За круглым столом
Диверсификация

За круглым столом

За круглым столом

Мы предложили экспертам обсудить ход реализации программы диверсификации ОПК, насколько она побуждает предприятия создавать новые производства и выходить на новые рынки и смогут ли военные заводы достичь плановых целевых показателей.

Олег Евтушенко, исполнительный директор госкорпорации «Ростех»

«Госкорпорация «Ростех» поставила задачу своим дочерним компаниям увеличить долю гражданской продукции на пять лет быстрее обозначенного президентом срока – к 2025 году. Одновременно с выполнением гособоронзаказа мы продолжаем наращивать производство и поставки оборудования для авиастроения, медицины, автопрома, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей. По предварительным данным, выручка госкорпорации от разработок гражданского назначения составит 33 % по итогам 2020 года.

Лидером диверсификации в структуре «Ростеха» можно назвать радиоэлектронный кластер. Предприятия кластера создают телекоммуникационное оборудование, робототехнику, вычислительную технику, медицинское оборудование. Реализуют ИТ-проекты, развивают технологии искусственного интеллекта, интернета вещей, беспроводной связи, распределенного реестра, больших данных и др. Всего за несколько лет кластер продемонстрировал впечатляющий рост: если в 2016 году его консолидированная выручка составляла порядка й200 млрд, то сегодня – уже свыше й253 млрд, что подняло «Ростех» на вершину списка крупнейших ИТ-компаний страны.

Портфель гражданских заказов «Ростеха» ежегодно расширяется. Основной рост обеспечивается за счет участия в комплексных инфраструктурных проектах, таких как оснащение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, внедрение технологий «умного города» в регионах РФ, создание цифровых систем для транспорта, промышленности, ЖКХ, энергетики, телекоммуникационной отрасли, государственного управления и социальной сферы. В каталоге корпорации – более 500 образцов медицинской продукции. Это оборудование для кардиологии, хирургии, онкологии, неонатологии, офтальмологии и других областей медицины. Рассчитываем, что объем наших поставок в интересах здравоохранения к 2025 году составит й80 млрд.

Нельзя сказать, что выход отечественных производителей на рынок гражданской продукции идет без трудностей. Сказывается комплекс причин: несовершенство законодательства, сильные позиции зарубежных игроков, консерватизм многих заказчиков. Наряду с поддержкой государства, важным условием стабильного роста выпуска гражданской продукции на военных заводах являются инвестиции в науку, открытие новых производств, создание новых технологических возможностей и продуктов.

Увеличение доли гражданской продукции на предприятиях ОПК до 50 % – это средний целевой показатель для корпорации. У одних предприятий он будет выше, у других, в силу специфики, ниже. К 2025 году доля «гражданки» у холдинга «Швабе» должна составлять 80,6 %. Сейчас этот показатель – 39 %. Холдинг развивает производство медицинской техники, решений в сфере «умного города», оптических изделий и фотоаппаратуры. Активно наращивает долю «гражданки» холдинг «Вертолеты России». По итогам 2020 года она приблизилась к 50 %. Для сравнения, еще в 2016 году цифра не превышала 10 %. Компания выводит на рынок новую перспективную вертолетную технику, востребованную гражданскими заказчиками: в ее числе вертолеты «Ансат» Aurus, Ми-38 в VIP-комплектации и Ка-62 в бизнес-исполнении.

При этом мы четко понимаем, что у компаний, исполняющих гособоронзаказ, в силу загрузки совсем другие возможности. Речь, в частности, о «Высокоточных комплексах», производителе таких систем, как «Искандер», «Панцирь», «Игла», или холдинге «Техмаш», который выпускает реактивные системы залпового огня «Смерч» и «Торнадо». Вместе с тем в составе этих холдингов есть такие предприятия, как Ковровский электромеханический завод (КЭМЗ) или ПОЗиС, где уже сегодня доля гражданского производства варьируется от 30 до 50 % и будет дальше расти. КЭМЗ освоил производство отечественных станков с ЧПУ, тракторов, другой техники. ПОЗиС – один из лидеров российского рынка в области бытовой и медицинской холодильной техники, его продукция поставляется в десятки стран мира».

«В Приморском крае работают 17 предприятий ОПК. Это третья часть, около 35 % всей обрабатывающей промышленности, чей вклад в формирование валового регионального продукта составляет почти 11 %.

