Денис Мантуров: мы уже сформировали картину промышленности новых регионов РФ
Истории успеха

Денис Мантуров: мы уже сформировали картину промышленности новых регионов РФ

Денис Мантуров: мы уже сформировали картину промышленности новых регионов РФ

Вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в интервью рассказал о процессе восстановления и интеграции промышленных предприятий новых субъектов.

Многолетний простой предприятий на территориях, которые в октябре 2022 года вошли в состав России, привел к снижению основных экономических показателей этих регионов, но к 2026 году процесс интеграции промышленности данных субъектов будет завершен, считает вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. В интервью ТАСС он рассказал о том, какие меры поддержки доступны сегодня и сколько предприятий уже удалось перезапустить за прошедший период. Кроме того, вице-премьер сообщил о разработке нового российского широкофюзеляжного самолета и модификаций лайнера МС-21, почему планируется сокращать перечень параллельного импорта и повышать таможенные пошлины, а также о сделках по передаче активов иностранных автопроизводителей в РФ и росте производства для нужд специальной военной операции (СВО).

— Денис Валентинович, сейчас идет активное восстановление промышленных предприятий новых регионов. Как продвигается этот процесс?

— Могу сказать, что мы уже сформировали картину промышленности новых регионов, провели инвентаризацию и выверили тот потенциал, который можно в дальнейшем развивать. Сегодня мы уже внедряем там наши традиционные механизмы поддержки отраслей. Во всех четырех регионах созданы Фонды развития промышленности, и все доступные меры поддержки, которые сегодня есть у Минпромторга, также распространяются на них. В 2023 году докапитализация региональных фондов промышленности новых регионов составит около 3 млрд рублей — это позволит поддержать порядка 45 проектов, к 2025 году мы увеличим их суммарную капитализацию до 12 млрд рублей.

Конечно, то, что многие предприятия простаивали с 2014 года, стало причиной снижения основных показателей экономики регионов. Сегодня там находится более одной тысячи промпредприятий, обеспечивающих занятость 56 тыс. человек. Производственную деятельность сейчас ведут уже более 700 предприятий, в простое пока находятся порядка 250. В прошлом году при нашем содействии было снова запущено около 100 заводов химической, металлургической, машиностроительной отраслей, предприятий легкой промышленности, строительных и нерудных материалов. В этом году планируем запустить крупное луганское химическое предприятие «Северодонецкое объединение АЗОТ».

Также совместно с Фондом развития территорий ведем активную работу по привлечению отечественных инвесторов для восстановления и запуска бесхозяйных предприятий, есть и такие.

— Правительством прорабатывается вопрос о создании свободной экономической зоны в этих регионах. Когда она начнет функционировать и какие льготы будут доступны ее резидентам?

— В первую очередь, это вопрос к нашим коллегам из Минэкономразвития, которые отвечают за данный сегмент. Мы готовим свои предложения в своей части. Поэтому здесь работаем с коллегами совместно. Правительство уже разработало, а депутаты одобрили в первом чтении законопроект о свободной экономической зоне. Напомню, там речь идет о льготах по налогу на прибыль предприятиям-резидентам, налогам на имущество, землю и транспорт, которые будут действовать с 2024 по 2050 год. Кроме того, предполагается применение механизмов свободной таможенной зоны и пониженных ставок страховых взносов для предприятий.

— Как вы считаете, сколько времени займет этот процесс интеграции промышленного сектора новых субъектов?

— Первые предприятия, как я уже сказал, мы начали запускать в 2022 году. К 2026 году полностью интегрируем все предприятия в кооперационные и сбытовые цепочки РФ — это соответствует переходному периоду и срокам гармонизации законодательства, которые уже определены. У нас есть положительный опыт — с Крымом весь этот путь мы успешно прошли.

— А какие товары уже сейчас поставляются или будут поставляться в Россию с территории новых субъектов? Ранее, насколько мы помним, был принят указ об облегчении доступа товаров из ДНР и ЛНР в Россию.

— Из новых регионов на предприятия в других субъектах уже поставляются всевозможные виды черного и цветного литья, комплектующие для производства комбайнов, тракторов, запорная арматура, горно-шахтное оборудование, валковая продукция — уже достаточно большой перечень, а с улучшением логистики он будет только расти.

