«Ансат» – простой, как все гениальное
Истории успеха

«Ансат» – простой, как все гениальное

«Ансат» – простой, как все гениальное

Отечественное вертолетостроение дало миру немало летательных аппаратов, которые достойно показали себя в деле. Военные и гражданские машины, созданные советскими конструкторами, продолжают выполнять свои задачи в разных странах и на разных континентах.

Однако время выдвигает новые требования к технике. Ответом на них стал неприхотливый в обслуживании, простой в управлении многоцелевой вертолет «Ансат».

В 1990-х годах стала ощущаться потребность в легком вертолете в классе три-четыре тонны, который мог бы одинаково хорошо справляться с разнообразными задачами. За создание такой универсальной машины в 1994 году взялся Казанский вертолетный завод (с 2007 года предприятие входит в холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех). При разработке летательного аппарата учитывались мировые тенденции в вертолетостроении, оценивался спрос на машины с той или иной компоновкой, потребности тех, кому его предстояло эксплуатировать.

Прототип вертолета собрали в мае 1997 года и продемонстрировали на выставке в Ле-Бурже, отметив большой интерес к новинке, а уже два года спустя состоялся первый полет новой многоцелевой машины. Летательный аппарат назвали «Ансат», что в переводе с татарского означает «простой», «легкий». Вертолет с цельнометаллическим фюзеляжем был построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом и двумя газотурбинными двигателями. В августе 2013 года «Ансат» получил сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета.

В режиме многозадачности

Ставка, сделанная на «Ансат», полностью себя оправдала. Приборная панель «Ансата» снабжена цифровыми дисплеями, которые отображают режимы силовой установки и систем вертолета, что значительно упрощает работу летчика, позволяет ему уверенно контролировать машину. Современное навигационное и пилотажное оснащение «Ансата» дает возможность управлять вертолетом в автоматическом и ручном режимах, в простых и сложных метеоусловиях. Все эти технические решения были впервые реализованы в отечественном вертолетостроении и не имеют аналогов в России. Кроме того, «Ансат» весьма неприхотлив в обслуживании, не требует ангарного хранения.

Несомненным преимуществом «Ансата» стали конструктивные решения, сделавшие его многоцелевой машиной. Просторная грузопассажирская кабина обладает способностью трансформироваться под нужды конкретного заказчика. На базе основной конструкции вертолета были созданы различные гражданские модификации: пассажирская (в том числе VIP-вариант), патрульная, учебно-тренировочная, медицинская, а также универсальная, обладающая способностью мобильно перестраиваться в грузовую, пассажирскую или медицинскую версию. Уже построено несколько десятков вертолетов различной модификации для гражданского использования, и все они успешно эксплуатируются.

Воздушный извозчик

Просторный салон и простота пилотирования делают «Ансат» чрезвычайно привлекательным для пассажирских перевозок. Вертолет может принять на борт до семи человек, для них устанавливают энергопоглощающие кресла на инкорпорированные в пол рельсы. Все кресла оборудованы четырехточечными ремнями безопасности. В салоне предусмотрена система кондиционирования и обогрева. В конце 2014 года «Ансат» получил право на коммерческие пассажирские перевозки. А год спустя был выдан сертификат на VIP-версию машины. В этой модификации «Ансат» рассчитан на пятерых пассажиров, имеет полноценное багажное отделение, мини-бар и шкаф для одежды, кожаную обивку кресел и интерьера, оборудуется индивидуальными точками обдува и освещения. Во время проведения авиасалона МАКС-2019 холдинг «Вертолеты России» представил VIP-новинку – вертолет «Ансат», выполненный в стилистике бренда автомобилей Aurus. Дизайн этой машины был разработан специалистами ФГУП НАМИ. «Ансат Aurus» отличается не только премиальным интерьером салона, в отделке которого использована кожа и шпонированный алюминий. В этой модификации были применены усовершенствованные системы виброгашения и шумоизоляции, что сделало полет не менее комфортным, чем поездку на люксовом автомобиле. Производство премиальной версии вертолета «Ансат» было одобрено Росавиацией в начале прошлого года.

