Для достижения целевого показателя 2030 года – увеличение доли выпуска гражданской продукции до 50 % – требуется подстройка законодательной базы. Рассмотрим причины и этапы трансформации.
Почему для реализации планов в области диверсификации, озвученных Владимиром Путиным в традиционном Послании Федеральному Собранию в 2016 году, необходимо внести изменения именно на уровне законодательства? Когда-то, во времена СССР, почти каждое крупное предприятие выпускало и гражданскую продукцию: морские и речные суда, радиоприемники, телевизоры и холодильники, мотоциклы, электроплиты и пылесосы. Однако в условиях глобального рынка и отсутствия поддержки диверсификации производства и вообще отечественного производителя в 1990-е годы большая часть этих предприятий не выдержала конкуренции. С того момента были утрачены производственные компетенции, а рыночные ниши производимой ими гражданской продукции были прочно заняты импортом. Поэтому сейчас, спустя 20–25 лет после того, как многие предприятия свернули свои гражданские производства, сражаться с высокотехнологичной импортной продукцией без господдержки, субсидирования, протекционизма и квотирования невозможно. Соответственно, необходимо было внести изменения в правовую базу, позволяющие правительству субсидировать разработку гражданской продукции предприятиями ОПК, упростить для организаций «оборонки» процедуры проведения госзакупок в целях обеспечения производства продукции гражданского назначения, предоставить другие инструменты стимулирования.
Поэтому в январе 2018 года в Уфе на совещании Владимир Путин поручил проработать правовое обеспечение проведения диверсификации в сфере оборонно-промышленного комплекса: «Надо проанализировать, какие барьеры, прежде всего законодательные, препятствуют диверсификации оборонных производств, в том числе при госзакупках, что не позволяет заключать так называемые контракты полного жизненного цикла и так далее». По итогам встречи был составлен перечень поручений президента № Пр-288 от 17.02.2018 г., согласно которому статусом координирующего органа по диверсификации была наделена Правительственная комиссия по импортозамещению.
Законопроект № 954775-7
Вскоре после уфимского совещания была создана межфракционная рабочая группа, которую возглавил первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков. В феврале того же, 2018 года состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа при Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса. В рабочую группу вошли депутаты, представители профильных министерств и ведомств, руководители предприятий оборонной промышленности, специалисты и эксперты. Результатом деятельности рабочей группы стало появление законопроекта № 954775-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Законопроект был внесен в Госдуму 12 мая 2020 года членами Совета Федерации А. Г. Дмитриенко и К. К. Долговым и депутатом Госдумы В. В. Гутеневым.
Прежде всего, законопроект дает определение процесса диверсификации применительно к производственным программам ОПК, ранее в российских нормативных документах отсутствовавшее: «Диверсификация производства организаций оборонно-промышленного комплекса – разработка и производство организациями оборонно-промышленного комплекса высокотехнологичной продукции, не связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства». Тут важно отметить, что такое определение исключает разные трюки вроде искусственного сокращения доли оборонного производства ради наращивания отчетности по доле гражданского производства, а также часто встречающуюся практику поглощения оборонными корпорациями уже готовых компаний, специализирующихся на производстве гражданской продукции. Разрабатывать и производить гражданскую продукцию предприятиям «оборонки» придется самим.
Во-вторых, предлагаемая редакция закона повышает статус диверсификации до ключевой составляющей национальной промышленной политики, увязывая ее с импортозамещением.
В-третьих, в законопроекте прописаны механизмы стимулирования выпуска организациями ОПК высокотехнологичной продукции, не связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Согласно новой редакции правительство будет ежегодно утверждать план мероприятий по стимулированию выпуска организациями ОПК объема и номенклатуры высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Среди таких мер будет:
- создание условий по стимулированию внутреннего спроса на гражданскую продукцию;
- меры по стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения на внешние рынки;
- создание условий по стимулированию локализации производств новых видов высокотехнологичной продукции предприятиями ОПК;
- предоставление субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, необходимых для выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;
- меры по осуществлению централизованных государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельных видов юридических лиц (имеются в виду государственные предприятия и госкорпорации);
- меры по взаимодействию с кредитными учреждениями для получения заемных средств, необходимых для осуществления производства высокотехнологичной гражданской продукции.
Контролировать ход диверсификации правительство будет с помощью ежеквартальных и сводных годовых аналитических отчетов о достигнутых результатах реализации мероприятий по стимулированию выпуска ОПК высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Принятие закона позволит правительству синхронизировать работу различных органов власти и реализуемых ими мероприятий, говорится в пояснительной записке. Законопроект предполагается рассмотреть в ходе весенней сессии Госдумы.
