На смену Ан-24 идет Ил-114: Региональные самолеты полетят на российских двигателях
Новости

На смену Ан-24 идет Ил-114: Региональные самолеты полетят на российских двигателях

На смену Ан-24 идет Ил-114: Региональные самолеты полетят на российских двигателях

В Санкт-Петербурге завершены испытания авиамоторов, которые будут установлены на новых российских лайнерах.

ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ТИТАНА

Испытания 64-местного Ил-114-300, который должен прийти на смену ветерану Ан-24, застопорились после катастрофы похожего самолета. 17 августа 2021 г. во время испытательного полета в небе над подмосковной Кубинкой разбился военно-транспортный Ил-112В.

По итогам была проведена серьезная работа по повышению безопасности различных систем самолета. В частности больше года на санкт-петербургском предприятии «ОДК-Климов» работали над повышением безопасности и улучшением характеристик двигателей семейства ТВ7-117. И вот работы завершены.

- Вместо нескольких десятков титановых деталей поставили хром-никелиевые и стальные, - рассказал «КП» генеральный конструктор «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев. - Мы это сделали по всему парку — вертолетному и самолетному, включая те двигатели, которые уже были выпущены.

Силовая установка стала на 4 кг тяжелее. Но по отношению к общему весу самолета или вертолета это капля в море.

ИСПЫТАНИЕ ОГНЕМ

Также была доработана масляная и дренажная системы — чтобы, если и возникнет огонь, то не было бы ни капли просочившегося масла или топлива, которые дали бы ему возможность разгореться.

- Мы провели более 40 огневых испытаний на самолетных и вертолетных двигателях, - продолжает конструктор. - Все элементы доказали свою огнестойкость. Не припомню, кто и когда проводил бы такой большой объем испытаний.

Говоря о развитии отечественной авиации, принято с ноткой сочувствия отмечать отсутствие у нас таких авиадвигателей, как у западных стран. Мол, если и вытягиваем равную или более высокую мощность, то проигрываем в экономичности.

Но у моторов «Климова», которые используются для «воздушных извозчиков» регионального масштаба, с экономичностью все в порядке, заверили на предприятии. Расход топлива на самолетных и вертолетных модификациях ТВ7-117 — 200 гр/л.с. час.

- Это даже среди зарубежных аналогов один из самых неплохих показателей, - подчеркивает Всеволод Елисеев.

По его словам, удалось решить и вопросы импортозамещения: все детали «климовских» двигателей — отечественные.

Двигатели планируется устанавливать не только на Ил-114-300 (модификация ТВ7-117СТ-01), но и на самолеты для местных авиалиний «Ладога» (ТВ7-117СТ-02) вместительностью до 44 пассажиров — их выпуск начнется через несколько лет. Обе машины будут работать в региональных аэропортах, в условиях крайнего Севера, на не самых качественных взлетных полосах. Поэтому так важно сделать моторы для них максимально неприхотливыми и выносливыми.

- Наш двигатель может работать на высотах до 7,5 км и при температурах от -45 до +50, имеет стойкость к обледенению, попаданию посторонних предметов, льда, крупной птицы, - перечисляет Елисеев. - Предусмотрена и уникальная функция - чрезвычайный режим, при котором на некоторое время можно повышать мощность двигателя на 40% относительно обычного взлетного — такой режим используется, в основном, при отказе соседнего двигателя.

По словам генерального, четыре авиадвигателя уже отправлены в Луховицы на авиазавод им. Воронина, где должны будут проводиться испытания российского «региональника», и планируется отправить в этом году два двигателя для «Ладоги».

ТОННА БРОНИ И ВОЗДУШНЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

По отдельному плану проводили и доработку вертолетных двигателей ТВ7-117В — ведь «ОДК-Климов» известен прежде всего как основной разработчик вертолетных газотурбинных моторов.

В результате удалось увеличить взлетную массу вертолета МИ-38 (такой, кстати, но выполненный в VIP-комплектации, летом этого года Россия подарила президенту Зимбабве) и его транспортно-десантную модификацию МИ-38Т с 15,6 тонн до 16,5 тонн.

- Это позволит установить на машину дополнительную броневую защиту, брать больше вооружения, - пояснил Елисеев. - А если говорить о гражданском варианте, то такие возможности пригодятся для санитарной авиации — можно будет разместить дополнительное медицинское оборудование.

Одним из наиболее знаковых событий последнего времени на заводе считают то, что удалось полностью локализовать производство самого востребованного вертолетного двигателя ВК-2500 - в кооперации участвует свыше 20 российских предприятий. 117-й движок, к слову, тоже полностью российский, отметил Елисеев, даже электроника.

Есть в Питере и совершенно новые разработки. Например, двигатель ВК-650В заменит французский Arrius 2G1 на легких вертолетах Ка-226, и американский PW-207К на вертолетах «Ансат» — эта машина разработана на Казанском вертолетном заводе. Еще одна новинка - ВК-1600В для многоцелевых винтокрылых машин Ка-62. На них он заменит французскую силовую установку Ardiden 3G.

- Сейчас эти образцы проходят сертификационные испытания, и мы планируем уже в следующем году начать их летные испытания, — уточнил Елисеев.

А на более далекую перспективу разрабатываются воздушные электромобили. Не только же по земле им бегать. В «ОДК-Климов» ведутся концептуальные разработки вертолетного электродвигателя.

- Но к практическому применению ближе гибридные установки, когда используется и электродвигатель, и газотурбинный, работающий на авиационном топливе, — говорит Всеволод Елисеев. — Использование электроэнергии дает сокращение вредных выбросов, экономию топлива и более свободную архитектуру летательного аппарата из-за отсутствия трансмиссии. Но если использовать только электрическую тягу, то масса батарей окажется значительно выше, чем масса топлива, которое даст ту же мощность. Поэтому считаю, что будущее за гибридной конструкцией.

Читайте также

Новости
Фрадков: технологические решения спецтеха требуют новый механизм финансирования
Новости
ПСБ и «Инвестиции и Инновации» поддержат быстрорастущие технологические компании
Новости
ПСБ и ВЭБ.РФ — государственная корпорация развития России поддержат производство первого в России электромобиля «Атом»
Новости
Ростех внедрил IT-систему послепродажной поддержки для двигателей авиалайнеров