Винтокрылая скорая

Одной из самых востребованных обещает стать медицинская модификация «Ансата», которую согласно государственной программе развития санитарной авиации будут поставлять в регионы России наравне с вертолетами Ми-8/17. В ближайшее время «Ансаты» пополнят парк лизинговой компании «ПСБ Лизинг» в рамках контракта с Национальной службой санитарной авиации.

По сравнению с Ми-8, разработанным еще в 60-е годы прошлого века, «Ансат» обладает рядом преимуществ. Для посадки машины, созданной в Казани, требуется совсем небольшая площадка, «Ансат» без труда может работать в городских условиях, он более экономичен, на его борту размещен совершенный медицинский модуль, благодаря которому вертолет превращается из средства экстренной доставки больного в медучреждение в полноценную палату интенсивной терапии, где прямо в воздухе можно провести весь комплекс реанимационных процедур. Это позволит максимально быстро и качественно оказывать медицинскую помощь в тех случаях, когда есть непосредственная угроза жизни и здоровью пациента. Медицинский блок дает возможность перевозить одного больного в сопровождении двух врачей. В прошлом году спектр санитарных возможностей «Ансата» существенно расширился. Вертолет получил кювез для транспортировки новорожденных, а кроме того, его оснастили инфекционным блоком, благодаря чему вертолет теперь может работать в неблагоприятной эпидемиологической обстановке, в том числе перевозить больных COVID-19. Первый санитарный «Ансат» был передан в распоряжение Министерства здравоохранения Татарстана в 2016 году. Сегодня эти вертолеты спасают жизни людей в самых разных регионах страны – более 90 таких машин получили российские заказчики, из них около 40 участвуют в программе развития санитарной авиации нашей страны.

Безотказный спасатель

Такие характеристики «Ансата», как легкость, маневренность, динамичность, а также высокая готовность к взлету/посадке на неподготовленные площадки позволяют использовать его при ликвидации стихийных бедствий, проведении поисковых работ, для помощи пострадавшим. Первый «Ансат» уже поступил в распоряжение Северо-Западного авиационно-спасательного центра МЧС России и дислоцируется на аэродроме Касимово. В этом году была сертифицирована лебедка грузоподъемностью 272 кг, что даст возможность эффективно эксплуатировать вертолет в качестве поисково-спасательного. Также ведутся работы по сертификации системы внешней подвески, с помощью которой «Ансат» сможет перевозить крупногабаритные грузы и с использованием водосливного устройства тушить пожары. Предполагается, что вертолеты, предназначенные для работы в зоне стихийных бедствий, будут оснащаться спасательными плотами и аварийными комплектами жизнеобеспечения, включая радиомаяк. Оборудование уже сертифицировано Росавиацией. Кроме того, на «Ансат» можно будет установить прожектор, громкоговоритель, оптико-электронные системы мониторинга.

Пределы совершенства

Чтобы повысить конкурентоспособность «Ансата», конструкторы Казанского вертолетостроительного завода продолжают совершенствовать машину. Так, вертолет получил сертификат на систему аварийного приводнения, было одобрено главное изменение на увеличение ограничений летной годности ряда основных агрегатов вертолета. В 2018 году завершились испытания «Ансата» в условиях высокогорья, которые подтвердили возможность эксплуатации машины до высоты 3500 м. Их окончательный этап проходил в районе плато Бермамыт (Карачаево-Черкессия). Пилоты проверяли поведение вертолета на сложном горном рельефе, отработав в том числе посадки с имитацией отказа двигателя на высотах 2000–2500 м. Также Казанский вертолетостроительный завод планирует оборудовать некоторые машины новой противообледенительной системой для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока. Первым заказчиком таких вертолетов станет якутская авиакомпания «Полярные авиалинии».

