Интервью Николая Власова, ПСБ: «Кто рискует — тот и участвует в распределении прибыли»
Истории успеха

Интервью Николая Власова, ПСБ: «Кто рискует — тот и участвует в распределении прибыли»

Интервью Николая Власова, ПСБ: «Кто рискует — тот и участвует в распределении прибыли»

Российским предприятиям оборонно-промышленного комплекса предстоит масштабный процесс перехода на диверсификацию.

И поддержит их в этом, в том числе, «Промсвязьбанк». Советник аппарата правления ПАО «Промсвязьбанк» Николай Власов в студии объединенной редакции Федерального агентства новостей и информагентства «Росинформбюро» в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» рассказал о работе банка с предприятиями ОПК.

— Николай Владиславович, «Промсвязьбанк» — опорный банк для реализации гособоронзаказа. Скажите, насколько для вас, как для банка, важен этот статус, как долго вы к этому шли?

— Статус опорного банка очень важен. Мы работаем с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и министерством обороны, и очень важно, чтобы они понимали, что в нашем банке действительно сосредоточены все компетенции, связанные не только с обслуживанием предприятий ОПК, но и относящихся к ним поставщиков и подрядчиков. Это значит, что мы можем полностью сопровождать все контракты, которые касаются выполнения гособоронзаказа, а также те, что связаны с диверсификацией ОПК.

«Скальпельный» подход

— На форуме под эгидой «Промсвязьбанка» прошла целая панельная дискуссия, где обсуждались меры поддержки перехода на выпуск гражданской продукции. Не для всех предприятий это простой процесс. Что было самое актуальное на этом круглом столе?

— Много что обсуждается, самый главный вопрос — что нужно сделать, какие финансовые и административные инструменты нужны, чтобы процесс диверсификации проходил быстрее. В этом процессе много сложных вопросов. Это ведь предприятие ОПК, а они привыкли жить по алгоритму: им сказали, что произвести, они произвели и знаем, куда это продать. И даже цена по гособоронзаказу формируется по формуле «затраты+». Это значит, что предприятие декларирует свои согласованные затраты, плюс небольшая плановая рентабельность — и государство это покупает.

Выходя на рынок гражданской продукции, предприятия попадают в совершенно другую нишу. Это не всегда конкурентность, потому что есть рынок госзакупок и закупок со стороны государственных корпораций. И вот то, что сейчас весьма поддерживается на всех уровнях — это квотирование. Оно обязательно и в рамках национальных проектов, и в рамках других государственных закупок. У российских предприятий должна быть минимальная квота закупок. Но тем не менее, предприятия попадают в рыночные ниши, и поэтому цены на продукцию формируются более рыночным путем, чем по продукции гособоронзаказа — и это большая сложность.

Многие предприятия ОПК имеют недозагрузку производственных мощностей. В связи с этим у них большие накладные расходы по продукции. И если государство с этим еще соглашается, то вот рынок зачастую не может. Поэтому, например, проблема учетов накладных расходов по выпуску гражданской продукции — одна из очень серьезных проблем. О ней знает президент, о ней знают все, но это вопрос, который нужно решать — в том числе с привлечением научно-финансового сообщества. Должны быть введены некие поправки в бухучет по учету накладных расходов предприятий ОПК на выпуск гражданской продукции.

Следующий вопрос — это недостаточное количество специалистов на предприятиях, владеющих маркетинговыми компетенциями и вопросом продвижения продукции на гражданских рынках. Очень много вопросов связано с тем, что для производства гражданской продукции приоритетной формой является создание дочерних компаний, специальных проектных компаний, которые создаются специально для выпуска гражданской продукции. Создание проектных компаний довольно сложное, потому что многие предприятия ОПК имеют 100% госучастие. Это либо федеральные государственные унитарные предприятия, либо это федеральные казенные предприятия, и вопрос о выпуске дочерних предприятий гражданской продукции получается довольно сложным, демократическим, требующим многоуровневого согласования.

— В каких отраслях «Промсвязьбанк» видит перспективы для диверсификации?

— Я вижу основные перспективы не столько в отраслях, сколько в секторе импортозамещения. На мой взгляд, ниша импортозамещения является основным полем для диверсификации. Если предприятия ОПК станут производить продукцию, которую уже поставляют на внутренний рынок другие поставщики, которые не завозятся в РФ по импорту, то предприятия ОПК вступят в конкуренцию с уже существующими производителями. На мой взгляд, в силу больших мер господдержки, которые будут оказаны предприятиям ОПК для программ диверсификации, может возникнуть несколько не рыночная конкуренция предприятий с уже существующими производителями. Будет некоторое противоречие, когда государство, поддержав одних, разорит других. Безусловно, государство в своей промышленной политике не заинтересовано в этом. И вообще, к диверсификации должен быть «скальпельный» подход по определению ниш. Чтобы не дай бог не разорить уже существующие производства, потому что инвесторы вложили свои деньги, построили заводы без каких-то больших мер господдержки — и это может оказаться болезненно для них.

— В «Промсвязьбанке» создан отдел по диверсификации. Расскажите, какие ему поставлены задачи? Как вы будете оценивать продвижение в этой сфере?

— В «Промсвязьбанке» создан специализированный департамент, который должен стать единым окном для проектов диверсификации и для процессов, которые осуществляют предприятия ОПК. При этом он должен стать платформой для взаимодействия предприятий ОПК с предприятиями гражданского бизнеса. Это может быть хорошая синергия — когда с одной стороны находятся ОПК со своими технологиями, со своей культурой производства, и со своими очень модернизированными предприятиями с одной стороны, а с другой стороны — коммерсанты в хорошем смысле этого слова, которые знают рынок и как на нем формируются цены. Это может быть очень хороший симбиоз. Хотя конечно там есть определенные юридические нюансы.

Диверсификация — это не конверсия

— Если смотреть с точки зрения предприятий ОПК, то какие продукты вы им предлагаете, как для них выглядит ваша поддержка?

— Банковский бизнес существует уже сотни лет. Он очень консервативен — изобрести в нем велосипед невозможно. Но в «Промсвязьбанке», как в опорном банке, обслуживающем ОПК, сконцентрирована вся информация, касающаяся оборонно-промышленного комплекса. В том числе финансовая информация, частично носящая закрытый характер. Поэтому «Промсвязьбанк» может в своей работе заранее проанализировать проблемные моменты предприятия ОПК, иметь предварительные лимиты кредитования на них и вводить меры профилактирующего надзора.

Но продукты стандартные — это кредитование на недостаток оборотных средств, лизинг, факторинг, безусловно, проектное финансирование. Это основной продукт, который будет получать ОПК на диверсификацию. Кроме некоторого проектного финансирования еще и разворачивание дополнительных производственных мощностей, которые будут встроены уже в существующие производственные цепочки, которые и позволят диверсифицировать производство.

Чем диверсификация отличается от конверсии? В девяностые годы был задан некий тренд: у нас только друзья, оружие нам больше не понадобится, поэтому прекращайте производить танки, теперь, в лучшем случаете, будете производить тракторы, а если не получится, то можно и кастрюли. Сейчас же идея в другом. «Вы, пожалуйста, не забывайте производить танки, но начинайте еще производить тракторы». И желательно, чтобы при этом загрузка производственных мощностей увеличивалась, а накладные запросы на производство продукции уменьшались.

— Можно вас попросить тезисно описать этапы работы «Промсвязьбанка» и ОПК?

— Сначала работа ОПК происходит без «Промсвязьбанка» — это должны быть внутренние идеи, которые рождаются на предприятии. Любое проектное финансирование с участием банка предполагает, что предприятие само имеет небольшой объем собственных средств, которые вкладывает в проект. Потому что если предприятие ничем не рискует, не вкладывает собственные средства — это порождает несколько паразитический или наивный подход к проектам. Я, как сторонник классического банковского бизнеса, убежден, что со стороны предприятия риск должен быть. Другой вопрос, что банк готов с самого начала проекта сопровождать, предоставлять всю имеющуюся возможную экспертизу, чтобы предотвратить неэффективные вложения. В то же время банк готов сопровождать проект с самого начала, но вопросы поиска какого-то объема собственных средств — обычно это 30% собственных на 70% заемных — но в некоторых проектах банк готов идти на снижение объема собственных средств. Был создан департамент прямых инвестиций, чтобы брать какие-то риски на себя. Но нужно понимать, что если банк берет какие-то риски на себя, то он должен становиться бенефициаром по получению дивидендов, потому что кто рискует, тот и участвует в распределении прибыли, а не только в получении банковского процента.

Читайте также

Истории успеха
Повышенное подавление: новый комплекс защитит от БПЛА жилые кварталы и промышленные объекты
Истории успеха
Глава Минпромторга РФ: у нас амбициозные задачи по структурной трансформации экономики
Истории успеха
Сергей Чемезов — о том, почему нам нужны свои лекарства и медтехника и как ускорить импортозамещение
Истории успеха
Развитие жилищной программы