— В прошлом году было принято решение о продлении параллельного импорта в РФ на 2023 год, механизм оказал положительный эффект в качестве антикризисной меры. Есть ли прогноз на текущий год?

— Во-первых, скажу, что за прошедшее время нам удалось значительно насытить "полку" потребительскими товарами. Оборудование также продолжает поставляться, стабильная работа промышленных предприятий сохраняется. При этом мы с конца прошлого года обновляем перечень продукции, ввозимой по параллельному импорту, уже постепенно сокращая номенклатуру. Имею в виду, что мы максимально старались сбалансировать рынок и этих целей практически достигли. Будем теперь продолжать сокращать перечень, для того чтобы мотивировать и создавать условия для местных производителей.

В этом контексте нельзя не упомянуть и о проводимой работе в сфере таможенно-тарифного регулирования. В марте 2022 года по инициативе Российской Федерации на полгода были обнулены ввозные таможенные пошлины на 1 310 товарных позиций в таких отраслях, как фармацевтическая, металлургическая, микроэлектронная, легкая и химическая промышленность, строительные материалы, некоторые виды оборудования. На тот момент это позволило сбалансировать рынок и насытить его необходимой продукцией, а также сдержать рост цен. Позднее мера была продлена до конца марта 2023 года, но уже в отношении только 370 товарных позиций. Сейчас мы отошли от практики «пакетного» принятия решений об обнулении пошлин и движемся в сторону повышения таможенного тарифа, что позволит предоставить нашим производителям продукции высокого передела максимальную тарифную защиту по тем категориям, где освоено собственное производство.

— В 2024 году сам механизм планируется сохранить?

— В какой-то части, да. По тем группам товаров и по той номенклатуре, в которой будет сохраняться потребность в насыщении рынка.

— А планируется ли внесение в перечень товаров для параллельного импорта производителя батареек Duracell, который заявил об уходе из РФ?

— Мы проанализируем поставки, объем ввоза продукции и будем принимать решение. Мы контролируем поставки необходимой продукции в части потребительских и промышленных товаров. Сейчас мы следим за ситуацией и, повторю, вернем продукцию Duracell в перечень при необходимости. Помимо этого, ждем запуск собственного производства батареек в Краснодарском крае, который намечен на следующий год.

— Недавно программа льготного автокредитования была перезапущена за счет перераспределения оставшихся средств, заложенных ранее на электромобили. Вы будете настаивать на дофинансировании программы?

— Да, пока финансовые ресурсы, которые есть в нашем распоряжении под программы на текущий момент, скромные. Но важно, что программы продолжают действовать для тех групп наших граждан, которые наиболее остро нуждаются в поддержке: медицинских работников, работников сферы образования, а также мобилизованных и военнослужащих по контракту, принимающих участие в СВО, и членов их семей. Дальше все будет зависеть от принятия финального решения и поиска источников средств под развитие автомобильной промышленности в целом. Потому что у нас есть, например, и задачи по автокомпонентам в части расширения соответствующей программы в Фонде развития промышленности. Будем искать сбалансированное решение.

— «Автоваз» неоднократно выступал за повышение утильсбора на легковушки в качестве «заградительной меры». Как вы считаете, нуждается ли рынок сейчас в этом?

— Интенсивно обсуждаем этот вопрос в правительстве и в ближайшее время взвесим все «за» и «против» и определимся.

— В конце апреля вы говорили, что сделка по продаже российских активов Volkswagen дилеру «Авилон» на завершающей стадии. Закрыта ли она и удалось ли компании найти индустриального партнера?

— Да, прfвительственная комиссия уже одобрила сделку по продаже завода Volkswagen дилеру «Авилон». Сейчас завершается ее оформление. А вот по технологическому партнеру для скорейшего возобновления производства на этом заводе пока в процессе. То есть понимание предварительное существует, но там есть некоторые развилки.

— А это китайские компании?

— Скажем так, юго-восточные партнеры.

Читайте также

Истории успеха
Василий Осьмаков: рост российской промышленности — это не «дутый пузырь»
Истории успеха
В Тамбовской области планируют открыть центр по развитию производства беспилотных авиасистем
Истории успеха
Отечественные моторы для гражданской авиации: как «ОДК-Климов» создает двигатели
Истории успеха
Как ускорить импортозамещение электротехнической продукции в России