Все эти предприятия реализуют программы диверсификации. Мы этим вопросом занимаемся вплотную. Я твердо убежден, что его решение не может быть делом только самих предприятий. Задача эта общенациональная. И мы прикладываем все усилия к тому, чтобы наши предприятия ОПК сумели встроиться в новые экономические реалии и остаться на плаву, тысячи высококвалифицированных кадров – сохранить рабочие места, а бюджет – наполняемость.

Один из ярких примеров – наш авиастроительный завод «Прогресс» в городе Арсеньеве, который выпускает знаменитые боевые машины Ка-52. И в планах у предприятия выпуск многоцелевого гражданского вертолета Ка-62, порядка 25–30 вертолетов ежегодно, при полной загрузке. Наша задача – сделать так, чтобы они использовались в медицинских целях, для внутрирегиональных пассажирских перевозок, а также для решения задач авиалесоохраны.

Также прекрасный пример – АО «Восточная верфь», предприятие, которое, помимо выполнения оборонного заказа, сейчас по программе «Квоты под киль» занимается строительством судов-краболовов, которые будут добывать в наших водах камчатского краба и другие биоресурсы.

Вообще сегодня оборонно-промышленные предприятия края должны и способны выпускать высокотехнологичную продукцию. Для этого у «оборонщиков» есть все инструменты: и интеллектуальные и кадровые ресурсы, и современные технологии, и наша поддержка. У нас «Дальприбор», например, разрабатывает средства подводного поиска объектов, «Изумруд» – воздушные компрессоры. Это хорошие примеры того, как предприятие может и должно подстраиваться под современные реалии.

Ведь это и есть основная проблема – оборонные предприятия не всегда могут оперативно перестроиться. Но главное, что работать они хотят и умеют. Поэтому мы приняли решение о создании в 2020 году регионального Фонда поддержки промышленности. Он должен обеспечить льготные условия финансирования проектов, направленных на создание новой продукции, в том числе проектов ОПК по выпуску продукции гражданского назначения, по обновлению материальной базы, по повышению производительности труда. Такая поддержка будет адресована предприятиям, которые готовы представить на рассмотрение и защитить свои инвестиционные программы. Финансирование будет осуществляться совместно с федеральным Фондом развития промышленности.

Уверен, что с такой поддержкой добиться положительных результатов на этом пока еще новом, но таком важном пути предприятиям ОПК будет проще».

Михаил Дегтярев, врио губернатора Хабаровского края

«В Хабаровском крае девять предприятий оборонно-промышленного комплекса. Ключевые среди них – филиал «Компании «Сухой» Комсомольский-на-­Амуре авиационный завод им. Ю. А. Гагарина», ПАО «Амурский судостроительный завод».

Все оборонные предприятия Хабаровского края участвуют в работе по выпуску гражданской продукции, средний уровень выпуска которой оценивается в 40 %. Лидеры в освоении производства гражданской продукции – Хабаровский судостроительный завод, ФКП «Амурский патронный завод «Вымпел» им. П. В. Финогенова», АО «Дальневосточное производственное объединение «Восход», АО «Дальне­восточный авиационный сервисный центр» и другие. Их доля выпуска гражданской продукции в общем объеме производства оценивается от 36 до 95%.

Суммарный вклад предприятий ОПК в валовый продукт региона составляет более 2 %, в общем объеме обрабатывающей промышленности – около 18 %.

В промышленном комплексе Хабаровского края около 80 % инвестиций в основной капитал приходится на предприятия ОПК. Их реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей проводится с привлечением средств федерального бюджета. В течение последних десяти лет на развитие производства ОПК края привлечено более й12 млрд федеральных средств.

Основная часть инвестиций направлена предприятиями на обновление оборудования, модернизацию производственной инфраструктуры и освоение выпуска новой продукции с целью своевременного и качественного выполнения государственных оборонных заказов.

Необходимо отметить, что значительно снижается потенциал предприятий Дальнего Востока по сравнению с западом из-за себестоимости продукции. Это происходит из-за накладных расходов, связанных с высокими тарифами на энергию, дополнительными затратами на транспортировку материалов и оборудования, расходами на оплату труда в районах Крайнего Севера.

В целях диверсификации производств ОПК проводится работа с Минпромторгом России по привлечению КнААЗ к изготовлению составных частей новых типов самолетов. Предприятие включено Объединенной авиастроительной корпорацией в предварительную схему кооперации по производству российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.

