Судостроение является краеугольным камнем промышленности Санкт-Петербурга, объединяя более 40 предприятий, включая крупнейшие верфи и проектные бюро.
На долю судостроительной отрасли Северной столицы приходится свыше 20% от общего объема машиностроительной продукции города, и, согласно прогнозам, к 2030 году этот показатель достигнет 30%. Как отметил губернатор Александр Беглов, эта отрасль является для города ведущей, обеспечивая занятость для 60 тысяч человек, а портфель заказов сформирован на годы вперед.
Динамика развития отрасли впечатляет: в 2024 году петербургские верфи передали заказчикам 13 судов и кораблей и столько же спустили на воду. На сегодняшний день в различных стадиях строительства находится около 60 кораблей и судов. Важность судостроения была официально закреплена в обновленной Стратегии социально-экономического развития города до 2035 года, где оно впервые обозначено как одна из приоритетных отраслей.
О стратегических направлениях развития отечественного кораблестроения высказался глава КППИТ Александр Ситов. В рамках форума стратегов он выделил три ключевых принципа: автоматизация, стандартизация и государственная поддержка с планированием, направленные на создание флота под конкретные задачи экономики России. Александр Ситов подчеркнул, что в первую очередь необходимо создавать технологии и рабочие места. Он также отметил, что все проекты в судостроении очень длинные и нужны «дешевые» деньги, а увеличение серийности строительства позволит снизить стоимость судов и повысить перспективность проектов.
Среди инструментов для кратного увеличения темпов строительства – реализация принципа «распределенной верфи», внедрение крупноблочного метода и комплексная цифровизация. Особое внимание уделяется обратному инжинирингу, который в условиях импортозамещения позволяет оперативно создавать цифровые копии узлов для их модернизации или ремонта.
Знаковые проекты петербургских корабелов.
Ярким примером мощи петербургского судостроения стал спуск на воду 14 августа 2025 года на «Северной верфи» фрегата «Адмирал Амелько». Это головной модернизированный корабль проекта 22350 с большим водоизмещением и значительно увеличенным количеством ударного вооружения. Участие в его закладке принимал Президент России. Эти фрегаты способны действовать против авианосных групп, обеспечивать ПВО, поддерживать десант и решать широкий спектр задач.
Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) также демонстрирует уникальные компетенции. 24 апреля 2025 года здесь был спущен на воду корабль противоминной обороны «Полярный» – десятый в серии проекта 12700 «Александрит». Этот тральщик является сверхсовременным благодаря технологии, не имеющей аналогов в мире. Его корпус выполнен из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Такой корпус легче и прочнее металлического, не подвержен коррозии и имеет практически неограниченный срок службы.
Особого внимания заслуживает вклад СНСЗ в развитие гражданского и туристического флота. Для обеспечения водного сообщения с Кронштадтом в рамках проекта «Остров фортов» завод построил серию пассажирских катамаранов. Уже запущены в эксплуатацию суда проекта 04580 «Котлин» – принципиально новые скоростные суда, созданные с учетом особенностей акватории Петербурга. Всего на линии будут работать шесть таких катамаранов, названных в честь кронштадтских фортов. Четыре судна уже перевозят туристов и местных жителей.
Параллельно СНСЗ реализует строительство четырех катамаранов серии 04710 «Соммерс», три из которых уже спущены на воду, включая «Габион», спущенный 22 июня 2025 года. Эти суда предназначены для экскурсионных маршрутов вокруг фортов Кронштадта и сообщения с островными фортами «Кроншлот» и «Император Александр Первый», не имеющими сухопутной связи. Как отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков, внутренние заказы на современные суда играют ключевую роль в развитии отрасли, укрепляя компетенции судостроителей в гражданском сегменте и открывая новые перспективы для туризма.
Подготовка кадров: образование как фундамент отрасли.
Активная кадровая политика властей города позволила значительно сократить количество вакансий в промышленности Петербурга, привлекая на оборонные предприятия тысячи специалистов. На сегодня в промышленном секторе насчитывается около 6500 вакансий.
Для системного решения кадрового вопроса в городе создана эффективная система подготовки. По словам губернатора Беглова, в 2024 году прием в колледжи по востребованным специальностям по запросам кораблестроителей был увеличен почти на 9%. С 2023 года работает образовательно-производственный кластер «Судостроение», созданный в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В его состав входят Колледж судостроения и прикладных технологий (базовый), Невский колледж им. А.Г. Неболсина, Морская техническая академия имени адмирала Д.Н. Сенявина и Петровский колледж.
Флагманом среднего профессионального образования в этой сфере является Колледж судостроения и прикладных технологий, который 1 сентября открылся после масштабной реновации. Площадь здания практически удвоилась, что позволило разместить новые учебные классы, мастерские и даже бассейн. Неудивительно, что по итогам приемной кампании 2025 года колледж вошел в тройку самых популярных в городе, получив более 6300 заявлений абитуриентов. Вице-губернатор Ирина Потехина назвала его одним из двух «роскошных совершенно новых колледжей», которые кардинально преобразились в рамках программы обновления.
Работа ведется и со школьниками. По поручению Президента в Петербурге открываются инженерные классы, и, как сообщил Александр Беглов, 27 таких классов созданы по направлению «судостроение». Ведущие предприятия, такие как «Северная верфь», присоединились к федеральному проекту «Билет в будущее», направленному на профориентацию школьников. Предприятие также поддерживает тесные связи с вузами, организуя производственную практику и целевое обучение в Морском техническом университете, который станет резидентом «Технологической долины» на юге города.
Таким образом, судостроительная отрасль Санкт-Петербурга демонстрирует уверенный рост, опираясь на реализацию масштабных проектов, таких как модернизация «Северной верфи», и системную работу по подготовке высококвалифицированных кадров, гарантируя себе лидирующие позиции на десятилетия вперед.