1 декабря 2016 года в традиционном послании федеральному собранию президент Владимир Путин поставил задачу увеличить выпуск предприятиями опк высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.
С того момента курс на диверсификацию в оборонно-промышленном комплексе остается одной из ключевых стратегических национальных задач.
Термин «диверсификация» впервые был введен в научный оборот в 1962 году.
Глава государства не раз заявлял на многочисленных профильных совещаниях, что к 2020 году масштабное перевооружение российских армии и флота завершится, пик заказов пройдет, что поставит перед государством задачу обеспечения загрузки предприятий оборонно-промышленного комплекса. Разумеется, поставки военной продукции в армию будут продолжаться и после 2020 года, но уже в меньших размерах, а также они будут использоваться для разработки новых вооружений.
Нужно уже сегодня думать о выпуске продукции гражданского и двойного назначения, сохранить коллективы, чтобы средства на переоснащение отрасли способствовали развитию всей российской экономики, наращиванию экспорта высокотехнологичной продукции. Владимир Путин президент РФ
Россия должна ориентироваться не на производство «ширпотреба», а на высокотехнологичную продукцию в сфере медицины, транспорта, космоса, связи, энергетики, резюмировал на встрече президент РФ.
Определение
Математик и экономист Игорь Ансофф в своей «матрице Ансоффа» говорит, что диверсификация – это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, существующих на одном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от традиционной организации производства в данной отрасли. Под диверсификацией производства понимается увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме выпускаемой хозяйствующим субъектом товарной продукции.
В. М. Буренков, Р. А. Дурнев и К. Ю. Крюков пишут, что под диверсификацией в общем смысле понимается расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта для получения максимальной прибыли. В специфичной сфере оборонно-промышленного комплекса эту дефиницию возможно определить как перепрофилирование предприятий ОПК в части разработки, производства и сбыта продукции гражданского назначения в целях обеспечения устойчивости производственного процесса, сохранения кадрового потенциала, технологического уровня, мобилизационных возможностей в условиях снижения объема заказов на продукцию военного назначения.
Опыт
Анализируя прошлую конверсию оборонной промышленности 1990-х годов, когда крупные отраслевые предприятия были вынуждены выпускать такие простейшие потребительские товары, как кастрюли, сковородки, чайники и детские санки, можно сделать вывод, что в исторической перспективе у России не всегда был положительный опыт в этой области. Экс-глава Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина Генрих Новожилов незадолго до своей смерти давал интервью газете «КоммерсантЪ», в котором называл тот период конверсии одним из самых тяжелых в истории завода
Я в своей жизни пережил две конверсии. Первую провозгласил товарищ Маленков в 1946–1947 годах. Мы начали делать кастрюли, чайники… Я теперь могу сказать, что самая сложная часть у чайника – это носик. Генрих Новожилов экс-глава Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина
А когда Михаил Сергеевич Горбачев объявил конверсию, Авиационному комплексу имени С. В. Ильюшина было поручено, например, производство пакетов из бумаги. Мы сделали в Ташкенте автомат, он производил любое количество этих самых пакетов, но в них тогда было нечего засыпать
По мнению первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, председателя Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ Андрея Ельчанинова, безусловной особенностью российского оборонного комплекса в целом является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи.
Он считает, что авиационная промышленность стоит в этом плане особняком – практически вся гражданская авиационная техника производится на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Тем не менее структуры авиационной промышленности в той или иной степени также сталкиваются с двумя главными сложностями диверсификации: отсутствием продуктового мышления и перевернутой пирамидой издержек. Для «оборонщиков» главным в производстве всегда были и остаются тактико-технические характеристики продукта, а сроки изготовления и цена уходят на второй план. На гражданском рынке важны цена и сроки вывода продукта на рынок, а тактико-технические характеристики задаются в зависимости от этих параметров. Предприятия, которые десятилетиями жили по одному принципу, при переходе неизбежно сталкиваются с затруднениями. Естественно, в авиастроении эти показатели должны быть реализованы прежде всего за счет увеличения выпуска современных гражданских воздушных судов.
Актуальные принципы
Современная диверсификация, конечно, принципиально отличный от 1990-х годов процесс. Во-первых, предприятия ОПК готовят передачу в гражданский сектор передовых военных технологий, что позволит наладить инновационное производство продукции мирового уровня.
Во-вторых, оборонные предприятия, которые в последние пять лет существенно обновили производственные мощности и технологии, способны вывести на рынок новые высокотехнологичные продукты, разработанные специально для гражданского рынка. При этом покупателями такой гражданской продукции могут выступать и структуры Минобороны, имеющие с данными предприятиями многолетние наработанные связи.
По всем этим причинам одним из ответственных за диверсификацию ОПК назначен министр обороны РФ. В-третьих, государственная политика в области развития системы управления диверсификацией ОПК заключается сегодня в совершенно отличных от 1990-х годов пунктах: мы говорим о поддержании обороноспособности страны на высоком уровне, который обеспечивает парирование возможных и существующих угроз территориальной целостности; обеспечении суверенитета РФ; защите политических и экономических интересов; оснащении образцами новой продукции; увеличении конкурентоспособности и качества продукции; обеспечении инновационного совершенствования предприятий ОПК; развитии международного сотрудничества и совершенствовании кадрового потенциала.
Ну и, кроме того, очевидно, что сегодня законодательная база много более продумана и готова служить опорой для предприятий в этом вопросе, хотя, безусловно, еще далека от совершенства. Далее мы обратимся к истории, мировому опыту, изучим инструменты господдержки диверсификации ОПК в России сегодня