Морским судам быть!
Наследие

Морским судам быть!

Морским судам быть!

330 лет назад, в мае 1692 года, на воду Плещеева озера был спущен первый российский военный корабль. Тридцатипушечный фрегат «Марс» входил в состав потешной флотилии Петра I. Это событие принято считать началом создания российского военного флота.

С незапамятных времен Россия боролась за выход к морским рубежам. Петр I, которого принято считать основоположником российского флота, был одержим страстью к кораблям и мечтал сделать страну великой морской державой. Он осознавал значимость морского флота для России и стремился усилить с его помощью военную мощь страны.

ОТ АЗОВА ДО БАЛТИКИ

Окончательное решение строить флот было принято Петром I осенью 1695 года после первого Азовского похода против турок. Для образца из Голландии была привезена 32-весельная галера. Осенью 1696 года решение Боярской думы законодательно положило начало созданию Российского Имперского флота. Молодой русский царь и его сподвижники понимали, что без флота государство не может развиваться, расширять и охранять свои границы.

На многочисленных верфях начали строить корабли самых разных классов. Первые боевые суда, за счет которых пополнялся Азовский флот, строились на верфях в Воронеже.

Вторая Азовская кампания 1696 года на практике продемонстрировала важность флота для ведения войны. Она стала примером успешного взаимодействия военного флота и сухопутных сил при осаде приморской крепости.

Укрепившись на юге, Петр I решил во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. С началом формирования Балтийского флота корабельное строительство было организовано вблизи Санкт-Петербурга.

К весне 1700 года на воду было спущено 40 парусных и 113 гребных судов. В тот же год началась длительная Северная война со шведами. Особо значимым, стратегическим объектом в ней стал Архангельск — город, где были расположены верфи, на которых строили военные корабли.

Северная война длилась 21 год. В ходе ее российские военные суда участвовали во множестве морских сражений. Среди них можно отметить сражение у полуострова Гангут (ныне Ханко) летом 1714 года, в ходе которого русским солдатам удалось захватить шесть галер и три швербота противника. У острова Эзель весной 1719 года эскадра Петра I взяла на абордаж три шведских корабля. А в 1720 году у острова Гренгам отряд русского гребного флота разбил шведскую эскадру, состоящую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и шести малых судов. Шведы понесли крупные потери, и в 1721 году был подписан Ништадтский мирный договор. Северная война закончилась, и Россия стала великой морской державой.

ПОСТПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА

После смерти Петра I при правлении Петра II флот стал приходить в упадок — должного внимания ему не уделяли. В 1726 году был заложен всего один 54-пушечный корабль, а в период с 1727 по 1730 год — ни одного.

На конец 1731 года российский военный флот находился в плачевном состоянии. Полностью боеспособным было только около 30% штатного числа линейных кораблей. Еще 20% военно-морских судов не могли действовать на Балтике во время штормов. По докладам иностранных наблюдателей того времени, российский флот и за три года нельзя было привести в прежнее состояние. В это же время значительно снизилась интенсивность боевой подготовки экипажей флота. А из-за плохого состояния казны и нерегулярных выплат жалованья со службы стали уходить офицеры, что вызывало падение дисциплины среди солдат и матросов.

Только при воцарении Анны Иоанновны ситуация начала меняться. В декабре 1731-го на Балтийском флоте возобновили регулярные учения с выходом в море. В 1732 году была произведена реформа управления, введены новые штаты флота. По новым правилам основными в корабельном флоте стали 66-пушечные корабли, которые должны были обеспечивать 59% состава флота. На судах должны были находиться 1754 орудия, а с учетом обязательного нахождения во флоте одного 100-пушечного корабля вне штата — 1854 орудия. В том же году было восстановлено строительство кораблей в Архангельске, что дало мощный толчок русскому кораблестроению.

В 1734 году начала работу Соломбальская верфь, расположенная на острове Соломбала в дельте Северной Двины. Она стала второй основной строительной базой Балтийского флота. Поначалу там строили 54-пушечные корабли, но уже в 1737 году начали собирать и 66-пушечные.

Во время Русско-шведской войны 1741–1743 годов русский флот еще не мог похвастаться грандиозными победами. Но наметился определенный прогресс в состоянии флота, что дало предпосылки его бурного развития в XIX веке.