Организована работа по привлечению промышленных предприятий к поставкам продукции в рамках реализуемых на территории края крупных инвестпроектов. Среди них – строительство и обслуживание второй очереди Восточного полигона РЖД, строительство второй очереди космодрома Восточный, строительство горно-обогатительного комбината на месторождении Малмыжское, строительство Дальневосточного завода по производству сжиженного природного газа в п. Де-Кастри. По каждому из проектов при правительстве края созданы рабочие группы.

Прорабатываются вопросы изготовления частей и сборки в крае новых самолетов для региональной авиации, разрабатываемых АО «Уральский завод гражданской авиации». По экспертным оценкам, в течение 15 лет в крае потребуется замена более 250 самолетов.

Рассматривается возможность загрузки мощностей ПАО «Амурский судостроительный завод» для производства серии буксиров-спасателей, аналогичных строящемуся на предприятии судну для эксплуатации на Северном морском пути. Продолжается работа с рыбодобывающими компаниями по размещению заказов на строительство краболовных и рыбопромысловых судов».

Игорь Фролов, д. э. н., заведующий лабораторией анализа и прогнозирования наукоемких, высокотехнологичных производств и рынков Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

«Задача довести долю выпуска гражданской продукции на предприятиях ОПК до 50 % представляется мне неоднозначной. Судя по всему, это число возникло из опыта Советского Союза. На пике развития военно-промышленный комплекс СССР выпускал чуть больше 50 % гражданской продукции от общего объема своего производства. Но задачи конверсии в то время были другими. Советское правительство тогда переподчинило ряд гражданских предприятий, продукция которых отличалась низким качеством, оборонным министерствам. Считалось, что «оборонщики» смогут организовать производство гражданской продукции на новом техническом уровне. Но опыт конверсии конца 1980-х – начала 1990-х показал неэффективность такого подхода. Государственное регулирование цен в СССР позволяло дотировать не только военное, но и убыточное высокотехнологичное гражданское производство. С 1990-х годов это чрезвычайно затратно.

Организация производства военной продукции имеет две особенности. Первая – неравномерность загрузки мощностей, связанная с цикличностью выпуска этой продукции. То есть в случае снижения гособоронзаказа предприятие должно отправлять сотрудников в административные отпуска или сокращать. Возникает идея дозагрузить мощности оборонного предприятия сторонними заказами на технологически схожую продукцию. Вторая особенность – при производстве сложных высокотехнологичных изделий неизбежно возникают отходы, причем нередко речь идет о дорогостоящих материалах. Это приводит к мысли: хорошо бы организовать производство, которое использовало бы эти отходы в качестве сырья, особенно если затраты по ним уже отнесены на продукцию оборонного значения.

Диверсификация ОПК призвана создать компетенции, которых нет, а доступ к иностранному оборудованию ограничен санкциями. Выбор авиастроения, судостроения, медоборудования в качестве приоритетных направлений конверсии объясняется вопросами технологической безопасности. Мы должны разрабатывать, производить и эксплуатировать самолеты и корабли, какими бы ни были отношения с иностранными партнерами. А вот задача развития на базе ОПК производства вычислительной техники – куда более сложная. Это глобальный рынок. Нельзя конкурировать с мировыми производителями компьютерных систем и радиоэлектроники, создавая продукт только для внутреннего рынка. Речь может идти только об отдельных группах продукции электронной компонентной базы.

Диверсификация предприятий ОПК наталкивается на объективные сложности. В ОПК особый тип ценообразования. Гарантированные заказы от государства и отсутствие конкуренции не побуждает менеджмент сокращать издержки, искать новые рынки сбыта, изучать потребности конечных потребителей. Цены в ОПК задаются исключительно возможностями заказчика, а не конкурентной средой. Характерный пример – истребитель Су-57. Получился отличный самолет с прекрасными характеристиками, но очень дорогой.

Показатели программы диверсификации ОПК формально выполняются, более того, они перевыполняются. По итогам 2019 года доля гражданской продукции в промышленности ОПК составила 24 %. По 2020 году данных пока нет, но думаю, что этот показатель будет чуть выше 25 %. И продолжит расти. Правда, нужно учесть, что с 2019 года этот показатель включает и продукцию двойного назначения, которая производится по гособоронзаказу. Например, вертолеты, производство которых заказывает Минобороны России, теоретически могут быть использованы в гражданских целях. Скажем, для санитарных нужд.

