Рынок гражданских беспилотников в России: прогнозируется взлет
Истории успеха

Рынок гражданских беспилотников в России: прогнозируется взлет

Рынок гражданских беспилотников в России: прогнозируется взлет

Приход глобального сетевого высокотехнологичного рынка AeroNet неизбежен, он рождается на наших глазах – здесь и сейчас.

Постоянно находящийся в воздухе и на низких орбитах флот из беспилотников, малых космических аппаратов и других летательных средств, координируемых с помощью цифровых технологий, обещает в скором времени предоставлять пользователям широчайший спектр услуг. Для России сегодня вызов в этой сфере состоит в одном: создать передовое законодательство и базу стандартов, чтобы как можно скорее начать коммерциализировать технологические наработки.

Согласно прогнозам АНО «Аналитический центр «Аэронет», объем мирового рынка беспилотных авиационных систем (БАС) и их услуг к 2035 году может достигнуть более $200 млрд. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более $35–40 млрд.

В настоящее время российский сегмент БАС оценивается в 2% мирового, его емкость, по разным оценкам, варьируется от 5 до 10 млрд руб. в год. При этом потенциал рынка оценивается в более чем $1 млрд. К 2025 году объем российского рынка может включать 2,5 млн устройств и составлять около 3% общемирового, в воздухе над территорией России будут постоянно находиться не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов.

Если говорить о сферах применения беспилотной авиации, эксперты «Аэронет» выделяют четыре крупных сегмента: дистанционное зондирование земли и мониторинг, транспорт, поиск и спасение, связь и телекоммуникации.

Сегодня гражданские беспилотники успешно применяют в поисково-спасательной деятельности, различных видах мониторинга, сельском хозяйстве, геодезии и картографии, строительстве, телекоммуникации и нефтегазовом секторе. Основными потребителями продуктов и услуг выступают государственные и муниципальные организации и ведомства. В России на сегодняшний день БАС в своей работе используют МЧС, МВД, Росгвардия, ФСБ и целый ряд крупных потребителей и заказчиков в промышленности.

Самая ожидаемая сфера применения БАС в будущем – беспилотная логистика. Для России с ее огромными территориями, районами экстремального климата, сложным рельефом и отсутствием равномерно развитой транспортной инфраструктуры этот рынок может дать впечатляющие результаты.

Первые реальные шаги на этом пути уже сделаны. Пример – «Почта России», для которой беспилотные технологии – действенный способ удешевить доставку. Крупнейший российский оператор почтовых услуг активно работает с разными поставщиками беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и проводит полевые испытания. Так, в июне 2021 года компания сообщила об успешном проведении испытаний трех видов БЛА, доставивших грузы весом от 10 до 750 кг на расстояния от 60 до 550 км. Эксперименты проходили на Ямале и в Казани. Большой пилотный проект оператор намерен реализовать с производителями БЛА разного типа на Чукотке и Камчатке, в ЯНАО и ХМАО: предстоит протестировать и экономику, и сами аппараты, и наземную инфраструктуру, и навигацию, и экспериментальные правовые режимы регулирования. Цель проекта – выработать модель, по которой будет работать беспилотная доставка. Пилотный запуск состоится на Чукотке, первые тесты пройдут до конца 2021 года, а в 2022 году планируется запустить новое авиационное отделение, чтобы отдаленные населенные пункты могли вовремя получать грузы. Инвестиции в проект составят 340 млн руб. Проблемой для «Почты России» пока остается экономика: необходимо работать над сокращением стоимости владения и жизненного цикла летательных аппаратов в целом, создавать и поддерживать инфраструктуру, развивать сети для управления аппаратами. Окупить инвестиции оператор рассчитывает при масштабировании бизнеса в течение нескольких лет.

Успешный эксперимент в области беспилотной логистики провела в декабре 2020 года и компания «Газпромнефть», испытав БЛА для перевозки проб нефти на Южно-Приобском месторождении Ханты-Мансийского автономного округа. Дрон грузоподъемностью до 7 кг преодолел дистанцию беспосадочного перелета свыше 40 км при максимальной высоте полета 200 м. Показано, что применение дронов позволит вдвое сократить время доставки груза по сравнению с наземным транспортом, а также обеспечит стабильность перевозок проб нефти в любое время года.