Квоты и другие преференции
Принятие законопроекта № 954775-7, в свою очередь, позволит создать правовую основу для реализации следующих возможных мер, направленных на стимулирование диверсификации производства промышленной продукции. Так, в рамках федеральных законов № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» можно будет установить обязательные квоты по закупке гражданской продукции и продукции двойного назначения, выпускаемой организациями ОПК. Также, благодаря преференциям в конкурсах по закупке гражданских товаров и услуг, оборонные предприятия получат доступ к гарантированным рынкам сбыта своей гражданской продукции. При этом объем таких закупок (речь в том числе идет о реализации масштабных национальных проектов России) позволит предприятиям развернуть серийное производство и существенно увеличить долю «гражданки» в структуре производства.
Среди запланированных мер:
- Расширение применения специальных инвестиционных контрактов (СПИКов), заключаемых с организацией ОПК для форсирования освоения производства продукции гражданского и двойного названия для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, предлагается снизить для предприятий ОПК минимальный объем инвестиций, при котором реализация проекта возможна по специальному инвестиционному контракту с Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием, с 3 млрд до 750 млн.
- Предоставление организациям ОПК, осуществляющим диверсификацию производства, льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, например, на период освоения производства соответствующей гражданской продукции.
- Субсидирование из федерального бюджета программ по диверсификации производства, реализуемых предприятиями ОПК, а также процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным на эти цели.
Кроме того, предлагались дополнения в Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности», дающие Правительству РФ полномочия по утверждению ключевых показателей эффективности для государственных кредитных учреждений. Это позволило бы стимулировать государственные банки снижать процентные ставки по предоставляемым кредитам и своевременно осуществлять финансирование оборотных активов и инвестиции в производство гражданской продукции организаций ОПК, в целом более эффективно проводить инвестиционную политику в оборонном комплексе. В ноябре 2020 года Госдума отклонила эту инициативу, признав, что любые KPI относятся к внутрикорпоративной политике банков, а также в связи с тем, что для некоторых государственных банков финансирование ОПК не является профильной деятельностью, а значит, у них нет необходимых компетенций.
Курс на цифровизацию
Проанализировав нормативные документы и пояснительные записки к ним, становится ясно, что развитие ОПК тесно связано с общим трендом на цифровизацию. В связи с наметившимся стратегическим вектором развития экономической и общественной жизни планируется утверждение ежегодного плана мероприятий по стимулированию организаций оборонно-промышленного комплекса, производящих радиоэлектронную продукцию. Кроме того, очевидно, существенно облегчена будет работа крупных стратегически важных предприятий авиастроения, судостроения, космической промышленности и смежных отраслей. Жесточайшая конкуренция на мировом рынке во многом делает реализацию гражданских проектов в этих нишах, по сути, планово-убыточной. Однако их реализация – выпуск воздушных и морских судов, двигателей, космической техники – необходима с учетом стратегических интересов страны. За счет системной государственной поддержки и мер стимулирования внутреннего спроса удастся создать базу и для экспортного продвижения гражданской продукции в соответствующих нишах.
Экспертное сообщество в целом приветствует начало рассмотрения Госдумой поправок, однако отмечает невысокий темп принятия законодательной инициативы – напомним, задача проработать правовое обеспечение диверсификации была поставлена в январе 2018 года. «Необходимость принятия поправок в законы, поднимающих диверсификацию до статуса ключевой составляющей национальной промышленной политики и прописывающих механизмы стимулирования выпуска организациями ОПК высокотехнологичной гражданской продукции, назрела давно. Начало рассмотрения Государственной Думой соответствующих поправок можно только приветствовать, – говорит Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий. – Однако одно дело – законы, другое – практическое правоприменение. Насколько эффективно будут работать предлагаемые механизмы, насколько успешно будет преодолеваться лоббистское сопротивление импортеров – успех диверсификации во многом будет зависеть от политической воли».
Мы поступательно движемся к принятию системного решения, которое позволит обеспечить безусловный приоритет отечественным производителям. При этом очевидно, что даже при условии принятия Государственной Думой поправок в 44 и 223 федеральные законы в весеннюю сессию, квоты как инструмент заработают с некоторым временным лагом, учитывая необходимость принятия и ряда нормативно-правовых актов правительства. Юрий Борисов заместитель председателя Правительства России