Предприятия ОПК разрабатывают новые технологии для гражданской авиации
Диверсификация

Предприятия ОПК разрабатывают новые технологии для гражданской авиации

Предприятия ОПК разрабатывают новые технологии для гражданской авиации

Гражданская авиация — сфера высоких технологий, нуждающаяся в самых современных разработках. В их создании помогают в том числе компании оборонно-промышленного комплекса, научный и технический потенциал которых позволяет производить сложное и надежное оборудование. Пример - продукция концерна «Алмаз - Антей», представленная на открывшейся 7 февраля 10-й Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2023.

Пример — продукция АО Концерн ВКО «Алмаз - Антей», представленная на открывшейся 7 февраля 10-й Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2023.

Холдинг и его дочерние общества демонстрируют на выставке новейшие натурные образцы и макеты различного оборудования, а также некоторые инновационные решения в области аэронавигации.

В частности, ПАО НПО «Алмаз» впервые представит дистанционный диспетчерский пункт (ДДП). Он обеспечивает аэродромное диспетчерское обслуживание в удаленном аэропорту. В перспективе эта разработка сможет заменить традиционные командно-диспетчерские пункты, расположенные непосредственно на аэродромах.

ДДП позволяет вести визуальное наблюдение за воздушной и наземной обстановкой в удаленных аэропортах в нескольких режимах. Один из них,«Вид из окна», обеспечивает наблюдение за площадью маневрирования, взлетно-посадочной полосой, перронами, а также за воздушным пространством в районе аэропорта. Режим «Бинокль» дает возможность вести детальное наблюдение за интересующими объектами, «Панорама» отображает дополнительную информацию об объектах наблюдения в воздухе и на земле, а также о метеообстановке.

На данный момент по всему миру эксплуатируется чуть больше десятка ДДП, управляющих воздушным движением посредством автономных модулей наблюдения, установленных на удаленных аэродромах. В России сегодня ДДП создается для аэродромного диспетчерского обслуживания в аэропорту Маган из Якутского центра организации воздушного движения (ОВД). Аэропорт расположен на левом берегу реки Лена в 13 километрах к северо-западу от Якутска и имеет невысокую интенсивность полетов. Реализация данного пилотного проекта позволит в дальнейшем существенно снизить финансовые затраты на оснащение региональных аэродромов без ухудшения качества аэродромного диспетчерского обслуживания и без снижения уровня безопасности полетов.

НПО «Алмаз» также продемонстрирует на выставке комплекс средств автоматизации деятельности аэропорта «Авиапортал», натурные образцы модульного командно-диспетчерского пункта серии «КМБЗ Топаз», бортового передатчика для оснащения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Москит» и передвижного радиомаяка «Прайм». Специалисты также смогут ознакомиться с макетом доплеровского метеорологического локатора «ДМРЛ-3», радиолокационно-оптического комплекса обеспечения безопасности объектов и нейтрализации БПЛА «ROSC-1», трассового радиолокационного комплекса «Сопка-2», аэродромного радиолокационного комплекса «ЛИРА-А10» и аэродромного радиолокационного комплекса «РЛК-10РА».

Другое дочернее общество — «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры» (АО «ВНИИРА») — представит пульт диспетчера полетно-информационного обслуживания, натурный образец транспондера «Мангуст», а также макет мобильного командно-диспетчерского пункта, моноимпульсного вторичного радиолокатора «Аврора-2» и наземной станции вещательного автоматического зависимого наблюдения АЗН-В 1090 ES HC-1 c секторной антенной. Станция «НС-1» предназначена для наблюдения за находящимися в зоне видимости воздушными судами. Полученные данные (местоположение в воздухе и на земле, опознавательный индекс, скорость при нахождении в воздухе и др.) передаются в центры УВД.

Совместно с концерном «Алмаз - Антей» свои разработки на NAIS 2023 представят АО «Азимут» и НППФ «Спектр». Эти компании продемонстрируют образцы продукции, которую холдинг использует при переоснащении аэродромов и центров ОВД.

АО «Азимут» представит радиосредства серии 2000, работающие в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ) и ультравысоких частот (УВЧ), автоматический радиопеленгатор DF 2000, азимутальный допплеровский радиомаяк DVOR 2000, инструментальную систему посадки ILS 2700, дальномерный радиомаяк VOR. А также моноимпульсный вторичный радиолокатор «Крона-М», аэродромный радиолокатор S-диапазона со встроенным моноимпульсным вторичным каналом АМИ 2700, автоматизированное рабочее место диспетчера управления воздушным движением и систему коммутации речевой связи VCS 2700. Кроме того, будут представлены средства обеспечения информационной безопасности и биометрические системы безопасности.