ВЫХОД К ЧЕРНОМУ МОРЮ

В 1783 году по указу Екатерины II был основан Черноморский флот. Поначалу в него вошли корабли Днепровской и Азовской военных флотилий, которые были созданы во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Главной базой флота стал город, расположенный на юго-западном берегу Крымского полуострова, впоследствии названный Севастополем.

В 1785 году был утвержден первый штат Черноморского флота: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, пять шхун, 23 транспортных корабля. Для его постройки было создано Черноморское адмиралтейство, которое было расположено в Херсоне. И уже через пару лет флот насчитывал в своем составе три линейных корабля, 12 фрегатов, три бомбардирских корабля, 28 других военных судов.

Боевое крещение Черноморский флот получил в Русско-турецкой войне 1787–1791 годов, в ходе которой, несмотря на существенное численное преимущество Османского флота, нанес ему крупные поражения. Далее последовал ряд блестящих побед под командованием вице-адмирала Федора Ушакова. За два с половиной года войны против Франции, с 1798 по 1800 год, Черноморский флот не потерял ни одного корабля. Так Россия обрела военно-морскую базу на Черном и Средиземном морях, усилив свое влияние в этом регионе.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

ХIХ век для российского военно-морского флота был ознаменован не только яркими победами. Крымская война подвела черту под многовековой историей развития парусного флота и показала необходимость перехода от парусных деревянных судов к паровым броненосным железным кораблям.

В 1857 году была утверждена судостроительная программа, согласно которой запланировали постройку 153 винтовых кораблей для Балтийского флота, 15 винтовых кораблей и четырех колесных пароходов — для Черноморского и 20 винтовых кораблей — для Тихоокеанского флота. Предусматривалась также постройка кораблей для Белого и Каспийского морей.

В начале 1860-х годов на Обуховском заводе было налажено производство первоклассных нарезных орудий. Созданные здесь крупнокалиберные орудия были приняты на вооружение не только русским броненосным флотом, но и некоторыми западноевропейскими странами. В 60–70-е годы XIX века русский флот был полностью перевооружен на нарезную, заряжавшуюся с казенной части, обратной дульному срезу ствола артиллерию. Принятие на вооружение флотов нарезной артиллерии, которая обладает более высокой пробивной и разрушительной силой, чем гладкоствольные орудия, показало необходимость повышения «живучести» кораблей за счет оснащения их более надежной броневой защитой.

В 1863 году было положено начало железному и броненосному судостроению в России. Первый этап охватывал 60–70-е годы XIX века, когда в основном строились небольшие броненосные корабли береговой обороны. На втором этапе, начавшемся в 80-е годы, был создан и получил развитие мореходный броненосный флот вначале на Балтийском, а затем и других морских театрах военных действий.

Перед учеными, инженерами, мастерами и военными моряками стояли сложные проблемы, связанные с выбором наиболее рациональных типов броненосных кораблей, разработкой их проектов, созданием необходимого вооружения, переоценкой взглядов на тактику, организацию и методы боевой подготовки броненосного флота. Но, несмотря на все трудности, в течение второй половины XIX века Россия создала современный по тому времени броненосный флот. В частности, в 1869 году начали строительство броненосца «Петр Великий», который в 1876 году считался сильнейшим судном в мире по своим боевым качествам.

ОТ ДИЗЕЛЯ К АТОМНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В первой половине XX века российский флот участвовал в ряде войн и сражений. Русско-японская, Первая мировая и Великая Отечественная войны — самые значимые военные события того времени. И флот активно развивался в соответствии с современными на тот момент требованиями.

С начала века в кораблестроении стали применять дизельные двигатели. В 1903 году в Петербурге был спущен на воду первый в мире дизель-электроход. Кроме того, в первом десятилетии XX века началось строительство подводных лодок. В 1904 году на Балтийском заводе была спущена на воду первая боевая подводная лодка «Дельфин». В 1907 году по проекту С. К. Джевецкого построена подводная лодка с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода, а в 1909-м — подводная лодка «Минога», на которой впервые в мире были применены реверсивные дизельные двигатели.

