ПСБ: создаем уникальные решения для российского судостроения
Истории успеха

ПСБ: создаем уникальные решения для российского судостроения

ПСБ: создаем уникальные решения для российского судостроения

Достижение технологического суверенитета является одной из ключевых задач отечественной промышленности и судостроительной отрасли, в частности. Для этого необходимы как организационные преобразования, так и модернизация имеющихся мощностей. Как опорный банк российского оборонно-промышленного комплекса помогает судостроительным предприятиям решать стоящие перед ними задачи, газете «Show-daily МВМС-2023» рассказывает первый заместитель председателя ПСБ Олег Минаев.

— ПСБ является крупнейшим финансовым партнером для предприятий отрасли. Как изменились объемы финансирования судостроения России за последние три года?

— Мы продолжаем развивать сотрудничество с предприятиями судостроительной отрасли и на протяжении нескольких лет стабильно увеличиваем объемы кредитования предприятий в рамках различных нормативно-правовых актов Правительства РФ и собственных программ банка. За три года кредитный портфель ПСБ по отрасли вырос более чем в восемь раз.. Схожими темпами увеличивается число контрактов ГОЗ и объем средств по ним на банковском сопровождении ПСБ. Доля банка на рынке кредитования судостроителей сейчас превышает 50%, по отдельным холдингам этот показатель еще выше.

Все наши клиенты выполняют задачи, напрямую влияющие на обороноспособность и технологический суверенитет страны, и строят одни из лучших, а зачастую совершенно уникальные корабли. Кредитные продукты ПСБ позволяют гибко настраивать условия финансирования, в том числе обеспечить льготные ставки. Благодаря этому предприятия могут эффективно использовать наши продукты для решения поставленных перед ними задач. Но реализация таких проектов с участием банка невозможна без целевой бюджетной поддержки со стороны государства. Ярким примером такой поддержки являются программы обновления рыбопромыслового и краболовного флота, реализуемые по концепции «Квота под киль», когда победитель аукциона по квоте на добычу определенного биоресурса обязуется заказать на российских верфях соответствующее количество судов.

— Какие перспективы у российского судостроения вы видите сейчас? И как повлияли санкции на развитие отрасли?

— Судостроительная отрасль обладает колоссальным научно-техническим и производственным потенциалом. На мощностях отечественных предприятий строятся новейшие военные корабли и подводные лодки, ледокольные, научно-исследовательские, грузовые и пассажирские суда различных типов и многое другое. Мы видим растущий интерес со стороны государственных и частных заказчиков к новым кораблям и судам отечественного производства. По некоторым направлениям судостроения Россия является одним из признанных мировых лидеров. В первую очередь речь, конечно, идет о строительстве уникальных атомных ледоколов, два из которых, «Урал» и «Якутия», строятся Балтийским заводом при активной финансовой поддержке ПСБ.

Санкционные ограничения ускорили процессы развития наших верфей, обучения специалистов, разработки и внедрения импортонезависимых узлов и агрегатов, в некоторых случаях потребовали от предприятий срочной перепроектировки отдельных элементов судов с учетом импортозамещения или изменений в логистических цепочках. Все это показывает важность развития не только собственных верфей, но и всей цепочки кооперации.

— Какую роль в модернизации отрасли играет ПСБ как опорный банк гособоронзаказа и ОПК?

— Модернизация и оптимизация имеющихся производственных мощностей судостроительных и судоремонтных предприятий на сегодняшний момент является, наверное, одной из самых главных задач, так как без этого невозможно выполнение амбициозных планов, сформулированных в Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Учитывая высокую капиталоемкость этих мероприятий, предприятия сталкиваются с нехваткой собственных средств на их реализацию, в результате чего они вынуждены обращаться за заемными средствами.

ПСБ обладает широкой линейкой банковских продуктов, в том числе предоставляет финансирование на цели технического перевооружения производства, строительства или рекоÝструкции производственных площадок. При этом мы не только предоставляем классические кредитные и транзакционные продукты, но и структурируем сделки с учетом специфики производственных процессов каждого предприятия. В случае, если клиенту требуется адаптация банковского продукта под конкретный проект, мы стремимся оперативно найти соответствующее решение.

— Промышленные предприятия сейчас активно развивают отношения с дружественными странами, в том числе с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Как вы считаете, насколько это актуально для судостроения? На каких рынках, по вашему мнению, есть хорошие перспективы для отрасли? Готов ли банк поддерживать отрасль в выходе на новые рынки?

— Судостроительные предприятия понимают иностранные рынки, готовы адаптировать продукцию под потребности заказчиков, что вместе с технико-эксплуатационными характеристиками изделий способствует формированию их экспортного потенциала. Благодаря многолетнему опыту успешной реализации международных проектов в ПСБ сформирован центр экспертизы в области структурирования и выпуска сделок по международному финансированию. Банк может предложить предприятиям, в том числе из судостроительной отрасли, и их покупателям полный набор инструментов и решений для комплексной поддержки экспортных и импортных операций с дружественными странами: кредитование экспортера и импортера, кредитование иностранного покупателя и иностранного банка, аккредитивы и гарантии, международный факторинг, синдицированное кредитование, в том числе с использованием государственных программ поддержки экспорта и импорта.

— Это несмотря на включение банка в санкционные списки?

— Да, все процессы ПСБ были адаптированы к работе в новых условиях. Банк обладает развитой инфраструктурой по сопровождению операций ВЭД с дружественными странами, в случае необходимости прорабатывает новые маршруты платежей, исходя из задач, которые ставят клиенты.

