Трудности перехода
Диверсификация

Трудности перехода

Трудности перехода

Выход на рынок гражданской продукции — непростая задача для оборонного предприятия, считают эксперты. Но, как показывает практика, вполне разрешимая.

Российские власти сегодня уделяют большое внимание задаче увеличения доли выпуска гражданской продукции оборонными предприятиями. В августе этого года в рамках ежегодного форума «Армия» второй раз подряд пройдет конгресс «Диверсификация ОПК». По официальным сообщениям представителей коллегии Военно-промышленной комиссии, лейтмотивом мероприятия станет привлечение субъектов естественных монополий, государственных корпораций и компаний к закупкам высокотехнологичной продукции у предприятий ОПК.

Объективные сложности

В январе Госдума приняла к рассмотрению правительственные поправки в законодательство, регламентирующее проведение госзакупок и закупок корпораций с госучастием. Многие из этих поправок появились на основе инициатив Союза машиностроителей и Лиги оборонных предприятий, сообщается в материалах первой организации. Эксперты полагают, что в ближайшее время возможно появление неких новых преференций для предприятий ОПК и отечественных производителей в целом — в первую очередь в рамках программ импортозамещения и национальных проектов.

В марте в рамках ежегодного форума-выставки «Госзаказ» на совместном заседании комиссии Госдумы РФ по правовому обеспечению развития организаций ОПК и комитета по развитию фундаментальной науки и подготовке кадров Союза машиностроителей участники отмечали, что решение задачи диверсификации оборонных предприятий сегодня сталкивается с целым рядом барьеров: сложностями работы в условиях жесткой рыночной конкуренции, затруднениями в позиционировании и продвижении гражданской продукции, в том числе из-за малой известности производителей.

Представители бизнес-сообщества разделяют эту позицию. Главная проблема — то, что рынок гражданской продукции гораздо более конкурентный, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин: «При этом оборонный комплекс в принципе выпускает хорошую продукцию, что обеспечивается механизмами жесткого контроля качества, госприемки. Но цена гражданской продукции предприятий ОПК зачастую оказывается неконкурентной».

Генеральный директор Научно-исследовательского центра ОПК Александр Колычев среди основных вызовов для российских оборонщиков при диверсификации производства называет отсутствие компетенций в производстве гражданской продукции: «Если инженеры и конструкторы изобретали танки, то вряд ли они сделают качественный автомобиль и автобус. Соответственно, нужны новые инженеры, конструкторы, технологи и т.д.». Также, по его словам, важен тип и масштаб производства: например, у Китая продукцию закупает весь мир, масштаб производства крупносерийный, соответственно, и парк оборудования рассчитан на крупную серию. «Российские же оборонные предприятия в основном не заточены на такую масштабность производства, поэтому выпускать продукт дешевле конкурентов очень трудно — чем выше серийность, тем ниже себестоимость», — продолжает Александр Колычев. Наконец, у российских предприятий, с одной стороны, нет понимания того, что и по какой цене востребовано рынком, а с другой — слабая практика налаживания связей с поставщиками. «Дело в том, что существующая система ценообразования в госзаказе толкает предприятия делать все операции и полуфабрикаты самостоятельно, так как, отдавая субподряд на кооперацию, предприятия могут получить лишь минимальную рентабельность в 1%», — поясняет эксперт.

Субъективные достижения

Вместе с тем, несмотря на все сложности, в российском ОПК есть успешные примеры реализации проектов по разработке и выпуску гражданской продукции. Например, создание в современной России первого авиационного маршевого двигателя. В 2008 году было подписано соглашение о создании такого двигателя, получившего название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т). Головным разработчиком и головным изготовителем стали пермские предприятия госкорпорации «Ростех» — «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы». Двигатель разработан для российского лайнера МС-21-310 («Магистральный самолет XXI века»). Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов — ближне- и среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам.

Или еще один кейс — «музыкальный» проект тульского завода «Октава» (также входит в «Ростех»). Вообще гражданскую продукцию завод производит со дня основания в 1927 году, когда в Туле открылась мастерская по изготовлению радиодеталей. Но если в 2014 году доля гражданки в общей выручке предприятия составляла 29%, то в 2017-м, когда на предприятии были созданы функциональные подразделения, ответственные за маркетинг и промышленный дизайн, — уже 49%, а по итогам 2019-го превысила 64%, говорят в компании. Сейчас разработки «Октавы» экспортируются в Германию, Грецию, Китай, США, Нидерланды, Бельгию, Францию, Италию, Испанию, Австрию и другие страны. По данным компании, гражданская продукция завода составляет 30% высокотехнологичного экспорта музыкальной техники из России.

На одном из старейших оружейных предприятий России — «Мотовилихинских заводах» — помимо передовой ствольной артиллерии и ракетных систем залпового огня с 2020 года начато производство уникальной немагнитной стали для энергетического и нефтедобывающего сектора. Хотя с помощью многоковшовых экскаваторов-драг от «Мотовилихи» еще раньше добывалось 90% всего советского золота.

Можно отметить и активное участие оборонно-промышленного комплекса в обеспечении безопасности здоровья граждан во время пандемии COVID-19. Еще в начале эпидемии «Ростех» сообщил о готовности входящих в его структуру предприятий КРЭТ и «Швабе» производить аппараты искусственной вентиляции легких, стационарные и переносные обеззараживатели воздуха, тепловизоры для измерения температуры людей в местах интенсивного трафика и проч. Как отмечается в материалах Минпромторга, в период пандемии организации ОПК оперативно нарастили производство и осуществили разработку продукции, направленной на противодействие распространению коронавируса и борьбу с эпидемией.

Читайте также

Диверсификация
Обуховский завод освоил производство песчаного 3D-принтера «Бархан-1200»
Диверсификация
Рост спроса на гражданскую продукцию предприятий ОПК РФ отмечают в «Швабе»
Диверсификация
Ростех почти в 10 раз нарастил производство акустического оборудования
Диверсификация
Нижегородский авиазавод «Сокол» обещают загрузить гражданскими проектами