«Ракеты», «Кометы», «Метеоры» и другие пассажирские суда на подводных крыльях стали визитной карточкой советской промышленности в 1960-х годах. Проследим путь успешной технологии: от секретных военных разработок до серийного производства.
«Я в восхищении», – сказала британская королева Елизавета II после пятнадцатиминутной поездки с мужем по Темзе из Гринвича в Вестминстер на регулярном рейсе советской «Ракеты» в мае 1975 года. СССР в то время был однозначным лидером в производстве пассажирских судов на подводных крыльях (СПК) и продавал их во многие страны мира, не только в Великобританию. В иностранных портах собирались толпы, чтобы посмотреть на новое русское чудо, хотя совсем незадолго до этого технологии, использовавшиеся в строительстве СПК, считались совершенно секретными.
От идеи до испытаний
А началась эта история в сборочном цехе танков Т-34 на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово». Именно в этот цех в октябре 1941 года был распределен после защиты диплома молодой инженер и уже достаточно опытный моряк-любитель Ростислав Алексеев. Буквально через несколько дней после распределения Алексеев направляет наркому ВМФ Кузнецову рапорт с предложением реализовать свой дипломный проект – построить военный вариант глиссера на подводных крыльях грузоподъемностью 16 т.
Сама по себе идея использовать подводные крылья, поднимающие при разгоне судно над водой и увеличивающие таким образом его скорость, к тому времени была совсем не нова. Первые попытки применить ее на практике предпринимались еще в конце XIX века, а в первой половине XX века подобные разработки велись и в Советском Союзе, и в Германии, и в других странах, но полученные результаты не оправдывали ожиданий.
Однако Алексеев предложил конструкцию малопогружных подводных крыльев, что обеспечило его судам устойчивость, проходимость на мелководье, а в итоге и широкое применение. Но все это было чуть позже, а пока его рапорт был отклонен наркоматом ВМФ с формулировкой о том, что предложенная конструкция «ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачу».
Зато в способности молодого инженера поверило руководство «Красного Сормова», предоставив ему возможность вести свои разработки в свободное от основных обязанностей время. Затем при заводе была создана специальная рабочая группа, а позже и лаборатория СПК, которая, правда, в первые годы своего существования представляла собой небольшой сарай на понтонах у заводского затона.
Алексеев доработал предложенную им в дипломной работе конструкцию, и результатом стали проведенные в 1943 году испытания модели катера А-4. Еще через два года на воду был спущен катер А-5, развивавший скорость до 80 км/ч. Это было «первое в СССР судно на подводных крыльях, давшее положительный результат и способное найти широкое практическое применение», как его оценивал заводской отчет. Новая разработка заинтересовала военных, и лаборатории было поручено поставить на подводные крылья торпедные катера серии 123-бис, с чем она успешно справилась, за что в 1951 году ее коллектив получил Сталинскую премию.
Для королевы и не только
Но Алексеев всегда хотел строить гражданские суда и одновременно с работами над торпедными катерами разрабатывал гражданские СПК. Здесь проявилась одна из многих уникальных особенностей этого конструктора. То, что обычно в оборонной промышленности происходит под давлением экономических, политических или административных обстоятельств – применение военных технологий и производственных мощностей для производства гражданской продукции, – он делал по собственной инициативе. Даже его дипломный проект «Торпедный катер на подводных крыльях и его пассажирский вариант-схема А-4», как уже следует из названия, имел гражданский «прицел». Позже, уже занимаясь военными экранопланами, Алексеев также параллельно проектировал пассажирские версии этих машин.
Первый эскиз речного СПК на 60 пассажиров появился еще в 1949 году, но воплотить свои гражданские проекты в жизнь Алексеев смог только в конце 1950-х, когда с технологий подводных крыльев сняли секретность, а перед советской промышленностью была поставлена задача догнать производителей из капиталистических стран. В то время в Швейцарии, на озере Маджоре, уже действовала первая пассажирская линия, обслуживаемая СПК.
Благодаря уже имевшимся наработкам, задача была выполнена в кратчайшие сроки. Практические работы над первым советским СПК начались в 1955 году, а уже в мае 1957-го первая «Ракета» вышла в опытный пассажирский рейс. А к середине 1970-х в СССР эксплуатировалось уже около 1500 катеров на подводных крыльях и более 500 теплоходов – «Ракет», «Метеоров» и «Комет». Еще около 900 СПК советского производства ходили под иностранными флагами в 17 странах мира. И это был уже не просто успех, а настоящий триумф, причем мирового значения.
Основной производственной базой для советских пассажирских СПК оставался работавший на «оборонку» завод «Красное Сормово». И сормовчане, делавшие куда более сложную продукцию, например атомные подводные лодки, гордились тем, что выпускают эти речные «лайнеры». СПК сравнивали со стремящимися оторваться от земли самолетами, и в общем-то вполне по праву. Видимо, не случайно одним из первых испытателей речных «Ракет» был легендарный летчик Михаил Девятаев, бежавший во время войны из плена на угнанном бомбардировщике. Даже искушенный в скоростной технике авиаконструктор Туполев не удержался от того, чтобы «порулить» алексеевским «Метеором» во время демонстрации судна в 1961 году.
Новая жизнь
Корабли на подводных крыльях продолжали строить и для советского военного флота. Что интересно, технологии, которые при этом использовались, отрабатывались на гражданских судах, то есть имела место своего рода «обратная конверсия». В 1969 году было построено экспериментальное судно «Тайфун», которое затем усиленно эксплуатировали на пассажирских линиях для того, чтобы полученные таким образом технические данные применить потом при строительстве малых ракетных кораблей «Ураган».
В 1990-х годах, уже после запуска в массовое производство второго поколения пассажирских СПК, эта история, как и многие другие в то время, прервалась. Однако не закончилась. В 2017 году на воду было спущено первое судно новой серии «Комета 120М», разработанное ЦКБ по СКП им. Р. Е. Алексеева, которое когда-то выросло из той самой маленькой лаборатории при заводе «Красное Сормово». Теперь «Кометы» курсируют на линии между Севастополем и Ялтой, так что история продолжается. И вполне возможно, что у британской королевы вновь появится возможность прокатиться по Темзе на новом крылатом лайнере.