В 2021 году продолжается динамичное развитие процессов диверсификации в российском ОПК. Этот год ознаменовался рядом существенных изменений, направленных на совершенствование регулирования в сфере промышленной политики.
Нововведения обладают существенным потенциалом для наращивания объемов выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК.
Динамика диверсификации ОПК
Поручением Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № Пр-2346 установлена необходимость достижения доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (далее – ВПГДН) в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса до 30% к 2025 году и до 50% к 2030 году.
С момента выхода указанного поручения Минпромторгом России были существенно обновлены приоритеты развития, которые нашли свое отражение в отраслевых документах планирования, увязанных со стратегическими документами развития государства в сфере развития инфраструктуры, транспорта, информационного обеспечения, безопасности государства и граждан, в том числе с учетом реализации национальных проектов.
Сегодня можно отметить устойчиво положительную динамику темпов развития гражданского сегмента ОПК – средний темп прироста выпуска ВПГДН в 2018–2020 годах составил 4,1%, а доля ВПГДН увеличилась в 2018–2020 годах с 23,1 до 25,6%. В 2021 году доля ВПГДН оценивается уже в размере не менее 26,2%.
В 2021 году продолжилась реализация мероприятий в рамках принятой экономической модели по ежегодному достижению установленных показателей выпуска ВПГДН к 2030 году. Модель разработана Минпромторгом России совместно с ФГУП «ВНИИ «Центр» и интегрированными структурами ОПК в рамках долгосрочного планирования и управления процессом диверсификации оборонных производств. Соответствующие целевые показатели привязаны к планам организаций ОПК по текущему производству и освоению выпуска новой гражданской продукции.
В отраслевом разрезе основные результаты по выпуску ВПГДН в средне- и долгосрочной перспективе достигаются за счет следующих продуктовых групп.
- Радиоэлектронная промышленность. В отрасли ожидается наиболее высокая динамика роста производства ВПГДН. Сегодня организациями радиоэлектронной промышленности системно решаются задачи, связанные с повышением доступности телекоммуникационных услуг, улучшением их качества, обеспечением единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны.
- Судостроительная промышленность. Направления развития процессов диверсификации связаны со строительством морских транспортных и промысловых судов, судов и плавсредств для освоения шельфа, транспортных судов смешанного и внутреннего плавания, судов технического флота.
- Авиационная промышленность. Основные направления диверсификации отрасли построены в сфере реализации проектов, связанных с обеспечением развития инфраструктуры и транспортной доступности. В их числе: широкофюзеляжные и узкофюзеляжные самолеты, вертолеты для полетов на морские буровые платформы, расположенные на морском шельфе.
- Промышленность боеприпасов и спецхимии. Развитие процессов диверсификации обеспечивается выпуском продукции широкого спектра промышленной химии, промышленных взрывчатых веществ, в том числе применяемых при бурении скважин. Организациями отрасли также традиционно выпускается широкая номенклатура трубной продукции и трубопроводной арматуры для компаний ТЭК. Кроме того, активно развивается производство новой медицинской техники и изделий.
- Промышленность обычных вооружений. Диверсификация отрасли обеспечивается в рамках развития транспортной доступности в части железнодорожного машиностроения. Это разработка инновационных вагонов, контейнеров для перевозки скоропортящихся продуктов, вагонов-цистерн для перевозки химических веществ, участие в программах государства по утилизации промышленных и бытовых отходов. Организациями отрасли также поступательно развивается производство широкой номенклатуры продукции для ТЭК: различные модификации вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, сжиженного природного газа, вагоны для перевозки угля, газотурбинные энергоустановки.
Для обеспечения практической реализации разработанной модели в 2021 году продолжился мониторинг проектов по диверсификации ОПК. Основные объекты мониторинга – это: проекты по разработке новой гражданской продукции ОПК; проекты по техническому перевооружению для организации выпуска или увеличения объемов производства гражданской продукции ОПК; проекты по развитию выпуска важнейших серийных гражданских продуктов.
Например, в авиации это производство самолета МС-21-300, реализация программ импортозамещения по SSJ-100 и МС-21, создание производства МС-21-400. В судостроении это такие крупные проекты, как первый серийный атомный ледокол проекта 22220 (АО «Балтийский завод»), головной большой морозильный траулер проекта ST-192RFC (АО «Адмиралтейские верфи»), первый серийный танкер типа «Афрамакс» проекта 114К (ООО «ССК «Звезда»).
В целом ключевыми рыночными сегментами в рамках проектов по диверсификации ОПК являются ТЭК, транспорт, медицина, авиатехника, электроника, связь и телекоммуникации, ЖКХ, судовое оборудование, обеспечение безопасности (см. диаграмму).
Мониторинг реализации проектов формирует общую картину того, в каких направлениях оборонный комплекс видит развитие гражданского сегмента, а также позволяет своевременно реагировать на потребности организаций ОПК в части предоставления мер государственной поддержки как финансового, так и преференциального характера.
Введение преференциального доступа к закупкам
В 2021 году на регулярной основе начал проводиться мониторинг участия организаций ОПК в госзакупках в рамках национальных проектов. Сегодня они обеспечивают дополнительный стимул развитию ОПК и потенциальный рынок для высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения. В настоящее время значительная часть продукции, выпускаемая в рамках проектов по диверсификации ОПК, может быть использована в реализации национальных проектов, таких как: «Наука», «Образование», «Здравоохранение», «Экология», «Демография», «Жилье и городская среда».
