В 2021 году были приняты поправки к Закону о гособоронзаказе и внесены изменения в Программу развития ОПК до 2027 года. Основные цели нововведений – ускорить и облегчить процессы диверсификации производства предприятий оборонки и их выхода на широкие рынки.
Законодатели значительно упростили для исполнителей гособоронзаказа оформление контрактов. Вектор развития российского законодательства – снижение бюрократических барьеров на пути развития ОПК.
Поправки к Закону о гособоронзаказе
30 июня 2021 года вступили в силу законы № 132-ФЗ и № 133-ФЗ от 30.04.2021 года, которые содержали поправки к Федеральному закону «О государственном оборонном заказе». Одно из основных новшеств – отмена требования обеспечивать контракт на создание, поставку, модернизацию, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружений, военной и спецтехники, космической техники и объектов космической инфраструктуры. Теперь подрядчику не нужно предоставлять банковскую гарантию или перечислять на счет заказчику деньги, доказывая свою финансовую состоятельность и способность исполнить контракт. Таким образом, привлекаемые к исполнению гособоронзаказа (ГОЗ) организации получили возможность более гибко распределять накладные расходы. Также у них появилась возможность на общих условиях привлекать коммерческих контрагентов и не требовать от них детализации затрат.
При этом усилились полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС). У ведомства появился доступ к сведениям из реестра контрактов для надзора по ГОЗ, а также право запрашивать документы, сведения и пояснения не только у госзаказчиков, головных исполнителей, органов власти и их должностных лиц, но также у юридических и физических лиц, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Для ряда предприятий, которые являются единственными поставщиками определенной продукции либо занимают доминирующее положение на рынке, заключение контрактов в целях выполнения гособоронзаказа обязательно. Отказ от работы по ГОЗ в их случае квалифицируется как злоупотребление доминирующим положением по статье 14.31 КоАП РФ (см. разъяснения ФАС от 14.03.2016 № М0/15409/16 «По вопросу применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции»). Отсюда весьма неприятные последствия в виде штрафов и понуждения к заключению контракта.
Законодатели смягчили административное воздействие на организации, уклоняющиеся от исполнения контракта в сфере ГОЗ. Раньше «уклонисты» привлекались к ответственности немедленно, не имея возможности исправить ситуацию. Теперь ФАС будет сначала выдавать требование об устранении нарушений, в котором содержится информация о поводе для его составления, признаках нарушения, перечне действий для его устранения. Срок исполнения будет определяться требованием, но он не может быть меньше 10 дней с момента получения исполнителем документа. По сути, требование является предупреждением, если оно не будет исполнено, лишь в этом случае ФАС возбудит дело об административном производстве.
Требование будет выдаваться исполнителю, если он не подписал контракт по ГОЗ по ч. 6.1 ст. 6 в последней редакции (ст. 15.9-1 № 275-ФЗ в новой редакции). До вступления в силу поправок к ГОЗ предписания выдавались в случаях, установленных ст. 15.2 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе»; 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»; 30-ФЗ от 10.02.1999 «О финансировании судов России»; 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного соцстрахования»; 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке» и др. Все эти изменения распространяются на правоотношения, которые возникли между сторонами с 1 января 2021 года.
Также принятый 133-ФЗ исключает из 275-ФЗ избыточные требования к документам, которые предоставляются для составления распоряжения о списании денег с отдельного счета, открытого для расчетов по ГОЗ. Появилось право в этих документах не указывать идентификатор госконтракта. Это закреплено в ч. 2.1 ст. 8.5 ФЗ № 275 в новой редакции.
Кроме того, по новым правилам исполнитель может закрыть отдельный счет после выполнения всех обязательств по контракту, но до завершения госконтракта. Для этого ему необходимо подготовить и сдать отчеты об исполнении договора по требованиям 275-ФЗ, направить заказчику по ГОЗ отчетность о полной его реализации, получить деньги на отдельный счет, дождаться результата проверки отчетов о ходе исполнения и о полном исполнении контракта, подать заявление в банк о закрытии отдельного счета. Вместе с заявлением исполнителю необходимо предоставить отметку о принятии отчетности об исполнении Единой информационной системе ГОЗ.
Исполнитель вправе оплачивать с отдельного счета любые расходы, не превышающие 3 млн руб. в месяц, если расходы связаны с исполнением гособоронзаказа. Конкретный перечень № 275-ФЗ не установлен. Как отмечают эксперты, следовательно, подтверждением связи расходов с выполнением ГОЗ могут являться документы первичного бухгалтерского учета: накладные поставщиков, акты подрядчиков о выполнении работ или оказании услуг, которые контролирующие органы (ФАС) и уполномоченные банки вправе затребовать у исполнителя.
