В российском ОПК занято более 2 млн человек – это больше численности населения такого крупного города, как Новосибирск. От работы этих людей зависят безопасность страны и ее инновационное развитие. Неудивительно, что подготовка кадров для оборонной промышленности – один из приоритетов Правительства РФ.
В январе 2021 года Правительство РФ выпустило Постановление № 2369, предусматривающее план подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы. В течение десяти лет из вузов, подведомственных Минобрнауки, запланирован выпуск 6,3 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием и 91,4 тыс. – с высшим. Согласно документу, Минобрнауки, Минпросвещения, Минпромторг, Госкорпорации Росатом и Роскосмос должны взять на себя выделение целевых квот в подведомственных вузах, финансирование обучения и трудоустройства выпускников в сфере оборонки.
Кадровые потребности
На сегодняшний день, по данным Минпромторга, в оборонно-промышленном комплексе занято более 2 млн человек, или 2,6% общего числа работающего населения России в возрасте от 15 лет. В ОПК входит 1281 предприятие, из них почти половина – научно-исследовательские и опытно-конструкторские подразделения, которые занимаются разработкой, испытаниями, производством, ремонтом и утилизацией вооружений. Поэтому в отрасли работают специалисты самых разных направлений и уровней подготовки: с начальным профессиональным, средним специальным, высшим образованием, а также ученые, конструкторы, рабочие, инженеры, программисты и представители десятков других профессий.
По результатам Госплана подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием для предприятий ОПК, за период с 2016 по 2020 год на целевое обучение поступили более 22,4 тыс. человек, из них 7,6 тыс. уже работают на предприятиях оборонки. Однако, как отмечал в своем докладе в ходе стратегической сессии Минпромторга по теме подготовки кадров для ОПК в конце декабря 2020 года замруководителя Федерального кадрового центра ОПК Сергей Карлов, в период 2017–2020 годов потребности предприятий оборонки иногда в три-четыре раза превышали количество студентов, поступивших на целевое обучение.
Сегодня Минобрнауки применяет новое нормативное регулирование реализации Госплана: с любым студентом независимо от курса и основы (коммерческая или бюджетная) может быть заключен целевой договор. В рамках соглашения будут предусмотрены материальное стимулирование, прохождение практики и дальнейшее трудоустройство в организациях ОПК. Как отмечают в Минобрнауки, в расчет теперь берется не абитуриент, а выпускник. И важно делать ставку не на количество поступивших, а на количество успешно закончивших обучение.
Вузы и предприятия ОПК
С 2014 года в оборонно-промышленном комплексе началось широкомасштабное сотрудничество предприятий с системой высшего образования. Этому способствовало проведение конкурса на предоставление вузами программы подготовки кадров для отрасли. Победителями стали 358 проектов из 57 образовательных организаций. Партнерами выступили более 120 организаций ОПК, а численность студентов, заявленных в проектах-победителях, составила почти 3 тыс. человек. Например, Балтийский государственный технический университет сотрудничает с такими ведущими предприятиями, как «Информационные спутниковые системы», ГОЗ Обуховский завод, «Климов», КБСМ, концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», «Балтийский завод – Судостроение». Более 85% молодых людей трудоустраиваются на профильные предприятия ОПК или на иные предприятия по полученной специализации. А МГТУ «Станкин» – базовый университет станкостроительной отрасли для подготовки кадров для ОПК – работает с Госкорпорацией Роскосмос, концерном «Алмаз – Антей», «КамАЗом» и рядом других предприятий. Кроме того, Станкин курирует вопрос развития кадрового потенциала в Научно-техническом совете ВПК РФ.
И вузы, и предприятия ОПК задумываются о новом направлении в обучении кадров – командной работе. Как считают в Станкине, сейчас в оборонной промышленности перед квалифицированными специалистами возникают настолько сложные задачи, что сотруднику в одиночку с ними не справиться. Поэтому целесообразно создавать команду, которая будет компетентна в разных профессиональных сферах и сможет подходить комплексно к решению задачи. Преимущество командной работы заключается также в том, что изменение состава группы может происходить без ущерба для работы. В IТ-отрасли командная работа (принцип agile) эффективно применяется уже много лет, и этот подход можно использовать и в военной отрасли.
Основу такой подготовки в вузе могут составить индивидуальные образовательные траектории студентов. В первые два курса студенты получают стандартный набор из базовых, рамочных и сквозных компетенций, но на втором курсе происходит профилизация согласно предполагаемым ролям в команде. При этом в команде предполагаются как традиционные роли – технолог и организатор производства, так и инновационные – промышленный дизайнер, дизайнер производственных систем и технологический предприниматель. За прошедшие шесть лет действия программ сотрудничества между вузами и предприятиями ОПК кадровый состав существенно омолодился: по данным Правительства РФ, доля молодежи до 35 лет среди работников ОПК выросла на 10% и составляет около 30%.
