Сергей Икрянников: «Работа по стимулированию роста объемов производства гражданской продукции предприятий ОПК продолжается»
Новости

Сергей Икрянников: «Работа по стимулированию роста объемов производства гражданской продукции предприятий ОПК продолжается»

Сергей Икрянников: «Работа по стимулированию роста объемов производства гражданской продукции предприятий ОПК продолжается»

Введение квот на закупку российских товаров уже помогло российской оборонной промышленности. Так, на 75 млрд руб. увеличилась закупка отечественной электроники по сравнению с прошлым годом. Однако останавливаться на этом пути нельзя. О дополнительных мерах поддержки диверсификации ОПК, которые предлагает Минэкономразвития, рассказал Сергей Икрянников, заместитель директора департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития России.

– Несмотря на то что ОПК непосредственно не связан с потребительским сектором, эта отрасль тоже пострадала от пандемии. Какие факторы оказались наиболее значимыми для финансового состояния предприятий ОПК? Насколько эффективными были меры по поддержке сектора?

– На мой взгляд, одной из ключевых мер государственной поддержки промышленности, в том числе предприятий ОПК, стало введение обязательных квот на закупку российских товаров, которые должны выполнять госзаказчики и госкомпании. Данный механизм уже хорошо зарекомендовал себя и имеет положительные результаты. Например, существенно выросла общая сумма закупок отечественной электроники – на 75 млрд руб. больше, чем по итогам прошлого года. И при этом год еще не закончился.

– Запланированы ли дополнительные меры поддержки оборонного комплекса? По каким основным направлениям будет оказана поддержка?

– Безусловно, работа по стимулированию роста объемов производства гражданской продукции предприятий ОПК продолжается. Нужно признать, что наши предприятия ОПК сильно недозагружены гражданскими заказами. Например, если мы будем сравнивать с ключевыми зарубежными оборонными компаниями, то в структуре их выручки на долю гражданских контрактов приходится около 70–80%, а у нас – 5–10%.

«Получается, что при объеме ГОЗ в размере 1,5 трлн руб. нашим предприятиям ОПК нужно ежегодно дополнительно заключать гражданских заказов на сумму не менее 2–2,5 трлн руб.»  Сергей Икрянников заместитель директора департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития России

Таким образом получается, что при объеме ГОЗ в размере 1,5 трлн руб. нашим предприятиям ОПК нужно ежегодно дополнительно заключать гражданских заказов на сумму не менее 2–2,5 трлн руб. И это необязательно поставки на внутренний рынок, в кооперации с коммерческими российскими компаниями можно всем вместе выходить на экспорт, стимулировать контрактное производство.

Что касается такой меры поддержки, как введение обязательных квот на закупки российских товаров, в целом можно отметить хороший эффект для отечественных производителей, однако она не позволяет фокусировать расходование бюджетных средств именно на гражданскую продукцию предприятий ОПК, поэтому оборонные предприятия еще слабо ощущают поддержку. Да и в целом предприятия ОПК существенно недофинансированы для успешной реализации гражданских проектов, у них просто нет свободных денег. Низкая рентабельность ГОЗ и блокирование денег при исполнении контрактов не позволяют накапливать необходимые для реализации гражданских проектов собственные средства в размере 20–30%, чтобы недостающую сумму занять в банках. Поэтому Минэкономразвития России уже предложены дополнительные меры поддержки для стимулирования гражданских проектов ОПК. Перечислю основные.

Во-первых, введение квоты по закупкам российских товаров именно у предприятий ОПК. В рамках общей квоты закупок возможно предусмотреть отдельный сегмент поставок высокотехнологичной гражданской продукции силами ОПК, которую целесообразно внедрять сроком не менее чем на пять–семь лет, чтобы была возможность окупить высокотехнологичные инвестиции.

Во-вторых, предоставление государственным заказчикам права заключать в течение двух лет прямые контракты (без торгов) с предприятиями ОПК на поставку высокотехнологичной продукции. Нужно дать промышленности передышку от хаотичной торговой системы Федерального закона № 44-ФЗ, приостановить его действие на два года. Не успевают предприятия ОПК подстроить производство под торги с короткими сроками поставок в течение двух–трех недель, в результате поставляется «со склада» готовая иностранная продукция. Получается, что из-за призрачной цели «мнимой» конкуренции бюджетные деньги пролетают со свистом мимо наших предприятий ОПК, что приводит к сокращению зарплат, оттоку кадров, утрачиванию компетенций. Торги, значит, проводим, а деньги идут мимо отечественной промышленности.

В-третьих, создание специализированных институтов поддержки, которые помогут ОПК запускать гражданские проекты. Для создания совместных компаний (проектов) ОПК нужны свободные деньги, которых у них нет. Банки тоже не могут выдавать кредиты на все 100% под проект.

При этом специализированными банками могут быть созданы дочерние финансовые организации для предоставления «живых» денег в уставные капиталы дочерних предприятий ОПК, а оставшуюся сумму они могут выдавать в форме кредитов. В течение пяти–семи лет нужно предусмотреть обязанность выхода из капитала дочерних компаний, чтобы в проекты мог входить частный бизнес.

Еще одной эффективной мерой поддержки станет упрощение процедуры предоставления субсидии на реализацию проектов по диверсификации. Возможно реализовать механизм предоставления прямых субсидий по решению Правительства РФ, целенаправленно выделять бюджетные деньги на приоритетные гражданские проекты без проведения каких-либо конкурсов. Сейчас подготовка к конкурсу по выделению субсидии может занимать до года, также возникают проблемы технического характера, например, неправильно составленная заявка. В этой ситуации предприятия ОПК теряют время, упускают деньги и возможности вхождения на гражданские рынки, а также не могут платить зарплату из-за отсутствия субсидий на гражданские проекты.