Мы также используем государственные программы поддержки экспорта и импорта, которые позволяют банку кредитовать предприятия, ведущие ВЭД, на льготных условиях. В качестве таких программ отмечу постановление Правительства РФ о господдержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и программу Банка России рефинансирования кредитов с обеспечением в виде страхового покрытия АО «ЭКСАР».

— Какие еще механизмы государственной поддержки востребованы сейчас предприятиями отечественного судостроения?

— Механизмы государственной поддержки в целом имеют важное значение для успешной реализации проектов в судостроительной отрасли, в том числе с привлечением заемного финансирования. ПСБ принимает участие в финансировании предприятий в рамках таких инструментов, разрабатывает соответствующие банковские продукты. Это позволяет формировать предложение, которое максимально полно соответствует интересам предприятий.

Банк активно участвовал в финансировании судостроительных проектов в рамках госпрограммы «Квоты под киль» и программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта. Сейчас рассматриваем ряд проектов компаний судостроительной отрасли по выпуску продукции гражданского назначения c финансированием по льготной ставке и использованием государственных мер поддержки.

Кроме этого, в рамках госпрограмм опережающего финансирования ПСБ обеспечивает снижение финансовой нагрузки на клиентов. Важно, что использование такого финансирования позволяет сокращать сроки поставки изделий заказчикам.

— В рамках инициативных разработок российских инженеров сейчас появляются различные интересные с кораблестроительной мысли проекты. Во многом они уникальны и могут быть использованы в самых различных сферах народного хозяйства, туризма и, конечно, в интересах обороны страны. Интересны ли банкам проекты по созданию совершенно новых надводных и подводных кораблей — кораблей будущего?

— Судостроительная отрасль имеет свои уникальные особенности: высокую степень наукоемкости и технологическую сложность выпускаемой продукции. Благодаря этим факторам судостроение является одним из «двигателей» отечественной экономики, поскольку требует создания значительных цепочек коопераций при производстве конечной продуÛции, обеспечивая заказами предприятия смежных отраслей, а также стимулирует инвестиции в НИОКР. Сегодня российские судостроители могут обеспечить производство практически всей номенклатуры судов и морской техники как гражданского, так и военного назначения. Как я уже отмечал, отечественные предприятия зачастую создают корабли, не имеющие аналогов в других странах. При этом отрасль сталкивается и с определенными сложностями, в том числе с потребностью модернизировать производственные мощности. Безусловно, ПСБ как опорный банк ОПК стремится оказывать судостроителям поддержку в таких проектах.

— В российском судостроении заняты тысячи высококлассных профессионалов — инженеров, проектировщиков, разработчиков. Создание конкурентных условий труда и развитие программ долгосрочной мотивации играет определяющую роль в привлечении и удержании профессионалов в отрасли сегодня и в будущем. Как вы считаете, какие механизмы удержания и мотивации сотрудников наиболее эффективны?

— Вопросы развития кадрового потенциала ОПК обсуждаются сейчас на самом высоком уровне. Для россиян, которые ищут работу, государство предоставляет бесплатное образование, дополнительное профессиональное обучение для последующего трудоустройства в компаниях оборонно-промышленного комплекса. Предприятия, со своей стороны, прорабатывают различные стимулирующие меры, например, по внедрению новых технологий и разработок, по организации отдыха.

Для ПСБ также важное значение имеет поддержка отрасли в создании привлекательных условий труда для удержания высококвалифицированных кадров. Вместе с предприятиями ОПК мы разрабатываем инструменты повышения мотивации сотрудников. Одним из таких механизмов стала программа банка по финансированию проектов строительства жилья для сотрудников предприятий отрасли. Использование непрофильных активов предприятий ОПК в строительстве жилья и механизмов бюджетного финансирования строительства инфраструктуры, снижение девелоперской надбавки — все это позволяет обеспечить более низкую себестоимость возводимого жилья и, соответственно, предложить для сотрудников предприятий ОПК более привлекательную цену в сравнении с базовыми условиями.

— Какие проекты для судостроительных компаний планируете реализовать по этой программе?

— Мы активно прорабатываем с предприятиями ОПК проекты по строительству жилья по всей территории страны, в том числе с нашими клиентами в судостроительной отрасли. В настоящее время в Северодвинске ведется строительство жилого дома на 234 квартиры для сотрудников Центра судоремонта «Звездочка», начинаются земельные работы в проекте для СПО «Арктика», где планируется обеспечить жильем около 130 сотрудников. Кроме того, ведем переговоры с крупнейшим судостроительным предприятием АО «Севмаш», и прорабатываются вопросы строительства дома на 200 квартир с Выборгским судостроительным заводом.

— Какие планы работы у ПСБ на Международном военно-морском салоне – 2023?

— У нас запланирован очень насыщенный график встреч и переговоров, будем обсуждать с предприятиями отрасли и государственными структурами действующие и новые проекты. Рассчитываем на форуме заключить ряд соглашений о сотрудничестве с нашими стратегическими партнерами. Уверен, что для всех заинтересованных в развитии отрасли Военно-морской салон пройдет очень продуктивно.

Читайте также

Истории успеха
Как ускорить импортозамещение электротехнической продукции в России
Истории успеха
Дмитрий Савицкий: «Алмаз-Антей» разработал отечественные «мозги» для дронов
Истории успеха
Покорители космоса
Истории успеха
Итоги года корабелов 2023: Выборгский судостроительный завод