В ближайшие годы драйверами диверсификации и роста ОПК станут заказы госкорпораций и крупных компаний с госучастием, реализующих масштабные инвестпрограммы. Например, «Роснефть», «Газпром», «Ростелеком». По новым поправкам к законам ФЗ-44 и ФЗ-223 они обязаны заказывать часть продукции у предприятий ОПК. Это, в перспективе, сотни миллиардов рублей в год.

Но задача состоит не в том, чтобы достичь плановых цифр, а в том, чтобы создать рентабельные производства гражданского назначения. Пока же существенная часть проектов диверсификации имеет перспективы оказаться убыточными. На мой взгляд, вместо того, чтобы создавать высокотехнологичные производства для выпуска гражданской продукции на предприятиях ОПК, руководство которых часто не готово, следовало бы стимулировать развитие партнерских отношений между ОПК и частным высокотехнологичным бизнесом, который расположен рядом с оборонным заводом, имеет свои технологические и рыночные компетенции. А предприятие ОПК взяло бы на себя выпуск комплектующих. Кроме этого, оборонные предприятия располагают мощной экспериментальной базой, которую зачастую не может позволить себе частный бизнес, что тоже поле для сотрудничества.

Есть надежда, что власти подключат и науку к решению проблем диверсификации ОПК. До настоящего времени ни фундаментальная, ни прикладная наука не участвовали в реализации этой задачи. Решения часто принимаются без всесторонней научной экспертизы, и это удивляет».

Александр Агеев, д. э. н., профессор МГИМО и НИЯУ МИФИ, директор Института экономических стратегий РАН

«Важно особо подчеркнуть два мотива переориентации страны на ускоренную реализацию политики диверсификации. Первый мотив связан с планами к 2020 году в основном завершить цикл переоснащения вооруженных сил, что автоматически снижает объем гособоронзаказа при прочих равных условиях. Второй мотив курса на диверсификацию продиктован необходимостью перевода всей оборонной отраслевой «девятки» на новый качественный уровень. ОПК не случайно стали чаще именовать как ВТК, высокотехнологичный комплекс, подчеркивая, что он нечто большее, чем просто казенная система, замкнутая на гособоронзаказе и которая по инерции продолжает «вариться в своем соку».

Первые выводы в целом позитивны. Однако наблюдается неравномерность в достижении целевых показателей диверсификации ОПК. Появились лидеры. Так, в авиастроении этот показатель выше 30 %. ГК «Ростех» объявила о планах достигнуть целевого ориентира в 50 % уже к 2025 году. При этом есть предприятия, которые успешно выполняют гособоронзаказ, но освоение гражданской номенклатуры остается для них серьезным стрессом и проблемой. Приходит понимание, что не нужно работать по «средним значениям». Разнообразие – условие устойчивости, поэтому по отраслевым блокам неизбежно будет разброс значений диверсификации по предприятиям.

Отсутствие необходимых каналов выхода на рынки гражданской продукции, дефицит ресурсов и кадров с маркетинговым мышлением – значимые проблемы для многих предприятий ОПК. Тактику «дозагрузок» можно реализовать под конкретный заказ, при этом просчитав все издержки, включая скрытые, чтобы не произошло растраты ценных ресурсов и времени. Не нужно чайник кипятить на ядерном реакторе. Истинные преимущества от диверсификации предприятие может получить только с разработкой продуманной стратегии, видения собственных рыночных позиций как на военном, так и на гражданском рынках, в долгосрочной перспективе. Создание такой стратегии требует хорошего знания ценных потребительских характеристик и потенциала своей продукции на гражданском рынке, анализа долгосрочной привлекательности и емкости этого рынка или его ниш, существующих и возможных каналов выхода к потребителям, возможностей маневра на рынке в случае внезапного изменения ситуации. Например, утраты потребителями платежеспособности или усиления санкций. Кампанейщина мешает совершенствованию. Но импульс к поиску и формированию новых рынков в любом случае получен.

Впрочем, в поиске рыночных ниш проявляется принцип неравномерности − у предприятий ОПК разные возможности, ресурсы и продукты. Некоторые продукты, например, легко модифицируются, словно бы заведомо востребованы в гражданском секторе или в цепочках кооперации. Другие продукты и технологии создаются и эксплуатируются на принципах государственной тайны, либо их гражданские модификации требуют чрезмерных издержек. У менеджмента может в принципе отсутствовать опыт работы на гражданских рынках, а обретение такого опыта может обернуться ослаблением изначальных компетенций.

