В России впервые проранжировали оборонные предприятия по степени диверсификации производства – составлен рейтинг «Лидерство на гражданских рынках».
Исследование показало, что только треть организаций ОПК инвестируют в развитие новых гражданских мощностей. Остальных сдерживает недостаток компетенций для развития гражданского сегмента и сложности в привлечении кредитных ресурсов.
Текст: Борис Ярышевский, старший вице-президент, директор дирекции стратегии и проектов развития ПАО «Промсвязьбанк»
Рейтинг уровня диверсификации предприятий ОПК России «Лидерство на гражданских рынках» — это совместный проект ПСБ и негосударственного института развития «Иннопрактика». Инициативу поддержал Минпромторг России, оператором исследования выступил «Межведомственный аналитический центр». Результаты рейтинга были представлены на международном военно-техническом форуме «Армия-2020».
Задачи
Как авторы национального рейтинга мы преследовали сразу несколько целей. Во-первых, выявить и популяризовать лучшие в стране практики по выпуску гражданской продукции. Во-вторых, повысить заинтересованность военных предприятий в расширении гражданского сектора. В-третьих, определить барьеры, сдерживающие рост выпуска продукции гражданского назначения, и разработать предложения по их преодолению. Мы исходили из того, что рейтинг должен стать инструментом принятия управленческих решений в системе ОПК на уровне государства.
Поскольку ПСБ наделен полномочиями опорной кредитной организации для ОПК России, мы регулярно проводим различные аналитические исследования этого сегмента экономики, выявляем дополнительные стимулы развития диверсификации военных предприятий. Национальный рейтинг позволил вывести эту работу на новый уровень – мы смогли оценить в масштабе страны, насколько комплексно организации ОПК решают вопрос диверсификации своего производства. Методика рейтинга была разработана совместно с Высшей школой экономики и получила положительное заключение от рейтингового агентства «Эксперт РА». Результаты исследования утвердил Рейтинговый комитет под председательством министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова.
Исследование
Во время работы над рейтингом мы изучили опыт реализации проектов в сфере диверсификации производства более чем 350 предприятий ОПК на всей территории страны, а также провели глубинные интервью с руководителями. Участники исследования были проранжированы в зависимости от их усилий и достижений на пути диверсификации. Основной критерий оценки – доля продукции гражданского и двойного назначения в структуре производства и выручке. Кроме этого, мы оценили инвестиционную активность компаний, конкурентоспособность продукции, эффективность ее производства и сбыта, а также корпоративное управление. При составлении рейтинга для нас важно было определить не только предприятия с наибольшей долей гражданской продукции в выручке и объемах, но и игроков рынка, которые активно движутся в этом направлении, создают заделы для будущего роста.
Наблюдения
Анализ рынка ОПК показал, что только треть организаций ОПК смогли комплексно организовать производство гражданской продукции. Этим предприятиям был присвоен высокий и средний рейтинг. Но около 70 % компаний не вкладывают средства в развитие новых гражданских мощностей. Большинство организаций ОПК не имеют компетенций в области маркетинга, вывода на российский и мировой рынок новой продукции, выстраивания партнерских отношений с частным высокотехнологичным бизнесом. Многие предприятия ОПК остро нуждаются в научной и научно-технической поддержке создания опережающего научно-технического задела, необходимого для освоения производства продукции гражданского назначения. На каждом шестом оборонном предприятии страны нет ответственного руководителя за выпуск гражданской продукции, в 55 % случаев его статус не выше уровня директора направления. Как правило, у такого руководителя ограниченные возможности влиять на распределение денежных, производственных и кадровых ресурсов, без чего ускоренной диверсификации не добиться.
Согласно исследованию, большинство предприятий ОПК испытывают потребность в привлечении ресурсов. Доля коммерческих участников – банков и инвесторов – в структуре инвестиций в ОПК сегодня не превышает 8 %. Менее трети организаций могут позволить себе инвестировать в диверсификацию более 5 % выручки от продукции гражданского назначения. Притом, что в целом в промышленности этот показатель составляет 10 %. Более 80 % участников заявили, что нуждаются в расширении мер господдержки на производимую ими продукцию. Стоимость многих гражданских инвестпроектов в ОПК, в реализации которых участвует ПСБ, исчисляется сотнями миллионов рублей. Приведу два примера. Производство низкопольных трамвайных вагонов на Уралтрансмаше оценивается в 430 млн, а производство оборудования для подводной добычи сырья на концерне «Алмаз – Антей» потребует 10 млрд.
Итоги
Работа над рейтингом выявила необходимость в ускорении темпов диверсификации. На наш взгляд, необходимо активнее внедрять госинструменты для стимулирования этих процессов. В частности, необходимо наращивать спрос на продукцию гражданского назначения ОПК через механизм госзакупок.
Спектр возможностей применения рейтинга довольно широкий. Для оборонной промышленности эта работа может стать мерилом их успеха в развитии производства продукции гражданского назначения. Банки с помощью рейтинга могут найти новые проекты для финансирования. Федеральным и региональным властям результаты исследования помогут оценить эффективность существующих мер господдержки и необходимость внедрения новых.
В наших планах сделать национальный рейтинг «Лидерство на гражданских рынках» ежегодным событием. Надеюсь, за счет вовлечения все большего количества участников исследования проект будет существенно масштабирован. Мы опираемся на сотрудничество со стороны Минпромторга России, экспертного сообщества и институтов развития. Старт выпуска этого журнала, а также запуск при участии ПСБ новой онлайн-платформы, посвященной диверсификации, позволят профессионалам отрасли чаще и эффективнее обсуждать актуальные вопросы оборонного комплекса и вместе искать новые пути для достижения национальных целей.
Основные выводы
Требуется дальнейшее развитие системы управления на предприятиях ОПК (направление организационного и кадрового развития, КПЭ, коммерческие и маркетинговые стратегии и т. д.).
Необходимо наращивать спрос на продукцию гражданского назначения ОПК через механизм госзакупок, актуализацию текущих мер поддержки и формирование новых.
Важно разработать стимулы для бизнеса и финансовых институтов с целью роста инвестиций в проекты по диверсификации производства ОПК и создания совместных предприятий, а также финансирования НИОКР.