Барьеры

Факторов, влияющих на использование БАС на отечественном рынке, несколько: законодательство и нормативно-техническое регулирование, вопросы безопасной интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в воздушное пространство и меры государственной поддержки. Развитие рынка БВС-логистики могут сдерживать чисто технологические барьеры – отсутствие надежных грузоподъемных беспилотников преимущественно вертикальных взлета и посадки, отсутствие технических средств, гарантирующих наблюдение БВС диспетчером в контролируемом воздушном пространстве, недостаточная автономность грузового БВС.

Снятие законодательных ограничений – первоочередной вопрос для рынка AeroNet в России. Эксперты отрасли указывают на необходимость дополнительного внимания к регулированию деятельности операторов гражданских БАС в рамках воздушного законодательства РФ, созданию регулятивных условий для применения БАС в отдельных сферах экономики (геодезия, картография, кадастровая деятельность), снятия избыточного режима секретности (к примеру, на получение разрешения на аэрофотосъемку уходит до 30 дней).

Шаги в развитии нормативной базы уже предпринимаются. Так, правительством РФ утверждена разработанная рабочей группой «Аэронет» НТИ «дорожная карта», в которой перечислены основные нормативные правовые акты, которые предстоит разработать либо актуализировать в интересах развития отрасли. В отдельных направлениях уже удалось продвинуться: к примеру, Научно-исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» выполнил масштабную работу по разработке «Программы совершенствования нормативного обеспечения создания и испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами на 2019–2030 годы». За минувшие годы были введены упрощенные нормы регулирования: недавно отменено лицензирование беспилотников весом до 30 килограммов, что снижает административные барьеры, стимулирует развитие деятельности предприятий и облегчает вывод на рынок их продукции. Ранее существенные послабления введены в части использования небольших беспилотников, выполняющих полеты на малых высотах, в пределах прямой видимости, вне населенных пунктов и вдали от аэродромов.

Необходимость регистрировать БВС массой до 30 килограммов, конечно, является барьером, но для упрощения жизни владельцев таких дронов созданы электронные сервисы, позволяющие пройти все процедуры дистанционно в сжатые сроки. Достаточно обратиться на сайт «Госуслуги» либо воспользоваться специальным порталом Росавиации.

Однако впереди еще много работы. Пока не разработаны сертификационные требования и методы оценки соответствия для гражданских БВС. Недостаточно проработаны нормы по разработке, производству и испытаниям БВС, малоразмерных двигателей, бортового и наземного оборудования. Предстоит создать нормативную базу для БВС со взлетной массой свыше 30 килограммов.

Говоря о сертификации БАС, стоит напомнить, что Авиационные правила в этой части уже приняты, однако они определяют только порядок сертификации. Необходимо еще одобрить нормы летной годности, методы определения соответствия этим нормам летной годности и целый ряд нормативно-технических актов. Пока же, в отсутствие установленных требований, сертификация тяжелых гражданских беспилотников осуществляется на основании сертификационного базиса. Первым прецедентом стала сертификация дрона вертолетного типа ВТ 45 разработки компании «Радар ммс». Проходит процедуру сертификации беспилотная авиационная система «Орион» самолетного типа, созданная в компании «Кронштадт», которая тем самым подтвердила готовность продвигать беспилотные технологии, разработанные изначально в интересах военного ведомства, на гражданский рынок.

Проект RUTM-1

Еще одна насущная задача – интеграция БВС в единое воздушное пространство с пилотируемой авиацией. Для ее решения в 2019 году в России был запущен проект RUTM-1, который позволит в автоматизированном режиме выделять для беспилотников воздушное пространство, соблюдать безопасные интервалы между воздушными судами и предупреждать конфликты в воздухе, а также создавать зоны совместного аэронавигационного и информационного обслуживания как беспилотной, так и пилотируемой авиации. Проект прорабатывается компанией «Астра» в кооперации с партнерами.

