Арктика стремительно превращается в одного из главных драйверов российской экономики.
Ее ускоренному росту в ближайшие 15 лет будет способствовать реализация новой стратегии развития, в которой предусмотрен беспрецедентный набор льгот и преференций для бизнеса.
Стратегический резерв
В октябре 2020 года президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении Стратегии развития Арктической зоны РФ (АЗРФ) и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В документе указывается, что в Арктической зоне сосредоточено более 80 % запасов горючего природного газа и 17 % нефти (включая газовый конденсат). В месторождениях континентального шельфа, который «является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации», содержатся более 85,1 трлн куб. м горючего природного газа и 17,3 млрд т нефти. Недра Крайнего Севера также богаты платиной, палладием, никелем, кобальтом, медью, фосфором…
Однако из-за экстремальных природно-климатических условий Арктика остается малоосвоенной территорией. Здесь проживает 2,5 млн человек, или 1,7 % от всего населения страны, слабо развита транспортная и социальная инфраструктура. Промышленное освоение здесь отличается неравномерностью, бизнес ориентирован на добычу и переработку природных ресурсов, отмечается в Стратегии. При этом хозяйственная деятельность на Крайнем Севере натыкается на ряд вызовов и угроз. Важнейшие из них – интенсивное потепление климата и сокращение численности жителей из-за естественной убыли населения и уменьшения потока трудовых мигрантов.
Ожидается, что за 15 лет реализации Стратегии в Арктике появятся 200 тыс. новых рабочих мест, вклад арктических регионов в развитие экономики страны вырастет в 1,5 раза, а доли инвестиций в охрану окружающей среды, исследования и разработки – в 4 раза. Рост средней зарплаты с 83 до 212 тыс. вернет региону привлекательность для управленцев, специалистов и рабочих с Большой земли. По планам авторов документа, к 2035 году каждый седьмой рубль инвестиций в стране будет приходиться на Арктику, сейчас – каждый десятый.
Особые преференции
Генеральный директор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Стоцкий отмечает, что стимулировать развитие АЗРФ российское правительство намерено с помощью инструментов государственной поддержки, создания наиболее благоприятных условий для инвесторов.
Существенный плюс нынешней Стратегии заключается в том, что она финансово обеспечена средствами государственной программы социально-экономического развития Арктики, ряда госкорпораций и внебюджетных фондов. Создание многих инфраструктурных объектов, предусматриваемых документом, будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства. Александр Стоцкий генеральный директор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА)
Еще до утверждения Стратегии, в июле 2020 года Владимир Путин подписал пакет законов о системе преференций в Арктике, в том числе закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ». Это позволило сделать Арктику свободной экономической зоной с единым набором налоговых льгот для бизнеса. Стать резидентом Арктической зоны могут компании и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Арктики, готовые реализовать проект стоимостью не менее 1 млн.
Для резидентов Арктической зоны, чья деятельность не связана с добычей полезных ископаемых, предусмотрена нулевая ставка по налогу на прибыль в течение 10 лет. Всему бизнесу гарантированы пониженные, вплоть до 0 %, ставки налогов на имущество и землю. Снижены ставки по страховым взносам для компаний, которые создают новые рабочие места. Для крупного бизнеса это 7,5 %, для малого и среднего – 3,25 %. Это лучшие условия для инвесторов в России. Кроме этого, на господдержку могут рассчитывать предприниматели, реализующие в Арктике инфраструктурные проекты стоимостью от 300 млн. До 2023 года на эту меру поддержки в бюджете заложены 13 млрд.
Доступен резидентам и налоговый вычет из НДПИ в объеме вложений в инфраструктуру нового месторождения твердых полезных ископаемых, а также в новые обогатительные и перерабатывающие мощности. Также арктические законы предусматривают установление нулевой ставки НДС на услуги ледокольной проводки, морской перевозки и перевалки экспортно ориентированных грузов, что стимулирует развитие Северного морского пути (СМП).
В декабре 2020 года Правительство России утвердило правила предоставления льготных кредитов резидентам Арктической зоны. Бизнес может привлечь финансирование на реализацию инвестпроекта по ставке «ниже рыночной на полуторный размер ключевой ставки Центробанка, но не меньше чем 2 % годовых». Стоимость проекта должна находиться в коридоре от 10 млн до 2,5 млрд. При этом заемщик обязан вложить не менее 30 % собственных средств.
