Сотрудники Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) и специалисты Казанского вертолетного завода (КВЗ) разработали вертолетные лопасти нового поколения из полимерных композиционных материалов, которые предназначены для использования в легких многоцелевых вертолетах «Ансат».
Исследования проводятся по заказу холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех, сообщила пресс-служба ЦАГИ.
Как показывают предварительные расчеты, разработка увеличит максимальный взлетный вес вертолета на 200 кг, снизит уровень шума, вибрацию и расход топлива.
Кроме того, увеличится скорость набора высоты, скорость полета в крейсерском режиме возрастет на 15 км/ч — до 235 км/ч. Лопасти получили противообледенительную систему, которая позволит осуществлять полеты в условиях кратковременного обледенения. Лопасти нового поколения из полимерных композиционных материалов помогут увеличит взлетный вес вертолета «Ансат» на 200 кг.
Предполагается, что новыми лопастями могут оснащаться не только поставляемые «Ансат», но и машины, уже находящиеся в эксплуатации. Полеты вертолетов с новыми лопастями начнутся в конце 2023 года, а серийное производство лопастей для импортозамещенной версии вертолета — в 2024 году.
В ЦАГИ накоплен многолетний опыт разработки специализированных вертолетных профилей для несущих и рулевых винтов, превосходящих мировой уровень. Используя этот опыт, инновационную технологию изготовления и исследования различными методами характеристик лопастей винтов, был выполнен большой объем расчетно-экспериментальных работ. Это позволило разработать аэродинамические компоновки несущего и рулевого винтов лопастей вертолета, имеющих более высокий уровень аэродинамического совершенства. Совместно с новыми технологиями изготовления и применением полимерных композиционных материалов это выводит «Ансат» на новый технический уровень.
«Исследования по вертолету Ансат, которые проводились в ЦАГИ с самого старта проекта, сегодня выходят на новый виток развития» Кирилл Сыпало генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН
На этот раз в фокусе внимания ученых института такое стратегически значимое направление, как новые технологии изготовления лопастей винтокрылых машин из полимерно-композиционных материалов. Их применение сулит массу преимуществ. Но в то же время — это тема для весьма большого объема расчетных и экспериментальных исследований, которые предстоит провести объединенной команде сотрудников ЦАГИ и Казанского вертолетного завода.
В настоящее время ведется подготовка к экспериментальным исследованиям опытных образцов, изготовленных по новейшей технологии. Результаты испытаний в аэродинамических трубах ЦАГИ позволят сопоставить аэродинамические характеристики существующих и новых винтов винтокрылых машин.