Олег Минаев: «90 процентов отечественных предприятий авиапрома — наши клиенты»
Истории успеха

Олег Минаев: «90 процентов отечественных предприятий авиапрома — наши клиенты»

Олег Минаев: «90 процентов отечественных предприятий авиапрома — наши клиенты»

Банк ПСБ наращивает сотрудничество с авиастроительными и космическими предприятиями России.

ПСБ, ставший несколько лет назад опорным банком для оборонно-промышленного комплекса, активно финансирует действующие и новые проекты в военном и гражданском авиапроме, а также укрепляет партнерство с предприятиями «Роскосмоса».

— Каковы объемы финансовой поддержки авиапрома со стороны ПСБ?

— За последние три года авиационный портфель банка показывает двузначные цифры прироста, примерно таким же темпом растет и количество клиентов. Глубина проникновения наших услуг в отрасли авиастроения уже приближается к 90%, то есть почти все отечественные предприятия авиапрома — это наши клиенты. Сейчас государство размещает большие заказы, в том числе по оборонзаказу, растет объем межрегионального и местного пассажирского воздушного сообщения. В ПСБ количество принятых на обслуживание контрактов, заключенных для целей исполнения ГОЗ в сегменте авиакосмической отрасли, за прошлый год увеличилось в 1,8 раза, а в первой половине 2021 года по сравнению с 2020 годом — уже в 2,2 раза, в авиастроительном сегменте — в 3 раза. Средства клиентов авиакосмической отрасли на счетах банка в 2020 году увеличились в 3,8 раза. Мы уверены, что рост в этом секторе будет продолжаться и дальше.

— За последние годы военно-воздушные силы приобрели более тысячи новых боевых самолетов и вертолетов. Каковы ваши прогнозы по сохранению этой части гособоронзаказа в прежнем объеме?

— Заказы со стороны государства есть и будут обязательно, поскольку сейчас активно идут обновление и модернизация техники — в ближайшее десятилетие авиация должна вырасти и качественно, и количественно. Среднесрочные перспективы военной авиации, несомненно, связаны с программой закупки, эксплуатации и модернизации самой современной на сегодняшний день боевой машины — истребителя пятого поколения Су-57. Кроме того, на стадии разработки и планирования серийного производства находится перспективный авиационный комплекс дальней авиации, а также новые военно-транспортные самолеты различных классов. Очень активно идет оснащение всех военных частей беспилотными авиационными комплексами различной размерности и назначения, по заказу Минобороны России разрабатываются новые модели боевой и военно-транспортной техники.

Кроме того, наша военная авиация весьма конкурентоспособна на международном рынке — заказы по линии военно-технического сотрудничества России с другими странами стабильно приходят и имеют тенденцию к росту. К примеру, истребители Су-57 получили международное признание из-за тактико-технических характеристик и обладают очень оптимистичными перспективами развития и высоким экспортным потенциалом. Есть страны, которые намерены не только приобретать готовые единицы, но и развивать проекты лицензионного производства на своей территории.

Как правило, международные сделки достаточно специфичны, но мы всегда готовы и заинтересованы их рассматривать и реализовывать: как универсальный банк мы можем обеспечить по таким контрактам полный спектр услуг, связанный с внешнеторговой деятельностью и экспортными поставками.

— Каковы ваши планы по поставкам гражданских самолетов отечественного производства?

— Сегодня мы видим, что наше гражданское авиастроение фактически переживает свое «второе рождение». К настоящему моменту формируется полная линейка российских пассажирских лайнеров, которые обеспечат все виды воздушного сообщения: на магистральных линиях будет использоваться новый узкофюзеляжный МС-21, на менее загруженных региональных маршрутах уже летает SSJ-100 и скоро появится новый турбовинтовой Ил-114, который сможет приземляться на аэродромы без асфальтобетонного покрытия. Кроме того, объявлена программа развития местных авиаперевозок, что очень актуально для отдаленных регионов без круглогодичной наземной транспортной инфраструктуры, таких как Якутия, Магаданская область, Камчатка.

Однако без восстановления развитой аэродромной сети в России авиасообщение будет развиваться медленно, поэтому сегодня государство активно инвестирует в аэропортовую инфраструктуру. Коммерческим банкам такие вложения в одиночку не осилить, здесь большую роль играют также институты развития. Мы в полной мере готовы рассматривать участие в таких проектах. Кроме того, ПСБ может предложить свои компетенции в части контроля за расходованием средств, помочь в структурировании сделок и найти оптимальную финансовую схему.

— Насколько, на ваш взгляд, сегодняшняя господдержка авиаперевозок достаточна для развития отрасли?

— Сегодня в России уже выстроена достаточно разветвленная система бюджетной поддержки авиакомпаний. За счет бюджета софинансируется приобретение отечественной авиатехники, действуют льготы по лизингу самолетов и вертолетов, субсидируются региональные перелеты и развитие маршрутной сети перевозчиков. Наша лизинговая компания «ПСБ Лизинг» сейчас продолжает реализацию крупнейшего за последние несколько лет проекта по поставке отечественных пассажирских самолетов SSJ-100. В этих контрактах учтены все действующие программы господдержки, получены государственные гарантии на весь срок лизинга, что уникально для российского рынка авиационного лизинга, оптимизированы некоторые регуляторные аспекты, что все вместе дало нам возможность предоставить лизингополучателям конкурентную ставку финансирования.

