Это может потребовать более 200 млрд рублей на модернизацию судостроительных предприятий
Администрация Санкт-Петербурга предложила Объединенной судостроительной корпорации модернизировать пять входящих в ее состав верфей города для запуска на них производства торговых судов по современным технологиям. Об этом «Ведомостям» рассказал специальный представитель губернатора Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов.
Это может потребовать более 200 млрд рублей на модернизацию судостроительных предприятий Администрация Санкт-Петербурга предложила Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, находится в доверительном управлении ВТБ) модернизировать пять входящих в ее состав верфей города для запуска на них производства торговых судов по современным технологиям.
Об этом «Ведомостям» рассказал специальный представитель губернатора Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов. Речь идет о «Северной верфи», «Балтзаводе», «Адмиралтейских верфях», Кронштадтском морском заводе и Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ), пояснил Котов. Производство на них предлагается организовать по принципу так называемой распределенной верфи, когда крупные блоки одного судна будут изготавливаться на нескольких заводах одновременно и после передаваться конечному сборщику, уточнил он. Таким сборщиком, по его словам, может стать «Северная верфь» или Кронштадтский завод, который специализируется на ремонте и достройке судов и обладает самым крупным сухим доком в регионе.
Размеры дока им. Велещинского — 236 м в длину и 46 м в ширину. Это позволит в перспективе выпускать в Петербурге в том числе газовозы для работы на Северном морском пути, полагает Котов. Сейчас петербургские верфи ОСК исполняют гражданские заказы самостоятельно в рамках полного цикла, обращаясь к поставщикам оборудования на внешнем рынке. Единый кластер позволит строить суда быстрее и в большем количестве, считает спецпредставитель губернатора.
Текущие мощности петербургских верфей ОСК в Центре технологии судостроения и судоремонта ранее оценивали в совокупности в 24 единицы в год. Кроме того, модернизация верфей Санкт-Петербурга важна для реализации стратегии социально-экономического развития города на период до 2035 г., отмечает Котов. Обновление судостроительных предприятий позволит увеличить объем перерабатываемого ими металла в 6 раз до 300 000 т в год, поясняет собеседник.
Для сравнения: верфь примерно такой же мощности ОСК планирует построить к 2031 г. в бухте Промежуточной на Дальнем Востоке. Объем необходимых вложений в модернизацию городских верфей спецпредставитель губернатора не сообщил. По оценкам источника «Ведомостей» в администрации Санкт-Петербурга, он может превысить 200 млрд руб. Причем около 100 млрд руб. потребуется на модернизацию одной только «Северной верфи» («Ведомости» писали об этом 4 декабря 2024 г.). Примерно столько же нужно будет вложить в «Балтзавод», говорит источник. Наименьшие вложения будут направлены на развитие «Адмиралтейских верфей» – около 2 млрд руб.
Потребность в обновлении мощностей Кронштадтского завода и СНСЗ пока не определена, отмечает собеседник. Предложения Смольного в части объединения верфей в единый кластер и их модернизации были переданы в ОСК в конце 2024 г., уточнил источник. Представитель судостроительной корпорации сказал «Ведомостям», что предметного диалога по вопросу модернизации предприятий ОСК в формате распределенной верфи еще не было. Обсуждение сценариев развития верфей в Петербурге будет продолжено, добавил он.
ОСК решением президента Владимира Путина в 2023 г. была передана в доверительное управление банку ВТБ на пять лет. Председатель правления ВТБ Андрей Костин, возглавляющий сейчас совет директоров ОСК, в интервью Reuters 2 декабря 2024 г. оценивал необходимый объем инвестиций по проектам модернизации верфей компании в Петербурге и на Дальнем Востоке в 500–750 млрд руб. ОСК не раскрывает отчетность, при этом «Коммерсантъ» в марте 2024 г. писал со ссылкой на материалы стратегической сессии в правительстве о выручке корпорации в 400 млрд руб. в 2023 г. ОСК считается убыточной: еще в 2022 г., по словам прежнего гендиректора корпорации Алексея Рахманова, убыток составил 20 млрд руб.
Верфи Петербурга уже имеют опыт совместной работы над гражданскими проектами. Например, «Адмиралтейские верфи» в 2017–2020 гг. по договору субподряда с «Балтзаводом» завершали строительство дизельного ледокола «Виктор Черномырдин», который ОСК строила для Росморпорта.
ОСК применяла принцип распределенной верфи при строительстве контейнеровозов проекта 00108, напоминает заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС в Санкт-Петербурге Александр Дмитриев. Секции для этих судов с 2023 г. строили параллельно на двух производственных площадках Южного центра судостроения и судоремонта (объединяет астраханские заводы корпорации). Модернизировать сразу все предприятия, входящие в ОСК, возможности нет, поэтому кооперация верфей в Петербурге по этому принципу может стать одним из способов одновременно увеличить объемы выпуска гражданской продукции и сократить капитальные и операционные затраты, считает эксперт.
При этом корпорации предстоит решить несколько проблем. В их числе унификация конструкторской документации и технологии производства, соблюдение ритмичности строительства и отгрузки комплектующих, перечисляет Дмитриев. Выделять средства на обновление судостроительных предприятий в Санкт-Петербурге необходимо и без привязки к формату распределенной верфи, считает директор по развитию «Портньюс» Надежда Малышева. Опыт строительства ледоколов и танкеров ледового класса, а также высокотехнологичных судов в регионе есть, отмечает она. Малышева полагает, что совместными усилиями обновленным верфям Петербурга удастся реализовать отдельные проекты, включая возможное строительство газовозов. К тому же специалисты Крыловского государственного научного центра еще год назад разработали отечественный проект газовоза с учетом технологий, доступных в России, напоминает она.