Шаг к реализации безопасной интеграции дронов в единое воздушное пространство – легкие и компактные транспондеры. Благодаря такому оборудованию, устанавливаемому на борт БЛА, можно отслеживать траекторию полетов БВС в режиме реального времени. Уже создано оборудование, использующее обычные сотовые сети. Компания «Аэроскрипт» разработала бортовой LTE-ответчик AST-401 для дронов, который позволит проводить электронную идентификацию БВС.

Также решение от «Аэроскрипта» должно помочь в решении проблемы длительного срока согласования разрешений на полеты БЛА. Невозможность выполнить полет сразу по получении заявки от клиента критически тормозит развитие новых видов бизнеса, оказывающего услуги с помощью БВС. «Аэроскрипт» представил цифровую платформу «Небосвод», позволяющую автоматизировать подачу заявок, их согласование, получение разрешения на полет БВС. Платформа способствует ускорению процесса, в том числе по части обмена информацией между внешним пилотом и заинтересованными пользователями, провайдером и муниципалитетами. В настоящее время на базе «Небосвода» реализуется сервис по предоставлению данных наблюдения авторизированным пользователям, в частности, заинтересованным органам, для мониторинга воздушной обстановки. Платформа доступна в тестовом режиме во всех регионах России.

Российские разработчики

Сегодня в России разработками в области беспилотной авиационной техники занимаются около 200 государственных и частных предприятий – от крупных самолетных и вертолетных фирм до небольших конструкторских групп. Крупных игроков немного – лишь единицы насчитывают в штате больше 100 сотрудников, ряд из них работает в интересах оборонного ведомства. Как правило, гражданские БВС классифицируются по взлетной массе. Условно существует четыре группы: микро, мини, миди и тяжелые.

Российские разработчики предлагают продукты практически во всех весовых категориях, в ряде случаев они не уступают в техническом отношении лучшим мировым образцам.

Помимо уже известных производителей на рынок начинают выходить новые, весьма амбициозные игроки. Среди недавних премьер – беспилотники вертолетного типа SmartHELI совместной разработки компаний «Авиационные вспомогательные системы» и «Аэромакс». Партнеры разрабатывают сразу три семейства беспилотников SH-350, SH-450 и SH-550, отличающиеся грузоподъемностью и продолжительностью полета. Так SmartHELI-350 с максимальным взлетным весом 350 кг уже успешно испытан в Арктике при выполнении ледовой разведки, на его основе построено целое семейство беспилотных систем под различные задачи: модификация SH-350G – под выполнение геофизических исследований, SH-350R – для поисково-спасательных миссий и т.д. Аппараты SH-450 и SH-550 со взлетной массой 450 и 550 кг и продолжительностью полета до 6 и 7,5 часов соответственно станут основой еще двух линеек беспилотных систем различного назначения.

На подходе – создание пассажирских авиатакси и машин для беспилотной транспортной авиации, которые будут возить  1,5–3 тонны груза на расстояние в сотни километров. По мнению экспертов, уже в этом десятилетии беспилотники будут оказывать до 20% транспортных услуг.

Внедрение БЛА – это не вопрос десятилетий. Это быстро растущая индустрия. У нас от точки получения груза до поселения может быть 94 км, из которых 20 км по болоту, а 60 км – по воде или по зимнику и больше никак. Для таких мест БЛА – это, конечно, решение.  Максим Акимов генеральный директор АО «Почта России»

В настоящее время при создании БАС и БВС используются в основном нормативные документы, регламентирующие деятельность в области пилотируемой авиации. Своей «нормативки» для беспилотников практически пока нет.  Андрей Ельчанинов первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

Ведущие российские производители гражданских БВС

Компания «Кронштадт», имеющая обширные наработки в оборонном секторе, первой среди российских разработчиков подала заявку на сертификацию тяжелой гражданской БАС «Орион» самолетного типа (масса – около одной тонны). К созданию гражданской техники производитель подходит масштабно: в структуре компании создано управление сертификации БВС, управление безопасности полетов, усилено и приведено к стандартам управление по качеству. Среди задач «гражданского» «Ориона» – многоспектральный мониторинг, контроль Северного морского пути, доставка грузов. В перспективе разработчик готов вывести на рынок более тяжелые БАС.