НППФ «Спектр» продемонстрирует на выставке сверхвысокоточную корректирующую станцию глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), комплекс наземных и летных проверок со станцией внешнетраекторных измерений, сертифицированный в России авиационный трекер определения местоположения «Спектр-ГЛОНАСС», малогабаритные модули для беспилотных авиационных систем: комплекс наземных и летных проверок, бортовой GLS/ГНСС приемник-трекер. Дистанционные диспетчерские пункты снизят затраты на оснащение удаленных аэродромов.

Специалисты концерна «Алмаз - Антей» также расскажут гостям и участникам выставки NAIS 2023 о ведущей роли холдинга в создании и модернизации Единой системы организации воздушного движения России (ЕС ОрВД).

«Сегодня можно с уверенностью сказать, что система организации безопасного воздушного движения в России выведена на принципиально новый уровень», — отметил генеральный директор АО "Концерн ВКО «Алмаз - Антей» Ян Новиков.

По его словам, в рамках программы модернизации ЕС ОрВД России к концу прошлого года концерном в тесной кооперации с Росавиацией, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и российскими промышленными предприятиями создано и переоснащено 12 укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения: Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Хабаровский, Магаданский, Иркутский, Новосибирский, Красноярский, Самарский, Тюменский, Екатеринбургский и Якутский. А также три особых центра: Калининградский, Петропавловск-Камчатский и Симферопольский.

«Тем самым мы, как головной исполнитель, завершили масштабный проект по строительству, реконструкции и оснащению оборудованием укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения в России, — заявил Ян Новиков. — В текущих условиях это особенно актуально и важно: мы используем и внедряем только отечественные передовые технологии, оборудование и программное обеспечение».

Генеральный директор напомнил, что стоимость поставленного концерном оборудования и выполненных работ в интересах аэронавигационной системы России составила свыше 100 миллиардов рублей. «Комплекс испытаний и последующая эксплуатация автоматизированных систем ОрВД подтвердили их высокие технические характеристики и функциональные возможности, которые обеспечивают персоналу комфортную работу в условиях любой интенсивности воздушного движения и безопасность полетов», — сообщил глава концерна.

Он также отметил, что в прошлом году был сдан в эксплуатацию укрупненный центр ОрВД в Санкт-Петербурге и завершено переоснащение отечественной автоматизированной системы ОрВД укрупненного центра в Ростове-на-Дону.

Заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения концерна «Алмаз - Антей» Дмитрий Савицкий сообщил, что в ходе решения задач, стоящих перед отечественной гражданской авиацией, холдинг смог создать уникальные перспективные системы с высочайшей степенью надежности и эффективности работы в любых условиях.

«Если говорить об опыте концерна по модернизации ЕС ОрВД, важно понимать, что все отечественные автоматизированные системы управления воздушным движением, как аэродромные, так и районные, созданные в период 70-80 годов 20-го века, разработаны и произведены предприятиями, которые в дальнейшем вошли в состав концерна "Алмаз - Антей"», — отметил Дмитрий Савицкий.

ЕС ОрВД Российской Федерации обслуживает территорию общей площадью свыше 26 миллионов квадратных километров, с протяженностью маршрутов — более 800 тысяч километров. Для этой цели установлено более 100 комплексов автоматизации управления воздушным движением, около 800 единиц средств наблюдения, а также порядка двух тысяч единиц средств навигации и посадки.

Концерн «Алмаз - Антей» — головной исполнитель модернизации ЕС ОрВД, в рамках которой холдинг создает современные средства наблюдения, управления и связи, а также задействует весь отечественный научно-технический и промышленный потенциал.

В прошлом году концерн ВКО «Алмаз-Антей» успешно провел испытания радиолокационно-оптического комплекса обеспечения безопасности критически важных объектов ROSC-1. Они проходили в международном аэропорту Курумоч города Самары. Комплекс ROSC-1 может быть использован в качестве средства обнаружения и противодействия несанкционированным полетам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для повышения безопасности полетов в районе аэродромов. Важное свойство ROSC-1 — возможность использования комплекса при орнитологическом обеспечении безопасности полетов как в оперативной работе, так и для статистической обработки орнитологической информации. Модульность комплекса позволяет гибко конфигурировать его состав в зависимости от особенностей охраняемого объекта.

Читайте также

Диверсификация
Обуховский завод освоил производство песчаного 3D-принтера «Бархан-1200»
Диверсификация
Рост спроса на гражданскую продукцию предприятий ОПК РФ отмечают в «Швабе»
Диверсификация
Ростех почти в 10 раз нарастил производство акустического оборудования
Диверсификация
Нижегородский авиазавод «Сокол» обещают загрузить гражданскими проектами