Правительство на этом останавливаться не собирается, власти анонсировали появление новых преференций, в том числе для малого бизнеса. Кроме этого, кабинет министров планирует направить половину налоговых доходов бюджета от новых инвестпроектов в Арктике на социально-экономическое развитие арктических регионов. На первом этапе, до 2024 года, поддержка инвестпроектов в Арктике обойдется государству в 19,5 млрд. Это должно стимулировать появление 30 тыс. новых рабочих мест.
Бум инвестиций
Превращение Арктики в свободную экономическую зону вызвало всплеск инвестиционной активности. По данным УК «Столица Арктики» (дочернее общество АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики»), на конец января 2021 года с резидентами Арктической зоны было заключено 38 соглашений. Суммарный объем заявленных инвестиций – свыше 178,5 млрд. Реализация проектов позволит трудоустроить около 4,4 тыс. человек. Многие проекты будут реализованы при поддержке Фонда развития Дальнего Востока и Арктики – государственного института, созданного для привлечения инвестиций в промышленность и инфраструктуру. Около 40 % всех новых инвестиций бизнес направит на проекты в Мурманской области, 15 % от общего объема получит Архангельская область, чуть меньше – Карелия.
Структура проектов отличается большим разнообразием как по масштабу, так и по отраслевой направленности – промышленная переработка минералов и древесины, переработка рыбы, логистика, туризм, сфера услуг. Так, льготное финансирование от Фонда в размере 2 млрд получит проект развития Ковдорского горно-обогатительного комбината (группа «ЕвроХим», Мурманская область). Это позволит нарастить мощности фабрики, которая специализируется на производстве железорудного, апатитового и бадделеитового концентратов, с 14,5 млн до 19,5 млн т руды в год. Стоимость проекта составит 20,7 млрд.
Одновременно в Ковдорском районе реализуется проект по возрождению фабрики по переработке слюды флогопит и производству концентрата на базе предприятия «Ковдорслюда», которое прекратило существование еще в 2012 году. Это было единственное предприятие в России, которое выпускало флогопитовый концентрат для высоковольтной изоляции. После его закрытия заказчикам пришлось закупать сырье на Мадагаскаре. В качестве рынков сбыта концентрата инициатор проекта компания «Флогопит» рассматривает весь мир. На первом этапе «Флогопит» планирует вложить в проект 55 млн.
Заручившись новыми арктическими льготами, компания Segezha Group намерена построить второй целлюлозно-бумажный комбинат на севере Карелии. Ожидается, что это будет высокотехнологичное предприятие, ориентированное на выпуск новых видов продукции. В создание новых мощностей компания планирует вложить 86 млрд. ЦБК создаст 660 новых рабочих мест.
В Северодвинске Архангельской области бизнес планирует инвестировать в производство продукции из термообработанной древесины. Мощности компании «Термистофф» составят 7 тыс. куб. м в год. На предприятии будут работать 30 человек. В реализацию проекта вложат 24 млн.
Статус свободной экономической зоны расширяет инвестиционный потенциал и крупнейших игроков рынка добычи и переработки полезных ископаемых. До 2030 года «Норникель» инвестирует в Норильский промышленный район 2,5 трлн. Развивает масштабные проекты и крупнейший независимый производитель сжиженного природного газа в России компания «Новатэк»: Арктик СПГ-2, Ямал СПГ, Обский СПГ. Благодаря льготам, НК «Роснефть» начала реализацию в Красноярском крае крупнейшего нефтяного проекта – «Восток ойл». Активно инвестируют в регион «Газпром нефть», «Русская платина», «Росатом», корпорация АЕОN. По данным специального представителя госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, зампреда Госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимира Панова, богатые углеводородами Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа «привлекают 12,5 % всех инвестиций страны, что составляет по й1 трлн прямых инвестиций в основной капитал ежегодно».
Ледовый маршрут
С реализацией крупнейших углеводородных проектов в Арктике связано стремительное наращивание объемов перевозок по Северному морскому пути, главной транспортной артерии региона. Несмотря на сложности в экономике, в 2020 году грузооборот по СМП достиг 33 млн т (+4,7 % к 2019 году). Это притом, что еще в 2015 году по СМП перевезли только 5,4 млн т. Примерно 65 % грузоперевозок по СМП приходятся на транспортировку сжиженного природного газа.