1 января 2021 года вступили в силу два важнейших постановления Правительства Российской Федерации: от 3 декабря 2020 года. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», определяющий перечень товаров, по которым устанавливается минимальная обязательная доля закупок (от годового объема закупок, приходящегося на такие товары); от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» вместе с «Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров…» и «Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров».
Теперь заказчики стали обязаны закупать товары по специальному перечню с учетом ограничений, установленных национальным режимом. Размер квоты дифференцирован с учетом компетенций и возможностей отечественных производителей, а квотирование распространено в отношении значимых для ОПК продуктовых групп: продукция станкостроения, радиоэлектронная и фармацевтическая продукция, спортивное оружие и патроны к нему (всего 107 позиций промышленной продукции в рамках Закона № 44-ФЗ); сельскохозяйственное, строительно-дорожное, автомобильное, железнодорожное машиностроение, продукция станкостроения, радиоэлектронная продукция, легкая промышленность, спортивное оборудование, спортивное оружие и патроны к нему (всего 251 позиция промышленной продукции в рамках закона № 223-ФЗ).
Следует отметить, что указанные нормативные правовые акты были разработаны Минпромторгом России в целях создания благоприятных условий для производства и закупки российской техники посредством обеспечения преференциального доступа отечественной продукции к госзакупкам за счет их квотирования. В перспективе это должно позволить отечественным производителям оценивать долгосрочный спрос на продукцию, планировать расширение ее производства, а также активнее участвовать в реализации национальных проектов. Реализация указанных мер уже сейчас позволяет дополнительно обеспечить загрузку производственных мощностей оборонных предприятий, снижает зависимость нашей страны от закупок иностранного оборудования. Так, по итогам девяти месяцев 2021 года с предприятиями ОПК было заключено контрактов на более чем 280 млрд руб., в том числе на 40 млрд руб. в рамках национальных проектов.
Новая структура планов импортозамещения
Ввиду завершения принятого в 2014 году Плана содействия импортозамещению в промышленности Минпромторгом России была утверждена новая структура отраслевых планов мероприятий по импортозамещению. Планы были разработаны во исполнение пункта 8 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. по итогам выступления 12 мая 2021 года в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах деятельности за предыдущий год.
Новая структура отраслевых планов мероприятий по импортозамещению состоит из более чем 800 технологических направлений, распределенных по трем основным блокам: конечная продукция; сырье, материалы и комплектующие; оборудование, средства производства.
По значительному количеству технологических направлений организации ОПК обладают существенным набором компетенций для развития процессов импортозамещения в российской промышленности:
- нефтегазовое машиностроение (109 позиций);
- автомобильная промышленность (100 позиций);
- химическая промышленность (93 позиции);
- судостроение (92 позиции);
- сельскохозяйственное машиностроение (73 позиции);
- тяжелое машиностроение (50 позиций);
- производство строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники (48 позиций);
- энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность (47 позиций);
- фармацевтическая промышленность (38 позиций);
- машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности (37 позиций);
- гражданское авиастроение (30 позиций).
Важно отметить, что все позиции планов имеют подтвержденный спрос и способствуют созданию современных высокотехнологичных промышленных производств. Они способны обеспечить выпуск критически важной промышленной продукции, в том числе межотраслевого применения. Планы также учитывают необходимость приоритетной поддержки производства продукции для реализации национальных проектов, госпрограмм и отраслевых стратегий Минпромторга России.
Развитие трансфера технологий
Для дополнительного наращивания объемов ВПГДН и запуска новых проектов существенным ресурсом может стать трансфер технологий. Потенциал данного ресурса – это содействие перетоку технологий сначала из военной сферы в гражданскую, а затем и наоборот. Известно, что этот путь прошли США и ряд других стран. Однако существующие в России законодательные ограничения пока не позволяют использовать подобный опыт в полной мере.
Решение проблемы трансфера позволит гражданским организациям как самостоятельно налаживать производство перспективной продукции на основе полученных от ОПК технологий или заделов, так и дорабатывать их под потребности гражданского рынка.
Соответствующее серийное производство сможет быть развернуто в том числе в организациях ОПК, уже использующих аналогичную технологию или выпускающих схожую продукцию для военных нужд. В 2021 году Минпромторгом России при участии ФГУП «ВНИИ «Центр», ряда госкорпораций и организаций ОПК разработан целый комплекс проектов нормативных документов по введению в гражданский оборот научно-технического задела, созданного при выполнении заданий гособоронзаказа.
Основа по обеспечению трансфера технологий заложена в рамках плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации…». На сегодняшний день детально проработан комплекс вопросов в сфере коммерциализации РИД (результата интеллектуальной деятельности) и обеспечения трансфера технологий из военной в гражданскую сферу, в том числе:
- регламентация распоряжения имуществом, на которое зафиксированы права на РИД;
- регламентация порядка передачи прав на РИД, относящиеся к результатам, связанным с обеспечением обороны и безопасности, по лицензионному договору;
- расширение случаев возможной коммерциализации РИД военного, двойного и специального назначения, относящийся к результатам, непосредственно связанным с обеспечением обороны и безопасности, права на которые принадлежат Российской Федерации;
- критерии отнесения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ к работам военного, специального и двойного назначения;
- исключение налоговой нагрузки на предприятия, которым переданы исключительные права на изобретения, ноу-хау, программы для ЭВМ и т.п. по договору о безвозмездном отчуждении либо по лицензионному договору на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии.
Сделанные в этом году шаги в сфере трансфера технологий способны обеспечить дополнительный импульс для развития высокотехнологичных гражданских производств организаций российского ОПК.