Группа компаний «Геоскан» специализируется на производстве БЛА самолетного и мультироторного типов, а также разработке ПО для фотограмметрической обработки данных и трехмерной визуализации. Имеет собственное КБ, отдел разработки ПО и завод по производству беспилотных комплексов площадью 5500 кв. м, осуществляет поставки в 12 стран мира.

Компания «Коптер Экспресс» разрабатывает и производит БЛА мультироторного типа – образовательный конструктор программируемого квадрокоптера «Клевер» и серию промышленных автономных дронов «Пеликан». Среди клиентов компании – нефтедобывающие, строительные, производственные компании, образовательные учреждения среднего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования.

Компания «Инновационные комплексные системы» производит беспилотные промышленные комплексы и программное обеспечение Fixar для оптимизации процессов в решении задач аэрофотосъемки, воздушного лазерного сканирования, мониторинга протяженных объектов, горной выработки, биозащиты в сельском хозяйстве, получения материалов для точного земледелия и многих других задач.

Группа компаний «Беспилотные системы» – один из крупных игроков на рынке беспилотной авиации в России. Разрабатывает и производит беспилотные комплексы Supercam для российского рынка и на экспорт, основная специализация – аэрофотосъемка и авиапатрулирование. Компания располагает собственным КБ, станочным парком, лабораторией по сборке микроэлектроники и летно-испытательной базой. Осуществила поставку более 1500 комплексов Supercam различным государственным и частным заказчикам.

Компания ZALA Aero Group выпускает для коммерческого использования конвертопланы и беспилотные воздушные суда, в том числе вертолетного типа. Выполняет свыше 20 тыс. полетов ежегодно для обследования более 5 млн км инфраструктуры, принадлежащей топливно-энергетическому сектору России. Компания имеет собственный учебный центр для подготовки операторов БЛА.

Компания «Птеро» серийно производит беспилотную авиационную систему «Птеро-G1» и другие, предназначенные для выполнения аэросъемочных работ. Также специализируется на создании технологий автоматизированного сбора и обработки пространственных данных.

НПП «Радар ммс» разрабатывает и производит линейку беспилотных авиационных систем, включающую конвертопланы, а также БЛА вертолетного и самолетного типов. Компания анонсировала появление полностью электрического беспилотника вертолетного типа и конвертоплана к концу 2021 года.

ООО «Специальный технологический центр» разрабатывает и производит многофункциональные беспилотные комплексы «Орлан-10» для ведения наблюдения за протяженными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ.

НПП «АВАКС-ГеоСервис» разрабатывает беспилотники для видеонаблюдения, аэрофотосъемки и мультиспектральной съемки Sigma, Delta-M, Gamma, Vzor, области применения – геодезия, горное дело, сельское, дорожное и лесное хозяйства, строительство, наука.

НПО «ОКБ им. М.П. Симонова» имеет как комплекс с БЛА малого класса, так и комплекс с беспилотным летательным аппаратом со взлетной массой более семи тонн.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ БВС

Вес Меньше 10 кг До 50 кг До 1 тонны Свыше 1 тонны
Максимальное время в полете 60 минут До 5 часов До 15 часов Более суток
Высота полета 1 км 3-5 км До 10 км До 20 км

Статистика

Более $1 млрд в год – потенциал рынка беспилотной авиации в Росси.

Более $200 млрд составит объем мирового рынка услуг беспилотной авиации к 2035 году.

В $35–40 млрд оценивается потенциал доли России на мировом рынке услуг БАС к 2035 году.

Не менее 100 тыс. беспилотников смогут постоянно находиться в воздухе в России к 2025 году.

Около 2,5 млн беспилотных авиационных устройств может включать объем российского рынка к 2025 году.

Читайте также

Истории успеха
Дмитрий Савицкий: «Алмаз-Антей» разработал отечественные «мозги» для дронов
Истории успеха
Покорители космоса
Истории успеха
Итоги года корабелов 2023: Выборгский судостроительный завод
Истории успеха
Слышал дрон: на что способен тяжелый беспилотник «Охотник»