Новый этап развития российских судостроителей
Истории успеха

Новый этап развития российских судостроителей

Новый этап развития российских судостроителей

По действующей Государственной программе вооружения (ГПВ-2027) военно-морской флот РФ до 2027 года должен пополниться большим количеством новых кораблей и судов.

Государство рассчитывает не только обновить флот, но и осуществить перезапуск всей судостроительной отрасли России и смежного с ней бизнеса. Утверждена также стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года, согласно которой объёмы экспортных поставок российских корабелов должны вырасти почти в десять раз. Насколько активно работают верфи уже сейчас по оборонным и гражданским контрактам и какова роль в реализации этой масштабной программы у банков – в нашем материале.

Гражданский рынок

2020 год уже стал одним из самых успешных для отечественного гражданского судостроения за последнее десятилетие. Верфи, несмотря на пандемию, сдали заказчикам сложные суда, продолжили заключать контракты в соответствии с обновленной Стратегией развития судостроительной отрасли, согласно которой общий объём выпуска продукции гражданского судостроения должен увеличиться почти в семь раз, а объёмы экспортных поставок - в десять раз. В стратегии определяются и составляющие этого процесса: инновационное обновление отрасли, максимальная локализация производства в России. Сейчас, работая в тесном контакте с государственными органами власти, финансовыми учреждениями и компаниями смежных отраслей, отечественные судостроители делают всё, чтобы поставленные задачи были реализованы в срок.

Эксперты высоко оценивают перспективы гражданского судостроения и ту базу, с которой начинается новый виток развития отрасли. Руководитель корпоративного бизнеса ПСБ Олег Минаев отметил: «Россия обладает уникальным ледовым флотом, занимает лидирующие позиции в освоении и изучении арктических территорий, умеет строить технологически сложные суда, а в некоторых нишах, к примеру, в ледоколостроении – удерживает пальму первенства. Многие из разработок отечественных заводов и профильных конструкторских бюро были прорывными для своего времени и не имели аналогов в мире с середины 20 века. И чтобы оставаться лидерами, корабелы постоянно развивают уникальные навыки, внедряют передовые технологии и современные разработки в накопленные базу и опыт. Талантливые российские судостроители готовы к новаторству, к поиску и внедрению смелых технических решений».

Финансовые механизмы

Значительную роль в реализации амбициозных планов корабелов играют банки. Так, например, перед ПСБ в силу его статуса опорного банка оборонно-промышленного комплекса стоит ряд задач государственного масштаба по поддержке отрасли, по реализации государственных программ. Банк является ключевым для корабелов не только по оборонным, но и по гражданским контрактам. Олег Минаев рассказал, что ПСБ активно наращивает объемы бизнеса в этом сегменте, участвует в реализации масштабных программ отрасли: «Объем кредитного портфеля ПСБ в судостроении за последние два года вырос более чем на 200 млрд руб. Банк уже сегодня является одним из основных кредиторов на рынке судостроения».

В частности, ПСБ осуществляет финансирование судостроительных предприятий под выполнение программ ГОЗ, проектов модернизации, диверсификации производства. Например, для реновации материально-технической базы, развития и перевооружения предприятий востребовано проектное финансирование. Как рассказал Олег Минаев, в большинстве своем проекты в отрасли - материалоемкие, сложные и долгосрочные, и еще на стадии обращения предприятия за финансированием специалисты банка тщательно изучают проект, проводят детальный анализ и финансовую экспертизу контрактов и формируют соответствующую модель финансирования. «Задача банка - дать предприятиям ресурсы и финансовую экспертизу для перевооружения и успешной модернизации, что в свою очередь позволит выполнить стратегию развития отрасли и укрепить конкурентоспособность наших корабелов на мировом рынке. Мы вырабатываем и совершенствуем те механизмы и финансовые инструменты, которые дают наибольший эффект и которые максимально удобны для предприятий. Плотно сотрудничаем с Минпромторгом, который предоставляет различные льготы и субсидии по компенсации процентных ставок», - отметил банкир.

Поправки в кодекс мореплавания

Экспертный совет по развитию судостроительной промышленности и морской техники при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству инициировал внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, после принятия которых наша страна получит возможность вывести всю отрасль судостроения на новый уровень развития. Согласно предлагаемым поправкам, при выполнении таких услуг, как каботаж, ледокольная и лоцманская проводки, а также при осуществлении морских ресурсных исследований и морских перевозок нефти, природного газа и других работ должны использоваться только суда, построенные на территории России.

Изменения позволят обеспечить российские верфи заказами на строительство судов и морской техники со стороны судоходных, лизинговых компаний и строительных организаций, в том числе иностранных, а при организации с ними совместных производств — еще и трансфер технологий. Кроме того, благодаря этим поправкам в транспортных компаниях и пароходствах появятся новые рабочие места, а также будут сохранены существующие рабочие места в конструкторских бюро и заводах — верфях. Столь необходимые российским судостроительным компаниям изменения уже успешно прошли второе чтение. Эксперты отрасли рассчитывают, что в третьем чтении законопроект будет принят и поддержан в Совете Федерации.

Военно-морской флот

Программа военного кораблестроения России составляет часть Государственной программы вооружения (ГПВ). В феврале 2018 года президент России Владимир Путин подписал новую ГПВ до 2027 года. Государство, реализуя программы военного судостроения, рассчитывает не только получить новые боевые корабли и подводные лодки и тем самым обновить флот, но и осуществить перезапуск всей судостроительной отрасли России и смежных с ней отраслей приборостроения и систем вооружения. Существенные бюджеты, выделенные на военное судостроение, способствуют дальнейшему развитию экономики России и повышению ее обороноспособности.

Знаковым событием прошедшего года стало проведение ежегодного «Единого дня закладки боевых кораблей и подводных лодок» с участием президента РФ Владимира Путина. ВМФ России получит новейшие корветы, подводные лодки, малые ракетные корабли, суда обеспечения. Участие ПСБ в реализации государственных задач позволяет предприятиям загружать производственные мощности и обеспечивать выпуск необходимых для российского флота образцов военной техники. Олег Минаев подчеркнул, что банк продолжит активно осуществлять финансирование предприятий отрасли на цели выполнения программ ГОЗ, экспортных контрактов, проектов по модернизации и диверсификации производства, будет оказывать поддержку, участвуя в программах финансового оздоровления: «Мы будем обеспечивать бесперебойное сопровождение гособоронзаказа и покрывать не менее 70% потребностей в финансировании предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Читайте также

Истории успеха
Повышенное подавление: новый комплекс защитит от БПЛА жилые кварталы и промышленные объекты
Истории успеха
Глава Минпромторга РФ: у нас амбициозные задачи по структурной трансформации экономики
Истории успеха
Сергей Чемезов — о том, почему нам нужны свои лекарства и медтехника и как ускорить импортозамещение
Истории успеха
Развитие жилищной программы