Федеральный кадровый резерв
Для подготовки и развития кадров высшего управленческого звена в оборонной промышленности по решению Военно-промышленной коллегии РФ в 2019 году был учрежден Федеральный кадровый резерв (ФКР). В ФКР входят генеральные и главные конструкторы, технологи, замруководителей по науке и перспективным исследованиям, руководители предприятий, директора профильных департаментов Минпромторга и структурных подразделений Госкорпораций Росатом, Роскосмос, Ростех, а также независимые и внешние директора в органах управления предприятий ОПК.
Основная цель ФКР – сохранение преемственности, повышение качества корпоративного управления и уровня профессиональной подготовки. Обучение топ-менеджеров для Федерального кадрового резерва проводят в том числе в академиях, созданных при госкомпаниях. Например, в Академии ПСБ представлены программы дополнительного образования для военнослужащих и сотрудников оборонно-промышленного комплекса, а также коммерческие образовательные программы – МВА, сетевые магистерские программы в сотрудничестве с ведущими университетами. По словам старшего вице-президента, директора дирекции по внешним связям ПСБ Веры Подгузовой, сегодня в Академии ПСБ учатся почти 300 человек, до конца года обучение пройдет порядка 1000 человек. «В перспективе планируется заключение договоров о практической подготовке обучающихся с ведущими вузами страны, что позволит отобрать и привлечь на ранней стадии лучшие молодые кадры для банка и предприятий ОПК, сформировать кадровый резерв для собственных нужд и предприятий партнеров. Пилотным проектом стало подписание соглашения об открытии базовой кафедры с Финансовым университетом при Правительстве РФ», – отмечает Вера Подгузова.
По словам заместителя председателя Правительства РФ Юрия Борисова, программы академий знакомят будущих директоров и генеральных конструкторов с передовым опытом управления. А по итогам обучения слушатели защищают перед главами корпораций конкретные проекты, заказчиками которых выступают предприятия ОПК. Так, в конце прошлого года в Академии Ростеха стартовало обучение 55 сотрудников ОПК по программам стратегического менеджмента, маркетинга, управления проектами, экономики, управления персоналом и командами. По его результатам участники разработали проекты, например «Создание сети центров адронной терапии в РФ», «Разработка бизнес-плана российского инновационного центра циклолетной техники «Циклон», «Импортозамещение судового оборудования». Проекты защищались перед экспертным жюри. По словам проректора по обучению и развитию Академии Ростеха Ольги Балашовой, в организации обучения пришлось многое менять и постоянно искать новые нестандартные решения: технические, методологические, контентные. В 2021 году Академия Ростеха начала разработку и пилотирование программ по развитию цифровых компетенций. По словам гендиректора Академии Елены Романовой, современным предприятиям нужны сотрудники не только с профессиональными навыками, но и носители знаний, умений и навыков, которые позволят успешно реализовывать любые профессиональные задачи в цифровой среде.
Образование для рабочих профессий
В советское время военная промышленность имела мощную сеть институтов повышения квалификации (ИПК), которая поставляла отрасли до 80% кадров. ИПК обладали хорошей материально-технической базой, квалифицированными специалистами, изучали наиболее прогрессивные методы работы передовых предприятий и транслировали опыт на всю отрасль. Сегодня ИПК трансформировались в систему дополнительного профессионального образования (ДПО), которая обучает рабочих, специалистов и руководителей навыкам, необходимым непосредственно на производстве. Система ДПО объединяет более 120 учебных центров, ежегодно выпускающих свыше 80 тыс. специалистов. Учебные центры находятся при оборонных предприятиях. Сегодня существует более 2 тыс. программ для рабочих специальностей и свыше 600 для руководителей и специалистов. Также ведется активная работа с кадрами по подготовке и переподготовке кадров.
Кроме того, представители рабочих специальностей предприятий оборонно-промышленного комплекса участвуют в федеральных конкурсах, например, в WorldSkills Russia, Всероссийском форуме рабочей молодежи, соревновании рабочих специальностей «Лучший по профессии», который проводится по пяти наиболее востребованным профессиям. Для сотрудников оборонки проводится ряд региональных конкурсов, например, с 2018 года по инициативе губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева был организован конкурс «Лучший молодой работник организации ОПК», в котором участвуют более половины оборонных предприятий региона.
Диверсификация производства в сторону увеличения объемов производства гражданской продукции создала новые вызовы для системы образования: до последних пор на оборонных предприятиях не было специалистов, умеющих работать на гражданских направлениях, а также системы подготовки и даже подбора кадров под задачи диверсификации. Сегодня для успешной реализации программы диверсификации необходимы кадры, которые вузы не готовили ранее для оборонки: маркетологи, разработчики программ продвижения высокотехнологичной гражданской продукции, коммерческие директора. Обучение по данным направлениям уже успешно реализуется во многих учебных центрах, созданных при предприятиях оборонной промышленности: Госкорпорациях Росатом, Ростех, Роскосмос, а также в центрах дополнительного образования.