Наконец, нужно ввести запрет для госзаказчиков по использованию электронных аукционов при закупках любой промышленной продукции. Текущая негативная практика использования электронных аукционов в государственных закупках бьет по экономике и выхолащивает нормальный уровень рентабельности. Часто на аукционах идет падение начальной цены контракта (иногда заключаются отрицательные контракты), чтобы преднамеренно поставить заказчику иностранный товар (софт) и тем самым сформировать у него технологическую зависимость. Затем через другие контракты по развитию и сервису уже поднимается итоговая стоимость.

В результате предприятия ОПК остаются за бортом, так как у них нет денег на ценовые войны.

– В чем заключаются основные сложности реализации проектов диверсификации как одного из самых эффективных инструментов финансового оздоровления?

– По моему мнению, на данный момент отсутствует четкий и понятный государственный механизм по планированию диверсификации предприятий ОПК. Предприятия отрасли просто плывут по течению. Ситуация усугубляется тем, что неизвестна информация о планируемых закупках, нет гарантий сбыта произведенной гражданской продукции. При этом государственное планирование производств товаров использовалось и продолжает использоваться в отдельных экономически развитых странах, самый яркий пример – это Китай.

Поэтому возможно подумать о создании постоянного государственного комитета по планированию гражданской диверсификации предприятий ОПК. Например, на базе Правительственной комиссии по импортозамещению. Сколько бы невидимая рука свободного рынка ни управляла, потребность в работе советского Госплана 2.0 все время возрастает. Без четкого подтверждения планов по сбыту продукции предприятиям сложно получить кредиты в банках ввиду высоких рисков невозврата денежных средств. Поэтому элементы государственного планирования производства конкурентоспособной гражданской продукции предприятий ОПК стоит применять, так как на открытом рынке идет конкуренция иностранных вендоров с большими финансовыми возможностями. В этой ситуации мы вынуждены прямо поддерживать диверсификацию, так как это оказывает прямое влияние на устойчивость функционирования всего ОПК.

– Военные НИОКР – важный источник инноваций, которые в будущем могут стать потенциально прибыльными. Почему, на ваш взгляд, сейчас есть сложности с развитием научных институтов и бюро, а также с их финансовой поддержкой?

– Силиконовая долина США была создана в том числе благодаря прямому размещению заказов у резидентов долины. Это была целенаправленная государственная политика поддержки и развития собственных производителей.

Для развития наших разработок и создания новых компаний нужно переходить к простому принципу «покупай российское», к заключению долгосрочных контрактов и контрактов жизненного цикла при условии поставок отечественной конкурентоспособной продукции и технологий. Необходимо стимулировать локализацию новых производств, привлекать на работу иностранных специалистов в высоких технологиях, развивать компетенции своих работников. Переходить от слов к делу.

– Какие шаги делаются, для того чтобы предприятия ОПК имели возможность более активно вовлекаться в реализацию масштабных государственных задач, включая реализацию национальных проектов?

– На данный момент рассматривается возможность применения проектного подхода при реализации гражданских проектов предприятий ОПК. Перечень таких проектов может утверждаться на заседании рабочей группы Правительственной комиссии по импортозамещению, включая дорожную карту по реализации прикладных мероприятий. Это позволит в административном плане отслеживать все возникающие сложности и принимать точечные необходимые решения. Кроме того, для банков поставленная со стороны государства «метка» о поддержании проекта упрощает внутренние решения по предоставлению финансирования.

В текущей ситуации нужно переходить к «ручному» управлению гражданскими проектами, помогать предприятиям ОПК закрепляться в коммерческих сегментах рынка и увеличивать объемы экспортных товаров.

«В текущей ситуации нужно переходить к «ручному» управлению гражданскими проектами, помогать предприятиям ОПК закрепляться в коммерческих сегментах рынка и увеличивать объемы экспортных товаров».  Сергей Икрянников заместитель директора департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития России

Проекты необходимых нормативно-правовых актов уже разработаны Минэкономразвития и внесены на рассмотрение в Коллегию ВПК. Ведь давно известно, что если не кормить свою армию, то будешь кормить чужую. Механизм квотирования закупок – это эффективный инструмент, однако на данный момент невостребованный предприятиями отрасли, так как не является стимулом для заключения долгосрочных контрактов, что снижает мотивацию у предприятий ОПК к привлечению кредитных средств для реализации долгосрочных высокотехнологичных проектов с глубокой локализацией.

Дополнительные меры поддержки для стимулирования гражданских проектов ОПК, предложенные Минэкономразвития России

  • Введение квоты по закупкам российских товаров именно у предприятий ОПК.
  • Предоставление государственным заказчикам права заключать в течение двух лет прямые контракты (без торгов) с предприятиями ОПК на поставку высокотехнологичной продукции.
  • Создание специализированных финансовых институтов поддержки, которые помогут ОПК запускать проекты.
  • Упрощение процедуры предоставления субсидии на реализацию проектов по диверсификации.
  • Введение запрета для госзаказчиков по использованию электронных аукционов при закупках любой промышленной продукции.

Читайте также

Новости
«Уралвагонзавод» поставит в 2026 году около 100 электрозаправочных станций Elli
Новости
В Петербурге сборочная линия грузовиков БАЗ находится в высокой готовности
Новости
Материалы из сферы вооружения позволят добиться прорыва и в гражданских отраслях — Путин
Новости
В Москве намерены довести сектор высокотехнологичной экономики до 40%