Также у исполнителя появилась возможность перевести деньги с отдельных на расчетные счета для выполнения локальных производственных потребностей.
Коррективы в программе «Развитие ОПК»
В 2021 году Минпромторг скорректировал ряд показателей государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса», которая рассчитана до 2027 года. Опираясь на прогнозы социально-экономического развития России в 2021–2023 годах, правительство РФ изменило индексы промышленного производства продукции, рост выработки на одного сотрудника, динамику среднемесячной зарплаты в оборонно-промышленном комплексе.
Так, согласно новым данным, индекс промышленного производства по итогам 2021 года должен составить 120,8% к уровню 2015 года, в 2022 году – 128% и в 2023 году – 135%. Индекс роста выработки на одного сотрудника – 154,3, 170,2 и 187,4% соответственно в 2021, 2022, 2023 годах к 2015 году. Согласно прогнозам Минпромторга, динамика средних зарплат работников ОПК по итогам 2021 года составит 55 тыс. руб., 2022 года – 58 тыс. руб., 2023 года – 61 тыс. руб. В научных организациях – соответственно 75 тыс., 78 тыс. и 81 тыс. руб.
Также немаловажным изменением стало внесение в действующую редакцию программы показателя «доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса» взамен «продукции гражданского назначения». Таким образом правительство сможет оперативно мониторить и оценивать важнейший показатель, зафиксированный в поручениях Послания Президента РФ Федеральному собранию от 5 декабря 2016 года и результатах совещания по теме диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса от 17 февраля 2018 года.
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1380 в программе было скорректировано количество стипендий для инженерно-технических работников ОПК и молодых специалистов до 35 лет за вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники. Для молодых специалистов ежегодно до 2027 года будет выделяться 110 стипендий, для сотрудников инженерно-технических специальностей – 400.
Подготовка кадров
В 2021 году был также утвержден порядок реализации госплана подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для предприятий ОПК на период с 2021 по 2030 год. Соответствующий документ разработали Минобрнауки, Минпромторг, Минпросвещения, Госкорпорации Росатом и Роскосмос. Согласно плану Минпромторг, Росатом и Роскосмос до 1 сентября года, предшествующего второму и третьему этапам программы (2022–2024 и 2025–2030 годы соответственно), формируют список профессий для целевого обучения студентов, которые впоследствии будут распределяться на предприятия ОПК. Далее, до 15 августа года, предшествующего году приема на целевое обучение, Минобрнауки по согласованию с Минпромторгом, Роскосмосом и Росатомом детализируют количество мест, а также наименования вузов, предприятий-заказчиков. Компании из отрасли ОПК в свою очередь предоставляют информацию о необходимом им количестве специалистов разных профессий и впоследствии – какое количество выпускников стало работать у них. Таким образом, все участники программы будут контролировать реализацию целевых показателей и своевременно реагировать на возникающие отклонения.
Планируются поправки
В процессе рассмотрения в Госдуме сейчас находится внесение изменений в ФЗ «О государственном оборонном заказе» по созданию федеральной системы каталогизации продукции (ФСКП), поставляемой по ГОЗ. Содержательно законопроект предусматривает восстановление регулирования отношений в сфере ФСКП, установленное постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» и от 2 июня 2001 года № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» до признания их утратившими силу.
Документ состоит из двух частей: первая часть устанавливает правовые основы функционирования информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары, работы, услуги (ИАС ГОЗ) и соответствующего каталога, который будет составной частью ИАС ГОЗ. ИАС ГОЗ станет единой цифровой платформой для всех участников процесса ценообразования в сфере ГОЗ, в которой будут регистрироваться цены для единственных поставщиков, формироваться прогнозные и начальные максимальные цены на продукцию по ГОЗ. Вторая часть законопроекта предусматривает создание федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП). Эта система необходима для решения задач технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на протяжении вcего жизненного цикла вооружения, военной и специальной техники. ФСКП будет содержать информацию об условиях эксплуатации, разработчиках (изготовителях) финальных образцов вооружения, военной и спецтехники.
Основные цели поправок – повышение оперативности и эффективности материально-технического обеспечения производства и эксплуатации и утилизации предметов снабжения посредством их каталогизации и кодификации; исключение закупки государственными заказчиками, заказчиками дублирующих предметов снабжения и т.д. Законопроект уже прошел два чтения в Госдуме.