Стратегия развития Арктики предусматривает к 2035 году увеличение объемов грузоперевозок в акватории СПМ до 130 млн т. Достижение промежуточной цифры грузоперевозок в 80 млн т к 2024 году призвано обеспечить развитие сырьевых проектов всего пяти компаний: «Новатэка» (35,5 млн т), «Роснефти» (30 млн т), «Газпром нефти» (6,7 млн т), «Норникеля» (1,7 млн т), АЕОN (3,8 млн т).
Ожидается, что в перспективе СМП сможет составить конкуренцию традиционному маршруту транспортировки грузов из Восточной Азии в Европу через Суэцкий канал. Северный маршрут на 10–20 дней короче. И экономичнее. Правда, есть одна сложность: навигация по СМП составляет всего три-четыре месяца. Но из-за таяния арктических льдов открываются перспективы круглогодичного свободного прохода судов по морям Северного Ледовитого океана.
Чтобы гарантировать российскому и международному бизнесу круглогодичный проход грузов по СМП, российское правительство несколько лет назад инициировало обновление ледокольного флота и модернизацию портовой инфраструктуры. Осенью 2020 года был запущен в эксплуатацию головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, построенный АО «Балтийский завод» по заказу госкорпорации «Росатом». Этот самый большой атомный ледокол в мире предназначен для самостоятельной проводки судов в западном районе Арктики. Его мощность – 60 МВт. Он способен преодолевать лед до 3 м толщиной. Готовятся к сдаче еще два ледокола того же класса: «Сибирь» и «Урал». Ожидаются ледоколы «Якутия» и «Чукотка». Стоимость каждого ледокола – более 44 млрд.
Также в планах строительство трех сверхмощных ледоколов нового класса «Лидер» мощностью 120 МВт. Такие атомоходы смогут крушить четырехметровые льды, оставляя за собой судоходный канал шириной 50 м. Вложения в строительство «Лидера» составят более 100 млрд. Кроме этого, до 2030 года запланировано введение в строй четырех ледоколов класса Icebreaker 7 мощностью 12–18 МВт.
По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, объем государственных инвестиций в создание логистической инфраструктуры в Заполярье превышает 110 млрд. Функции инфраструктурного оператора СМП возложены на корпорацию «Росатом». Среди ключевых проектов – строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в Обской губе в порту Сабетта, угольного терминала «Лавна» в Мурманской области, угольного терминала на базе Сырадайского угольного месторождения в порту Диксон.
Несмотря на усилия властей, к 2035 году СМП вряд ли сможет выполнять транзитные функции, считает старший научный сотрудник лаборатории инновационной экономики Института Гайдара к. г. н. Степан Земцов. «Однако юго-западная часть СМП – от Мурманска до полуострова Таймыр – будет использоваться более интенсивно согласно планам освоения местных месторождений», – предполагает он.
Горизонт планирования
В мае 2021 года Россия примет председательство Арктического совета на ближайшие два года. Цель международной организации, в которую входят восемь стран, – содействовать устойчивому развитию приполярных районов. По мнению гендиректора ПОРА Александра Стоцкого, Россия, таким образом, получит «хорошую возможность стать лидером в ряде инициатив по развитию региона». Ведь Запад – это и крупнейший покупатель арктических углеводородов, и потенциальный инвестор. А темпы освоения Российской Арктики напрямую зависят от объемов финансирования.
Но зависимость России от европейских закупок создает значительные риски в будущем. ЕС быстрыми темпами движется по пути зеленой энергетики и в перспективе планирует отказаться от традиционного ископаемого топлива. Планируемое введение в Евросоюзе углеродного налога на импорт неизбежно сократит доходы российской экономики от экспорта традиционного сырья, прежде всего арктической нефти, газа и металлов. «В Арктике сложные природные условия, требующие чрезмерных издержек. При этом цена на нефть и газ на мировых рынках снижается при росте доли альтернативных источников энергии», – констатирует Степан Земцов (Институт Гайдара).
Эксперты считают, что показатели Стратегии развития Арктики вполне достижимы. Сегодня, когда пандемия обнулила многие достижения в области экономики, тайминг проектов, в том числе в Арктике, конечно, может измениться. Но вместе с тем национальные проекты и программы могут послужить отличным драйвером развития Заполярья.
Альтернативы СМП нет с точки зрения и внутренней логистики, и международной логистики, которая в любом случае заинтересована в хеджировании рисков южного коридора. Конкурентоспособность СМП определяется наличием и развитием грузового флота, экономикой перевозок, портовой инфраструктуры, судоремонта и ледокольного сопровождения, обеспечением бесшовного пространства, безопасности и устойчивости судоходства. Владимир Панов специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики