Объем мировых ESG-активов (управляемых в соответствии с принципами экологической, социальной и корпоративной ответственности) растет из года в год.
Не остается в стороне от общемировой зеленой повестки и российский оборонно-промышленный комплекс. О том, какие задачи сегодня стоят перед отечественными предприятиями ОПК в части ESG-трансформации и какую роль в этом процессе призван сыграть Промсвязьбанк, рассказывает заместитель председателя ПСБ Антон Дроздов.
– Антон, скажите, насколько повестка декарбонизации, о которой много говорят во всем мире, сегодня актуальна для российских предприятий оборонного сектора?
– В свете мировой тенденции перехода к низкоуглеродной экономике и вступления в силу ограничительных мер по выбросу парниковых газов повестка ESG становится все более значимым фактором при разработке стратегий развития как отдельных компаний, так и целых регионов. Потенциал зеленого рынка предполагает появление в ближайшие пять-семь лет новых участников, регуляторов, финансовых инструментов и новых направлений для деятельности. Предприятия ОПК, как и большинство секторов экономики, вынуждены прорабатывать новые подходы к экологическому, социальному и корпоративному управлению с учетом своих задач и особенностей. Переход к устойчивому развитию и внедрение ESG-практик в деятельность промышленных предприятий оборонного сектора важны в связи с тем, что ОПК является одним из крупнейших государственных потребителей энергии в стране. Более того, российская экологическая, энергетическая и промышленная повестки неразделимы, ведь ОПК плотно сотрудничает с предприятиями ТЭК, в том числе в направлениях импортозамещения и технологического развития.
Мы понимаем, что движение в направлении снижения выбросов в долгосрочной перспективе неизбежно. Поэтому ПСБ как опорный банк предприятий ОПК считает одной из важнейших задач обеспечение своевременного и плавного перехода оборонных предприятий на использование новых зеленых технологий, механизмов и инструментов.
– Участвуют ли в ESG-трансформации ОПК проекты по диверсификации деятельности оборонных предприятий?
– Поставленные Президентом РФ задачи по реализации проектов диверсификации могут стать серьезным стимулом для ESG-трансформации предприятий ОПК. В процессе перехода предприятий на создание продукции гражданского и двойного назначения могут и должны использоваться принципы устойчивого развития и ответственного финансирования. Такой подход позволит предотвратить необходимость двойной модернизации, что сократит финансовые, временные и трудозатраты. При этом разработанные в рамках импортозамещения и внедренные на оборонных предприятиях технологии, способствующие сокращению выбросов парниковых газов, являются потенциально востребованными продуктами как на российском, так и на мировом рынке. В частности, если говорить о продуктах для экологической безопасности, предприятия ОПК могут предложить газоанализаторы, солнечные коллекторы, установки для очистки вод, «умные» электросчетчики, термостаты, системы водоподготовки и бережливого освещения. Разработанные предприятиями ОПК зеленые решения, такие как комплексы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов, целесообразно использовать при реализации проектов по декарбонизации как отдельных объектов муниципальной инфраструктуры, так и целых регионов.
– Какой экологический эффект даст ESG-трансформация оборонных предприятий?
– ESG-трансформация предприятий ОПК – это сложная, амбициозная, но все же, на наш взгляд, выполнимая задача. Экологический аспект ESG-трансформации прежде всего предполагает уменьшение негативного воздействия предприятий ОПК на окружающую среду, а именно сокращение выбросов парниковых газов. Низкий уровень выбросов достигается повышением энергоэффективности и снижением энергоемкости процессов производства продукции и потребления топлива. Дальнейшая декарбонизация промышленных предприятий призвана обеспечить использование топлива с меньшими объемами выбросов, таких как водород, а также по возможности обеспечить использование альтернативных ВИЭ, таких как солнечная и ветровая энергия. В этом могут помочь такие инициативы, как оптимизация логистической сети, внедрение системы мониторинга и управления энергопотреблением, улучшение энергоэффективности оборудования и зданий, включая рекуперацию тепла.
Альтернативный путь к декарбонизации оборонных предприятий – повторное использование, хранение и компенсация выбросов углерода. В рамках переработки предприятия могут преобразовывать отходы в материал, пригодный для вторичного использования, или повторно использовать существующие детали для производства новых эквивалентных продуктов. В то же время предприятия могут внедрять технологии улавливания углерода, выделяемого в качестве побочного продукта производственных процессов, или хранения углерода, чтобы предотвратить его выброс. В ближайшем будущем станет возможной коммерциализация CO2 через торговлю карбоновыми квотами, что поможет предприятиям не только компенсировать свой углеродный след, но и монетизировать произведенные затраты на зеленые технологии, а также привлечь финансовые средства.
– В чем вы видите социальный и корпоративный аспекты ESG для оборонных предприятий?
– С точки зрения социальных аспектов ESG-трансформации предприятия ОПК ничуть не отстают, а где-то и превосходят компании потребительского сектора, уделяя значительное внимание решению социальных вопросов и развитию инфраструктуры в интересах своих сотрудников. Начиная с советских времен, крупные промышленные предприятия, в том числе оборонные, реализуют социально ответственное отношение как к своим работникам, так и к членам их семей и ко всем проживающим в регионе их присутствия. К распространенным инициативам предприятий ОПК в сфере социальной повестки относятся обеспечение безопасных условий и охраны труда, проведение мероприятий по повышению квалификации и росту уровня вовлеченности руководителей и работников, дополнительное медицинское и санаторно-курортное обслуживание, жилищные программы, а также финансирование учебных и оздоровительных программ для детей сотрудников. Эти направления оборонные предприятия должны продолжать развивать и в рамках взятого ими курса на ESG-трансформацию.
Оценка эффективности корпоративного управления предприятий ОПК основывается на таких критериях, как должный уровень стратегического планирования, высокая степень проработанности прогнозных финансовых моделей и эффективное управление рисками. В современных реалиях оборонные предприятия в процессе управления рисками должны учитывать риски, связанные с постоянно совершенствующимся законодательством в области декарбонизации, которое устанавливает новые стандарты, требования, ограничения и обязательства. К примеру, в рамках закона о сокращении выбросов предприятия будут вынуждены проводить мероприятия по модернизации технологического оборудования, пересматривать поставки материалов, внедрять системы мониторинга и управления энергопотреблением в целях его снижения. Установка систем очистки на промышленных объектах, переработка твердых отходов, замена процессов, генерирующих высокие уровни выбросов, – перечень перспективных инициатив широк и индивидуален для каждого предприятия.
– Как именно ПСБ намерен способствовать ESG-трансформации предприятий ОПК?
– Как опорный банк оборонного сектора ПСБ намерен стать центром компетенций ESG-трансформации предприятий ОПК и помочь им адаптироваться к новым реалиям. В частности, будут подготовлены методические материалы для ознакомления с основными принципами, механизмами, инструментами зеленого перехода. Также банк готов оказать содействие оборонным предприятиям на этапе анализа их возможностей, подбора наиболее перспективных проектов и программ в сфере устойчивого развития, а также в вопросах продвижения мер государственной поддержки при переходе на зеленые технологии. Одновременно ПСБ прорабатывает специализированные продукты в виде зеленых кредитов и гарантий, уже сопровождает сделки по факторингу энергосервисных контрактов. В наших планах – лизинг энергоэффективного оборудования, финансирование компаний и предприятий, которые находятся на ранней стадии перехода на низкий уровень выбросов парниковых газов.
Мы готовы способствовать разработке, внедрению и распространению новаторских зеленых технологий, стимулировать декарбонизацию и повышение энергоэффективности производств оборонных предприятий. ПСБ поможет предприятиям ОПК внести важный вклад в достижение целей устойчивого развития.
– В каком правовом поле сегодня существует ESG-повестка в нашей стране? Какие меры поддержки предприятий, развивающихся в этом направлении, вы считаете перспективными?
– С одной стороны, национальное законодательство в сфере устойчивого развития активно развивается. Принят федеральный закон по ограничению выбросов, Правительство поддержало проект закона об ответственности промышленных предприятий за ликвидацию накопленного экологического вреда. Банк России регулярно публикует рекомендации о нефинансовой отчетности и плане по ее реализации, о стандартах эмиссии ценных бумаг, о реализации принципов ответственного инвестирования.
Активно идет подготовка и принятие актов правительства, регламентирующих сферу устойчивого развития. В частности, утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации, принята Стратегия долгосрочного развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В конце ноября Президент подтвердил цель достижения углеродной нейтральности России к 2060 году, в то время как Минэкономразвития подготовило детальный план по сокращению выбросов на 60% к 2050 году (относительно уровня 2019 года). Все это в ближайшее время позволит применять новые зеленые механизмы и инструменты на практике.
С другой стороны, налицо дефицит стимулирующих мер государственной поддержки в виде льгот и субсидий для предприятий, переходящих на технологии сокращения выбросов парниковых газов. На наш взгляд, проекты, связанные с внедрением зеленых и адаптационных технологий, могут претендовать на возмещение понесенных затрат. К другим перспективным мерам поддержки можно отнести субсидирование процентной ставки по переходным кредитам, субсидирование компенсации затрат на верификацию зеленых проектов, получение государственных заказов, учитывающих экологические аспекты производственной деятельности.