Ранее такую концепцию на замену региональным экспериментам предложили участники отрасли беспилотия.
Минэкономразвития «предварительно поддерживает» установление «комплексного» экспериментального правового режима (ЭПР) по беспилотной авиации, сообщил «Ведомостям» директор департамента цифрового развития и экономики данных министерства Владимир Волошин. По его словам, вопрос установления такого ЭПР «неоднократно обсуждался с отраслевым сообществом». Волошин назвал идею «интересным подходом». «Мы ожидаем поступления инициативного предложения в установленном порядке для его предметного рассмотрения, — сообщил он. — Готовы оказать содействие при разработке концепции данного ЭПР».
О том, что крупнейшая отраслевая ассоциация в сфере беспилотия «Аэронекст» разрабатывает параметры единого федерального ЭПР в области беспилотных авиационных систем (БАС), заявил генеральный директор «Аэронекста» Глеб Бабинцев в ходе круглого стола «Правовое регулирование функционирования беспилотных транспортных средств» 25 февраля в Совфеде. Мероприятие проводилось при участии Минэкономразвития. Бабинцев уточнил «Ведомостям», что внести соответствующее предложение в правительство планируется в июле 2025 г.
ЭПР создает исключения в правовом поле, которые помогают провести тестирования и получить протоколы испытаний. Режим позволяет отработать правовую гипотезу целесообразности использования того или иного нового регулирования, а затем ввести его в законодательство с учетом всех замечаний. Для вступления в силу ЭПР должен быть утвержден сначала Минэком, а затем правительством. Сейчас в России установлено 10 ЭПР по апробации БАС.
«Владимир Волошин привел пример единого регулирования в Индии и Китае, – сказал Бабинцев в ходе круглого стола. – На самом деле и Казахстан, и Белоруссия, и Европа идут этим путем, пройдя попытки имплементировать в действующее воздушное законодательство отдельные нормы. У нас огромное количество федеральных законов и подзаконных актов, которые так или иначе влияют на сферу БАС. Одновременно все поменять не представляется возможным».
Китай остановился на 21 регуляторной песочнице и, накопив опыт, ввел в начале 2024 г. временные правила для БАС – по сути, единый ЭПР, говорит Бабинцев. «Мы предлагаем то же самое: не тиражировать ошибки и не запускать множество неуправляемых процессов, а создать единый свод временных правил – федеральный ЭПР, – отметил топ-менеджер. – При этом видим целесообразным ввести возможность автоматического присоединения к такому «серийному» ЭПР каждого региона, где создан научно-производственный центр и есть решение губернатора». По словам Бабинцева, субъектом такого режима может быть любое авиационное предприятие, принявшее правила программы после одобрения региональным оператором ЭПР.
Государство надеется на дроны
В июне 2023 г. правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации РФ до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. В документе определены пять приоритетных направлений: запуск серийного производства отечественных БАС, создание крупных производственных хабов, строительство аэродромов и дронопортов, стимулирование спроса на БПЛА и подготовка специалистов. По прогнозам, к 2035 г. российский рынок беспилотников может превысить 1 млн единиц.
Помимо того, в августе 2023 г. был утвержден нацпроект по БАС, который стартовал в 2024 г. Изначально на него планировалось потратить около 900 млрд руб. до 2030 г., в апреле 2024 г. российский Forbes сообщал, что бюджет проекта планируется сократить до 714 млрд руб. После апреля бюджет был скорректирован еще раз – до 546 млрд руб., писал РБК в октябре со ссылкой на источники. Изначально нацпроект было поручено курировать первому вице-премьеру Андрею Белоусову (сейчас он министр обороны), в 2024 г. после смены правительства эту задачу передали курирующему транспорт вице-премьеру Виталию Савельеву.
Сейчас проблема ЭПР заключается в непонимании их сути участниками отрасли и в том, что под каждый ЭПР разрабатываются отдельные условия, каждый требует нового процесса согласования, следует из слов Бабинцева. «Количество заявок на создание ЭПР в каждом регионе увеличивается, но при этом инициаторы не понимают взаимосвязей и существующих барьеров и не предлагают специальных условий регулирования, а просто пытаются тиражировать безрезультатные программы», – пояснил топ-менеджер «Ведомостям».
В начале марта «Ведомости» со ссылкой на Волошина сообщали, что Минэк закрыл ЭПР по тестированию дронов в Томской области. За это время появились новые технологические и регуляторные вызовы, связанные с «закрытием неба», а также с необходимостью замены используемых технологических решений, пояснил он «Ведомостям». Также Волошин отмечал, что за время действия ЭПР в Москве, Иннополисе, Башкирии и Ненецком АО не было сделано ни одного беспилотного полета. Но до их завершения еще от 1 до 2,5 года, отметили в министерстве.
Первые программы ЭПР составлялись не столько для проверки правовых гипотез, сколько для «поднятия флага первенства» и почти все последующие программы ЭПР написаны «под копирку» и поэтому унаследовали системные ошибки, считает представитель ассоциации «Аэронекст».
После поручения президента России Владимира Путина открыть небо для гражданских беспилотных воздушных судов, о чем писали «Ведомости» 28 января 2025 г., дело должно сдвинуться с мертвой точки, а соответствующие механизмы – заработать, надеется генеральный директор и основатель «Флай дрона» Никита Данилов. Ожидать активизации работы ЭПР следует уже в текущем году, прогнозирует он.
Пока небо фактически закрыто, ЭПР должны иметь географическую привязку, считает коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев. ЭПР должен иметь какую-то проблематику, отмечает генеральный директор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин. «Невозможно сделать единый ЭПР, потому как не понятно, какие там инновации будут обкатываться, какие проблемы будут срезаться с помощью регуляторной гильотины», – объясняет он. Отработать сразу все исключения из существующей регуляторики, которые позволят запускать дроны на всей территории страны, невозможно, считает он.
Вероятнее всего, федеральный ЭПР будет направлен на единовременное становление отрасли БАС в России, на поэтапное внедрение новых разработок на территории государства, предполагает генеральный директор «Дронсхаб групп» Максим Томских. Чтобы не допустить лишней и неэффективной работы в рамках создания единого ЭПР, в определенных субъектах стоит реализовывать проекты по развитию отрасли БАС с учетом потребностей заказчиков и возможностей производителей, добавил он.
При создании такого федерального ЭПР необходимо собрать не только логистику, но и все прочие типы беспилотных миссий, чтобы каждая компания, желающая участвовать, могла зайти на уровне своего региона или даже на межсубъектном уровне, отмечает Данилов.