Как ускорить импортозамещение электротехнической продукции в России
Истории успеха

Как ускорить импортозамещение электротехнической продукции в России

Как ускорить импортозамещение электротехнической продукции в России

Энергомашиностроение на Урале всегда было одной из ведущих отраслей. С ужесточением западных санкций и уходом зарубежных поставщиков оно получило дополнительный импульс: без развития энергетики невозможен ускоренный рост промышленного производства. Однако, по мнению промышленников, для достижения технологической независимости в этой сфере необходимо создание в России инжиниринговых и испытательных центров.

Юлия Санатина, Ольга Фаткуллина

Создание на Урале испытательного центра ускорит импортозамещение электротехнической продукции

Энергомашиностроение на Урале всегда было одной из ведущих отраслей. С ужесточением западных санкций и уходом зарубежных поставщиков оно получило дополнительный импульс: без развития энергетики невозможен ускоренный рост промышленного производства. Однако, по мнению промышленников, для достижения технологической независимости в этой сфере необходимо создание в России инжиниринговых и испытательных центров.

Выключили импорт

— Электротехническая промышленность России является достаточно гибкой и адаптивной отраслью, о чем свидетельствует динамика в 2022-2023 годах: была некоторая просадка с февраля 2022-го, однако уже к августу отрасль вышла на стабильные позиции, а с марта 2023-го рост в этом секторе превышает темпы в обрабатывающих отраслях в целом, — говорит директор Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова. — Скачок связан и с ростом спроса со стороны ОПК, и с уходом крупнейших иностранных производителей и освобождением ряда ниш, и с развитием новых территорий России.

Качество российской продукции во многом соответствует мировому уровню, что обеспечило быстрое замещение выпадающего импорта отечественными аналогами, отмечает Лаврикова. Достаточно высока в отрасли доля предприятий, ведущих НИОКР, что говорит о ее инновационности. И все же для обеспечения технологического суверенитета этого может быть недостаточно, отметили участники выездного заседания комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП).

— Мы отстали от других стран с точки зрения энергоэффективности и производительности. Энергоемкость ВВП у нас в 2-3 раза выше, чем у развитых стран с таким же холодным климатом. А это, даже несмотря на низкую стоимость топлива, ведет к снижению конкурентоспособности продукции всех отраслей, — констатирует проректор Московского энергетического института Иван Комаров. — Дело в том, что наша электротехническая промышленность, энергомашиностроение не обладают ресурсами, которые позволили бы заниматься разработкой принципиально нового оборудования. Это капиталоемко, и без участия государства решать эти задачи сложно.

Ситуация очень серьезная. Например, сейчас в России эксплуатируются 72 импортные газотурбинные установки (ГТУ), сервис которых по понятным причинам затруднен. Об отсутствии в стране собственных конкурентоспособных газовых турбин говорят давно, и в последние годы форсированы разработки ГТУ на 65, 110 и 160 мегаватт. Однако более мощные машины заменить пока нечем. Электротехническая промышленность России не обладает ресурсами, которые позволили бы заниматься разработкой принципиально нового оборудования

Паровые турбины российского производства, в том числе Уральского турбинного завода, традиционно держат марку. Однако и здесь, по оценке Комарова, есть риск отстать: мы остановились на уровне температуры пара 540 градусов при давлении 240 атмосфер, тогда как в Китае уже созданы машины с более высокими параметрами, а это существенно увеличивает КПД.

Трансформация спроса

Ранее развитию электротехнического производства способствовали спрос со стороны ТЭК, бурный рост строительства: на Урале выпускают кабельную продукцию, высоковольтное оборудование, преобразовательную технику и т.д. Причем в этой сфере работают как крупные компании, так и малый бизнес. В числе первых, например, Уралэлектротяжмаш - бренд, известный с советских времен, или Свердловский завод трансформаторов тока. Группа СВЭЛ на рынке 20 лет и продолжает набирать обороты. Небольшой завод «МВЗ-Электро» производит в Екатеринбурге токоограничивающие реакторы, высокочастотные заградители и фильтры. Инновационное предприятие «Системы бесперебойного питания» первым в стране получило статус малой технологической компании и вошло в федеральный реестр. И таких примеров десятки.

Так, завод «Трансформатор-Реж» специализируется на индивидуальных заказах: проект каждой подстанции разрабатывается с нуля, здесь выпускают трансформаторы различной мощности и класса напряжения, в том числе нестандартные, а также электротехническое высоковольтное и щитовое оборудование.

Эта продукция востребована во всех сферах, начиная от садоводческих кооперативов и заканчивая крупными предприятиями России и СНГ.

— Энергетика — лакмус строительства, и как в целом идут дела в стране, можно понять по этим двум отраслям. Неспроста первыми на новый строительный объект приезжают именно энергетики, — говорит директор завода Александр Бутылкин.

По его словам, все комплектующие на производстве — российские, и в связи с ростом объемов в отрасли ощущается некоторый дефицит. Скажем, есть проблемы с изоляторами: основной поставщик, камышловский «Урализолятор», уже едва справляется с наплывом заказов. Но все же это не особо пугает заводчан: главное — есть работа.

— 1998 год, 2005-й, после — 2013-й, затем — пандемия ломали наш производственный потенциал. Только мы разгонимся, наберем портфель заказов, как случается какой-то кризис. Сейчас многие увидели перспективы развития, в том числе энергетики. Очень надеюсь, что внешний фактор перестанет влиять на экономику, — формулирует общую мечту производственников Александр Бутылкин.

Полюса отталкиваются

И все же без создания новой более эффективной электротехнической продукции стране не обойтись, вот только далеко не каждое производственное предприятие, особенно небольшое из глубинки, может себе позволить расходы на НИОКР. Очевидно, что им требуется помощь - либо государства, либо партнеров-потребителей. Иван Комаров приводит такие цифры: по итогам 2022 года сравнили показатели 10 крупнейших генерирующих компаний и 10 производителей энергооборудования, и у первых чистая прибыль оказалась почти на два порядка больше — 445 миллиардов рублей против пяти миллиардов. При этом заказчики инвестировать в новейшие разработки отказываются — ждут готовых изделий.Уральцы предлагали создать испытательный центр именно в УрФО — посередине страны, куда будет удобно доставлять технику из любого региона

Но до ее утверждения постановлением правительства РФ пока не дошло, и одна из главных причин как раз отсутствие взаимопонимания в части финансирования проектов: производители просят сначала подтвердить заказы, а энергетики хотят прежде оценить готовое оборудование. Получается замкнутый круг.

На решение этой проблемы направлен проект инжинирингового центра «Энергетика больших мощностей нового поколения» и аналогичной комплексной научно-технической программы. Ее цель — создать технологическую основу новой энергетики на ближайшие 50 лет. Планируемый объем финансирования до 2037 года — 90 миллиардов рублей на проведение НИОКР и отработку технологий. Программа прошла широкое обсуждение, ее поддержали федеральные министерства, энергетические и производственные компании, НИИ, вузы.

В итоге дело движется, но не слишком быстро: МЭИ отремонтировал помещения для инжинирингового центра, в 2021 году выиграл грант на его оснащение, но количество комплексных проектов пока пришлось сократить с 11 до двух-трех.

Время испытаний

Примерно на такой же стадии и проект создания испытательного центра (ИЦ) электротехнического оборудования. По словам экспертов, это тоже вопрос стратегический: испытания необходимы и для проведения фундаментальных исследований, и для аттестации готовых изделий. Сегодня оборудование на напряжение выше 220 кВ обкатывать просто негде: зарубежные центры закрыты для наших компаний, да и экономически невыгодно возить тяжелые машины за границу, поясняет Сергей Сарапулов, директор УралЭНИН УрФУ.

Вопрос создания ИЦ промышленники поднимают с 2009 года — с тех пор, как страна всерьез задумалась об импортозамещении, он обсуждался многократно на самых разных уровнях, но дальше дело не шло. Уральцы при этом предлагали создать такую площадку именно в УрФО — посередине страны, куда будет удобно доставлять технику из любого региона. Но лоббировать интересы Свердловской области оказалось некому. Сейчас процесс вроде бы сдвинулся с мертвой точки: в конце 2023-го проведен тендер на проектирование центра, принято решение разместить его на площадке Всероссийского электротехнического института в городе Истра.

— Проблема в одном: стоимость ИЦ — десятки, а то и сотня миллиардов рублей. С точки зрения экономики проект неокупаемый — да и нигде в мире испытательные центры не были экономически выгодны. Это вопрос технологической независимости страны, энергобезопасности, вопрос государственного уровня. Сейчас Росатом строит около 20 энергоблоков, а укомплектовать их нечем. Оборудование покупается в Китае и на Западе обходными путями. Но это все до поры до времени: если не будет отечественного, удачи нам не видать, — говорит Александр Петров, в 2009-2014 годах работавший министром промышленности, заместителем губернатора Свердловской области.

По мнению промышленников, ИЦ в Истре не сможет решить все задачи, поэтому нужно выходить с инициативой создания его филиала или лаборатории большой мощности на Урале. Тем же производителям трансформаторов, которых в регионе много, это будет удобно. Варианты размещения есть — на площадке Росатома в Снежинске или в технопарке «Университетский» в Екатеринбурге, неподалеку от Ново-Cвердловской ТЭЦ. Для актуализации разработанных ранее материалов предложено создать рабочую группу и представить свои соображения в РСПП, комитеты Госдумы по промышленности и энергетике, профильные федеральные и областные министерства, а также в полпредство президента в УрФО, подытожил зампредседателя комитета по энергетике СОСПП Владимир Шилов.

Читайте также

Истории успеха
В Тамбовской области планируют открыть центр по развитию производства беспилотных авиасистем
Истории успеха
Отечественные моторы для гражданской авиации: как «ОДК-Климов» создает двигатели
Истории успеха
Дмитрий Савицкий: «Алмаз-Антей» разработал отечественные «мозги» для дронов
Истории успеха
Покорители космоса