— Сейчас в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) идут структурные преобразования, оптимизируется система управления предприятиями военного и гражданского самолетостроения. Насколько, на ваш взгляд финансиста, эта реформа окажется эффективной?

— С одной стороны, любая оптимизация управления эффективна с точки зрения сокращения непроизводственных издержек и использования ресурсов, в том числе финансовых, поэтому нынешняя реформа в корпорации — это позитивный тренд. С другой стороны, в этом процессе крайне важно сохранить те уникальные компетенции, которыми обладают отдельные авиастроительные предприятия и конструкторские школы. В ОАК это очень хорошо понимают, и я уверен, что будет выбран оптимальный подход к реформированию и отрасль сможет извлечь дополнительные выгоды за счет расширения производственной кооперации между различными заводами, но при этом не потеряет ту научно-технологическую преемственность, которая позволяет России занимать лидирующие позиции в списке ведущих авиационных держав мира.

Похожие преобразования не так давно были успешно проведены в «Вертолетах России», с которыми у нас активно развивается плотное сотрудничество. Это помогло повысить управляемость предприятиями холдинга, а сами заводы заметно улучшили свое финансовое положение. Для нас как кредитующего банка такая трансформация, по факту создавшая «одно окно» для взаимодействия с банком при заключении сделок с различными предприятиями холдинга, очень удобна. Нам становится проще работать и с точки зрения понимания финансового положения клиента, и в плане структурирования сделки, и в части контроля за ее исполнением.

— Кстати, о вертолетах. Каковы ваши прогнозы роста поставок отечественной вертолетной техники и как реализуются действующие контракты?

— За прошедшие годы большинство частей армейской авиации были перевооружены на новые транспортные и боевые вертолеты. В 2021 году планируется серийный выпуск нового поколения российских ударных вертолетов — первые Ми-28НМ из заказа на 98 единиц уже поступают в войска. Спрос на отечественные вертолеты всегда был большой, и сейчас он продолжает активно расти не только со стороны государства, но и со стороны коммерческих заказчиков. В частности, в сегменте гражданских вертолетов мы заключили крупную сделку с «Вертолетами России», подписали договор на поставку 29 воздушных судов Ми-8МТВ-1 и 37 «Ансат» для нужд санитарной авиации. Мы считаем это соглашение одним из важнейших для нас, так как эта сделка имеет значительную социальную составляющую: профинансированные нами вертолеты будут эвакуировать пациентов, которым требуется незамедлительное специализированное лечение, со всей России. Параллельно с этим мы уже готовим новые сделки в этом сегменте.

Отмечу, что российские вертолеты — одни из лучших в мире, поэтому спрос на них будет всегда, а новые модели будут завоевывать те ниши, которые сегодня еще заняты производителями других стран. Поэтому мы не сомневаемся в росте этого сегмента рынка и обязательно будем участвовать в его развитии.

— Насколько активно развивается сотрудничество ПСБ с предприятиями космической отрасли?

— В прошлом году мы подписали масштабные соглашения о партнерстве с ГК «Роскосмос» и активно развиваем наше сотрудничество. В настоящий момент объем кредитно-гарантийных лимитов ПСБ для предприятий корпорации составляет более 250 млрд руб. Мы участвуем в реализации множества различных проектов в отрасли, причем речь идет не только о финансировании гособоронзаказа: у «Роскосмоса» всегда много новых идей и запросов, которые мы готовы поддерживать и прорабатывать совместно с госкорпорацией. Также мы стали обслуживающим банком «Роскосмоса» по гособоронзаказу и одним из основных кредиторов аэрокосмической отрасли. По итогам реализации соглашения о партнерстве с ГК «Роскосмос» ПСБ будет комплексно обслуживать около 120 предприятий госкорпорации. Также ПСБ стал единственным обслуживающим банком такого важного объекта аэрокосмической инфраструктуры, как база в Байконуре. У ПСБ как у универсального банка широкий спектр возможностей и финансовых продуктов, в том числе розничных, которые мы можем предложить и предприятиям «Роскосмоса», и другим клиентам, которые работают на Байконуре.

— ПСБ традиционно участвует во всех крупных отраслевых форумах и выставках. Какие планы у вас на Международный авиационно-космический салон (МАКС), который начинается сегодня?

— Для нас участие в МАКС стало уже традиционным. В этом году проведем стратегические переговоры с предприятиями отрасли, примем участие в деловой программе, подпишем ряд соглашений с предприятиями вертолетостроения, самолетостроения и ракетно-космической отрасли. В рамках МАКС состоится торжественная передача первого вертолета Национальной службе санитарной авиации (НССА) из контракта на поставку вертолетов для оказания услуг медицинской помощи, о которой я уже упоминал. До конца года планируем поставить НССА еще 32 новых вертолета.

Авиация — одна из самых технологичных и капиталоемких отраслей ОПК, важнейшая составляющая российской ядерной триады, поэтому финансовая поддержка предприятий в этом секторе — наша прямая обязанность и зона наших прямых интересов. В целом у нас довольно амбициозные задачи по росту клиентской базы и объемов бизнеса в авиакосмическом сегменте: продолжим активную работу с клиентами отрасли.

Читайте также

Истории успеха
Встали на крыло
Истории успеха
Есть контракт: «Аврора» намерена заказать 19 Ил-114-300 на МАКС-2021
Истории успеха
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Истории успеха
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями