допускаются иностранные компании. Третьим механизмом является 15%-ная ценовая преференция в отдельных сферах.

Летом 2020 года был принят закон, позволяющий правительству устанавливать размер минимальной доли госзакупок для отечественных товаров и услуг. И сейчас закупки импортных компонентов для военной промышленности ведутся только по согласованию с Минпромторгом. В декабре 2020 года сообщалось, что ведомство дает добро примерно на 80% заявок госзаказчиков на закупку продукции из-за рубежа, большая часть которой не имеет российских аналогов. «Большая часть заказчиков ознакомились с действующим механизмом получения разрешений и подают заявки именно на ту номенклатуру, аналогов которой в РФ нет, поэтому по большей части таких заявок выдается разрешение», – сообщала заместитель директора департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Надежда Лещенко. По ее данным, основной спрос на импорт со стороны госзаказчиков приходится на продукцию станкостроения, в частности со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса.

На плаву

В ближайшие три года российскому судостроению предстоит перейти на отечественное программное обеспечение, а также создать единую ремонтно-эксплуатационную информационную базу судоремонтных организаций. Также планируется расширить развитие судоремонтных кластеров в Архангельской и Мурманской областях, в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке, чтобы в перспективе снять зависимость отрасли от обслуживания судов и их компонентов в зарубежных доках.

В рамках стратегии развития судостроительной промышленности России до 2035 года предусмотрена и диверсификация производства. Доля продукции гражданского назначения судостроительных предприятий составит 44%, а объемы гражданского экспорта – около 25 млрд руб. При этом экспортные поставки продукции российского судостроения к 2035  году должны увеличиться почти вдвое, в том числе за счет гражданской морской техники.

Для стимулирования импортозамещения и локализации производства были разработаны поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ, который предоставляет правительству страны право ограничивать виды работ, которые можно выполнять исключительно с использованием судов, которые были построены на территории России. В частности, речь идет о грузовых и пассажирских перевозках, разведке и разработке морского дна и хранения углеводородов, а также других видов работ. Все это должно обеспечить устойчивый спрос на российские разработки в отрасли. Поправки были одобрены в мае 2021 года Советом Федерации.

С советских времен на территории Украины расположен ряд заводов, которые поставляли ключевые компоненты для российской военной техники. Но после 2014 года, когда сотрудничество Украины и РФ в военной сфере было заморожено, под вопросом оказалось исполнение ряда программ российского ОПК. В частности, без украинских газотурбинных установок остались некоторые строящиеся корабли для ВМФ.

Ранее газотурбинные двигатели для военных кораблей закупались у украинского завода «Зоря-Машпроект», но в 2014 году Киев полностью разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой, что привело к сложностям с завершением работ на строящихся фрегатах проекта 22350, которые на сегодняшний день считаются лучшими российскими ракетоносцами.

Недавно Рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн» создало линейку собственных двигателей для кораблей, что позволит снять зависимость от украинских силовых установок. Газотурбинные двигатели «ОДК-Сатурн» уже установлены на достраивающийся фрегат «Адмирал Головко», который в следующем году передадут на вооружение Северному флоту.

В ходе 10-го Международного военно-морского салона в июне 2021 года заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации, входящей в Ростех, Александр Кудашкин заявил, что корабли Военно-Морского Флота России уже сейчас обеспечены двигателями и энергетическими установками российского производства на несколько десятилетий вперед.

В свою очередь генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов сообщил, что отечественные двигатели дают отличные возможности для российских военных кораблей, в том числе и для фрегатов.

Мы получили надежного партнера, который обеспечивает нам спокойное строительство целого ряда кораблей, которые нужны государству. Мы понимаем, что фрегаты определяют облик Военно-Морского Флота. Наша задача – строить эти корабли, наращивать и темпы строительства, и объемы строительства, – сообщил Орлов. – Корпорации в достаточно сжатые сроки удалось успешно организовать импортозамещение, создать турбины необходимых технических параметров, по меньшей мере не уступающие зарубежным аналогам, и наладить их серийное производство.  Игорь Орлов генеральный директор «Северной верфи»

Объединенная двигателестроительная корпорация также создаст четыре дизель-газотурбинных агрегата М55Р для фрегатов проекта 22350 «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Всего «Северная верфь» для строящихся военных судов законтрактовала у компании 12 двигателей, поставки которых запланированы до 2025 года. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), которая входит в систему ОПК, в этом году планирует сдать 20 гражданских судов на общую сумму 93 млрд руб.

На собственных крыльях

В 2014 году запорожское предприятие «Мотор-Сич» прервало поставки двигателей для российских крылатых ракет, вертолетов и самолетов. Спустя пару лет в РФ началось создание собственного производства комплектующих в рамках программы импортозамещения. Так, вертолетные двигатели ТВЗ-117, которые ранее поставляла компания «Мотор Сич», начали изготавливать на заводе «Климов» в Санкт-Петербурге.

Важно, что от украинских двигателей также зависела и гражданская авиация. В 2020 году ПАО «ОДК-Сатурн» подало в Росавиацию заявку на сертификацию нового российского двигателя для многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200, которые до этого использовали продукцию «Мотор-Сич». Инвестиции в разработку импортозамещенного двигателя составят почти 33 млрд руб. до 2025 года.

Эти же новые российские двигатели теперь устанавливают и на «Суперджеты SSJ-100», которые ранее комплектовались двигателями SaM146 от PowerJet совместного предприятия «ОДК-Сатурн» и французского Safran Aircraft Engines.

Работы над импортозамещенной версией суперджета – SSJ-100NEW – ведутся с 2018 года. Помимо замены мотора также будут изменены компоненты и конструкция фюзеляжа. Новый самолет, созданный по принципам импортозамещения, должны представить до 2024 года, заявляли ранее в Минпромторге.

Крылатые ракеты с универсальными двигателями в настоящее время разрабатывает российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace. В июне оно презентовало ракету будущего BrahMos-NG, которую можно будет использовать сразу для всех видов вооруженных сил.

«Несмотря на пандемию, сроки создания крылатой ракеты BrahMos-NG остаются прежними – 2024 год, причем она создается как универсальная, то есть базовая для других видов ракет: авиационного базирования, берегового, корабельного. А может, и в торпедный аппарат влезет. Она же будет меньше и легче, поэтому сможет для себя найти большее количество носителей», – сообщил агентству РИА «Новости» содиректор BrahMos Aerospace Александр Максичев на прошедшем в Санкт-Петербурге Военно-морском салоне.

Удалось наладить и создание собственных двигателей для вертолетов. Так, серийное производство вертолетного двигателя ВК-650В для машин Ка-226Т и «Ансат» начнется в 2023 году. Сейчас он проходит испытания, а пока эти вертолеты укомплектовываются американскими моторами Pratt & Whitney.

Разработку нового газотурбинного турбовального двигателя ВК-650В, который должен превзойти по характеристикам все имеющиеся аналоги, начали на заводе «ОДК-Климов» в 2019 году.

Российское колесо

По пути импортозамещения идут и производители боевых машин пехоты. Так, Зеленоградское АО «НТЦ ЭЛИНС» разработало с нуля и поставило заказчику необходимые для доукомплектации боевых машин тепловизионные камеры, которые ранее производились на основе комплектующих французской Thales LAS France SAS, отказавшейся от поставок продукции в Россию из-за санкций.

В этом году должны завершиться испытания российских шин с боестойкими вставками, на которые постепенно планируется перевести российскую военную технику. Пока завод «Ремдизель» выпускает около 300 бронеавтомобилей линейки «Тайфун» ежегодно, но все они оснащены импортными шинами.

«Новые колеса «Кама» предназначены для всех наших автомобилей, их производят в Нижнекамске. Сейчас они находятся в процессе государственных испытаний, – рассказал главный конструктор «Ремдизеля» Игорь Зарахович в рамках июньской рабочей поездки на «Ремдизель» замминистра обороны РФ Алексея Криворучко. – Я очень надеюсь, что со следующего года только российские колеса будут использоваться в составе наших автомобилей».

Мы не раз говорили, что предприятиям ОПК следует шире использовать возможности, которые открывает реализация национальных проектов и федеральных программ: активное участие в них позволит увеличить выпуск гражданской 
продукции и внедрять передовые технологии, освоить новые рынки сбыта, запустить инвестиционные циклы, ориентированные на среднесрочное и долгосрочное планирование, и тем самым укрепить технологический суверенитет России, внести серьезный вклад в ее экономическое развитие.  Владимир Путин Президент РФ

Читайте также

Диверсификация
Обуховский завод освоил производство песчаного 3D-принтера «Бархан-1200»
Диверсификация
Рост спроса на гражданскую продукцию предприятий ОПК РФ отмечают в «Швабе»
Диверсификация
Ростех почти в 10 раз нарастил производство акустического оборудования
Диверсификация
Нижегородский авиазавод «Сокол» обещают загрузить гражданскими проектами