В рейтинге помех и стимулов диверсификации ОПК на первом месте оказалась пандемия. В пандемию резко выросла ценность науки и наукоемкого производства, новых ярусов понятия «безопасность». Для предприятий с компетенциями в сфере биомедицины, химии, средств связи, цифровизации открылись новые источники развития. Волны внезапного роста спроса будут открываться и в дальнейшем. На предприятиях, которые испытывают проблемы с диверсификацией, как правило, видят только свой продукт, но не видят рынка, не видят коллабораций, не видят системы, в которой продукт – лишь часть процесса. Иногда встречается непонимание, что даже качественный и востребованный в военной сфере продукт для гражданского сектора может оказаться «сферическим конем в вакууме». Мало сделать продукт, надо еще найти заинтересованного потребителя, эффективно преподнести ему продукт, создав в его сознании нечто большее, чем желание купить новинку.

С точки зрения среды диверсификации ОПК в ближайшей перспективе ожидается негативное давление санкций, возможный пересмотр некоторых инвестиционных проектов, сокращение или закрытие тех ниш, которые до пандемии казались перспективными».

Александр Воротников, к. х. н., доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС, координатор Экспертного совета ЭЦ ПОРА

«Ускоренной диверсификации ОПК будет способствовать вывод гражданской продукции на рынок Российской Арктики, ее использование для развития территории АЗРФ. Сейчас большая часть высокотехнологичной продукции и современных технологий не попадает в Арктику из-за санкций. Это относится в первую очередь к секторам экономики, развитие которых перспективно именно за полярным кругом. Это энергетика, горнорудная и нефтегазовая отрасли, транспорт. Также гражданская продукция от предприятий ОПК востребована в медицине и агропроме. Диверсификация, с одной стороны, должна компенсировать эти потери, с другой – открыть перед российскими производителями новые рынки.

К сожалению, глобально спрос на гражданскую продукцию ОПК в стране не сформирован. Многие предприятия не понимают, что и для кого они должны производить. Ведь не может же производство быть ради производства. Примеров, когда на заводе ОПК создается принципиально новое производство гражданской продукции, в стране не так много. Как правило, речь идет о попытках дозагрузить военные линии выпуском гражданской продукции, часто похожей на основные изделия предприятия. Чтобы создавать новые линии – нужны значительные финансы, а их у многих нет, а где взять дополнительные ресурсы – непонятно. Да и управленцы в ОПК часто не готовы к конверсии и поиску перспективных ниш на рынке гражданской продукции.

На заводах, как правило, нет специальных программ продвижения гражданской продукции, отсутствует полноценная служба маркетинга, менеджмент из-за привычки к секретности не готов к информационной открытости.

Приведу несколько примеров использования продукции ОПК в Арктике. Компания ZALA AERO (входит в концерн «Калашников») разработала линейку дронов Zala Arctic. Эта техника помогает планировать работы по добыче нефти и газа, когда необходим точный прогноз погоды и ледовой обстановки. Холдинг «Вертолеты России» предлагает использовать в Арктике беспилотник вертолетного типа VRT300 Arctic Supervision. Кроме задач мониторинга этот дрон может выполнять транспортные функции – перево­зить небольшие грузы. Технологии ОПК могут быть использованы в создании высокотехнологичных мусоросортировочных комплексов – новое, но весьма перспективное направление для эффективных решений в сфере экологии, особенно в Арктике. Так, автоматизированный производственный комплекс ЦНИИ «Буревестник» позволяет сортировать от 100 тыс. т в год ТКО с извлечением до 30 % вторичных ресурсов и глубиной отбора по фракциям до 90 %. В Арктике найдет применение и медицинское оборудование, разрабатываемое и выпускаемое предприятиями ОПК. Это может быть продукция таких предприятий, как НПО «Сплав», приборостроительная компания «Равенство», холдинг «Швабе».

Читайте также

Диверсификация
Обуховский завод освоил производство песчаного 3D-принтера «Бархан-1200»
Диверсификация
Рост спроса на гражданскую продукцию предприятий ОПК РФ отмечают в «Швабе»
Диверсификация
Ростех почти в 10 раз нарастил производство акустического оборудования
Диверсификация
Нижегородский авиазавод «Сокол» обещают загрузить гражданскими проектами