В 1913 году введен в строй эскадренный миноносец «Новик» — первый в России турбинный боевой корабль, установивший мировой рекорд скорости для военных кораблей — 37,7 узла. В 20–30-х годах XX века прошли испытания и были спущены на воду первый советский торпедный катер и первое в мире судно на воздушной подушке.

В послевоенное время в 50-х годах ХХ века началось строительство атомных ракетных и многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей, и уже в 1959 году вступил в строй первый в мире атомный ледокол «Ленин». 60-е годы ХХ века — атомные подводные лодки покоряют Северный полюс и совершают кругосветное плавание. А в 70-х их оснащают баллистическими ракетами. И в 1977 году на воду был спущен первый атомный ракетный крейсер «Киров».

Гонка вооружений конца ХХ века между Советским Союзом и США привела к появлению атомного и термоядерного оружия, а также к совершенствованию средств его доставки. Произошло значительное усиление военно-морского флота, и советские кораблестроители вышли вперед по темпам производства новых ядерных подводных лодок.

НАШИ ДНИ

После распада Союза и разоружения флот Российской Федерации в 1990 и 2000-е годы постепенно ослабел. Но уже в первом десятилетии ХХI века стали говорить о возможном его возрождении. На сегодняшний день в состав военно-морского флота нашей страны входят Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский флот, а также Каспийская флотилия. Кроме этого проводится модернизация подводных и надводных кораблей в соответствии с последними техническими требованиями.

Согласно данным открытых источников, сейчас в строю ВМФ России более 200 надводных кораблей и катеров, около 70 подводных лодок (из них более 45 атомных), а также несколько сотен вспомогательных судов.

В настоящий момент наиболее важными задачами военно-морского флота являются борьба с пиратством и обеспечение безопасности торговых судов и защита морских направлений от военных угроз. Все больше внимания уделяется Арктическому направлению, где сосредоточены биоресурсы, запасы углеводородов и других полезных ископаемых. Для этого продолжают разработки кораблей, которые могут длительное время находиться в арктической зоне для решения различных задач.

Старейшее судно на боевом посту

Предельным сроком службы крупного военного корабля в ВМФ РФ считается 25 лет.

Но исключения есть и здесь. Старейшее судно российского флота начало службу в 1915 году на Балтийском море. Изначальное название «Волхов» вскоре сменилось на «Коммуна». Это вспомогательное судно, спасатель подлодок, назначение которого — поднимать субмарины.

Сегодня ветеран по-прежнему на боевом посту в составе Черноморского флота. Это самый старый действующий военный корабль в мире. Старше него только два корабля XVIII века — американский USS Constitution и британский HMS Victory. Первый еще даже на плаву: по нему водят экскурсии. Второй торжественно списан почти 100 лет назад и с тех пор находится на вечном приколе в Портсмуте, где корабль превратили в музей.

Как корабль назовете

Всеми любимый мультипликационный персонаж капитан Врунгель не зря говорил: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Кораблям российского флота со дня основания и до сегодняшних дней принято давать величественные имена. Например, известных людей, святых и героев разных времен: «Петр Великий», «Дмитрий Донской», «Адмирал Ушаков». Или называть их в честь города или региона — броненосец «Петропавловск», крейсер «Москва» и даже «Вышний Волочек». Кроме того, популярны динамичные названия: «Быстрый», «Гремящий», «Бурный» и т. д. Моряки считают, что от названия зависит судьба корабля.

День ВМФ

Отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля. История дня ВМФ берет начало в 1939 году. Праздник был учрежден по предложению главнокомандующего ВМФ Николая Кузнецова, который проявил инициативу отнюдь не ради веселья, а надеясь привлечь к флоту внимание и повысить престижность службы в ВМФ. Только в этот день у гражданских есть шанс попасть на борт действующего боевого корабля: в честь торжества многие военные суда проводят день открытых дверей. По традиции проводят парад моряков, вручение наград и воинских званий. А под занавес — салют.

Читайте также

Наследие
Когда диверсификация ведет к революции, или о происхождении тепловозов
Наследие
Покорители глубины
Наследие
У истоков кадетства
Наследие
Производство холодильников «Мир» возобновили после 30-летнего перерыва