Еще более серьезные нововведения будут реализованы в модернизированной версии летательного аппарата «Ансат-М». Проект этой машины разрабатывался в 2019 году. Опытный образец поднялся в воздух в конце прошлого года. А прототип будет представлен на авиасалоне МАКС-2021. Доля композитных материалов на модернизированном «Ансате» увеличена с 15 до 35%, что существенно снизило вес машины. Кроме того, вертолет получил новую, более емкую топливную систему. Эти усовершенствования позволят увеличить дальность полета с 505 км до 640 км, а при установке дополнительного топливного бака – до 800 км. «Ансат-М» оснастили новой авионикой и современным автопилотом, которые обеспечат возможность выполнять полеты по приборам в условиях нулевой видимости. На модернизированную версию машины поставили новые лопасти несущего и рулевого винтов с улучшенной аэродинамикой, которые позволят повысить летные характеристики машины, увеличат взлетный вес до 3800 кг и снизят уровень шума в салоне и на местности. В перспективе на «Ансат» можно будет установить трехканальный автопилот с возможностью автоматического полета по заданному маршруту. Уже сейчас Казанский вертолетный завод получил от Росавиации одобрение на установку системы спутниковой связи Mku30 на вертолеты «Ансат». Эта опция обеспечит пассажиров высокоскоростным доступом в интернет во время полета. А это значит, что на борту воздушного судна можно будет организовывать видеоконференции, производить передачу больших объемов данных, изображений высокого качества. Такие возможности будут востребованы не только VIP-клиентами, но и врачами, пожарными, спасателями, которые смогут получать оперативную информацию в режиме онлайн.

Экспортные перспективы

Конкурентные преимущества «Ансата» делают его привлекательным для заказчиков не только в России, но и за ее пределами. Выход «Ансата» на экспортные рынки начался в 2018 году с участия в выставке Airshow China. Затем последовал демонстрационный тур по странам Юго-Восточной Азии – Вьетнаму, Камбодже, Таиланду и Малайзии, после чего «Ансат» побывал в Ле-Бурже, принял участие в Dubai Airshow. Везде российский вертолет был участником летной программы. Продвижение «Ансата» на зарубежные рынки стало возможным благодаря содействию Российского экспортного центра, который взял на себя часть расходов по доставке вертолета к месту проведения авиасалонов и выставок.

Сегодня сертификат «Ансата» валидирован в Китае, с которым заключен контракт на поставку 20 вертолетов в санитарном варианте в интересах Ассоциации медицины катастроф КНР. Вертолеты санитарной модификации также поставлены в Боснию и Герцеговину и в Туркменистан. Босния и Герцеговина закупила три «Ансата» для полиции. Значительный интерес к вертолету проявляют в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Работы по подтверждению сертификата «Ансата» ведутся с авиационными властями Бразилии, Мексики, Индии. В Мексике «Ансат» уже выполнил ряд демонстрационных полетов, и его сертификация в этой стране должна завершиться до конца текущего года.

Характеристики вертолета «Ансат»

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость – 275 км/ч
  • Крейсерская скорость – 220 км/ч
  • Максимальная дальность полета с основными баками – 505 км
  • Практический потолок – 5500 м
  • Статический потолок вне зоны влияния земли – 2900 м

Массовые характеристики:

  • Максимальная взлетная масса – 3600 кг
  • Максимальная полезная нагрузка в транспортной кабине – 1166 кг
  • Двигатели ГТ (2×PW207K, Pratt & Whitney)
  • Мощность на взлетном режиме – 2×630 л.с.
  • Мощность максимальная продолжительная – 2×558 л.с.

Нам удалось создать продукт с вместительной универсальной грузопассажирской кабиной, что дает эксплуатантам больший комфорт и свободу в выборе компоновки, размещения опционального оборудования.   Алексей Гарипов заместитель управляющего директора, главный конструктор ОКБ Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России»

Именно широкие возможности трансформации салона – одно из главных конкурентных преимуществ «Ансата». Мы постоянно стремимся к расширению перечня опционального оборудования, чтобы сделать вертолет еще более универсальным и гибким в эксплуатации.

Основной областью применения вертолета на сегодняшний день является санитарная авиация, но он также используется для пассажирских перевозок. Перспективной нишей являются туристические перевозки.

Гражданские модификации вертолета «Ансат»:

  • Пассажирская
  • Патрульная
  • Учебно-тренировочная
  • Медицинская
  • Универсальная

Читайте также

Истории успеха
Повышенное подавление: новый комплекс защитит от БПЛА жилые кварталы и промышленные объекты
Истории успеха
Глава Минпромторга РФ: у нас амбициозные задачи по структурной трансформации экономики
Истории успеха
Сергей Чемезов — о том, почему нам нужны свои лекарства и медтехника и как ускорить импортозамещение
Истории успеха
Развитие жилищной программы