СМП. Большой путь – большие перспективы
Истории успеха

СМП. Большой путь – большие перспективы

СМП. Большой путь – большие перспективы

Развитие Северного морского пути – один из ключевых приоритетов российской арктической политики. Сегодня кратчайший водный маршрут, связывающий европейскую часть России с Дальним Востоком и полностью расположенный в территориальных водах страны, приобретает особую актуальность.

Как отмечают в «Росатоме» – единственном операторе судоходства по СМП, в сложившейся геополитической ситуации Севморпуть выступает «самой защищенной от внешнего воздействия морской коммуникацией, позволяющей реализовывать крупнейшие экономические проекты».

Ключевые показатели

Освоение логистического коридора в Арктике связано с решением задач по увеличению грузопотока и обеспечению круглогодичной навигации на протяжении всего маршрута, в том числе в его восточной части.

В августе Минтранс опубликовал обновленный паспорт Федерального проекта «Развитие Северного морского пути», уточнив в нем целевые показатели до 2024 года. Ожидается, что объем грузоперевозок по трассам СМП в 2024 году вырастет до 80 млн тонн в год, а круглогодичная навигация по всему пути станет доступна с зимнего сезона 2024–2025 годов. Грузопоток по СМП уже к 2030 году должен вырасти до 150 млн тонн. Непрерывное судоходство будут обеспечивать 13 ледоколов.

Такие амбициозные планы требуют четкой и слаженной работы – был утвержден план развития СМП, включающий порядка 150 мероприятий по созданию и модернизации инфраструктуры, ледокольного флота, грузовых и аварийно-спасательных судов, информационного обеспечения навигации, наиболее значимого судового комплектующего оборудования. На реализацию проектов будет направлено порядка 1,8 трлн рублей из разных источников.

«В перспективе мы видим Северный морской путь как один из глобальных мировых проектов – как международный транспортный коридор. Для России главная задача сейчас – обеспечить выход на СМП по железной дороге и внутренним водным путям. Потому что Транссиб с пределом в 220 млн тонн не может обеспечить вывоз российских грузов», — Игорь Левитин, помощник президента РФ.

Первым делом – ледоколы

Россия обладает уникальными компетенциями строительства ледоколов и единственным в мире атомным ледокольным флотом. Для успешной реализации стратегии развития СМП ожидается значительное масштабирование флота – до 2035 года планируется строительство 151 судна ледового класса, в том числе 10 ледоколов, 74 грузовых судов, 46 аварийно-спасательных судов, судов снабжения, обслуживания, гидрографии. Около трети из перечисленного уже строится.

В 2020 году в состав «Атомфлота» вошел головной ледокол проекта 22220 – «Арктика», в 2022 году – первый и второй серийные атомные ледоколы проекта 22220 «Сибирь» и «Урал». Сейчас на АО «Балтийский завод» ведется строительство еще двух ледоколов. В целях ускорения изготовления и поставки дорогостоящего оборудования с длительным производственным циклом Правительство РФ приняло решение об увеличении авансирования этих работ с 40 до 70%. Ожидается, что ледокол «Якутия» будет сдан в 2024 году, а «Чукотка» – в 2026.

Являясь партнером всех крупных судостроительных предприятий, ПСБ не остался в стороне и при решении одной из важнейших государственных задач по освоению Арктики для обеспечения бесперебойного и экономически эффективного судоходства по Северному морскому пути.

«Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов «Якутия» и «Чукотка» осуществляется при непосредственной поддержке банка, – рассказал первый заместитель председателя ПСБ Олег Минаев, – вызовы, связанные с санкциями, стали стимулом для развития судостроения, в том числе в части производства комплектующих и агрегатов. Но вся промышленность, не исключая предприятия судостроения, сейчас успешно выстраивает новые логистические цепочки, налаживает производство отечественных аналогов и расширяет производство продукции для замещения санкционных позиций. Этот путь мы проходим вместе с предприятиями отрасли и оказываем им всестороннюю поддержку».

Суда проекта 22220 – двухосадочные, что позволяет им эффективно работать как на магистральных трассах СМП, так и в устьях рек. В связи с ожидаемым ростом грузопотока по СМП принято решение о расширении ледокольной группировки, в феврале текущего года подписан контракт на строительство пятого («Камчатка») и шестого («Сахалин») серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Сдать их планируется в 2028 и 2030 году.

Кроме того, «Балтийский завод» определен единственным исполнителем госконтракта на строительство к 2029 году уникального многофункционального судна атомно-технологического обслуживания (проект 22770 – МСАТО), предназначенного для выполнения работ по перезарядке ядерных энергоустановок атомных ледоколов и плавучих сооружений.

На дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда» строится самый мощный в мире атомный ледокол проекта 10510 «Лидер», контракт по которому был подписан в 2020 году. Ледокол, не имеющий аналогов с технической точки зрения, обеспечит круглогодичную проводку судов по СМП при толщине льда более четырех метров. Его ввод в эксплуатацию запланирован на 2027 год. Кроме того, на ССК «Звезда» ведутся работы и по другим проектам усиленного ледового класса, в их числе суда снабжения, танкеры-челноки, танкеры-газовозы СПГ, танкеры-продуктовозы, исследовательские суда, способные осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения.

Проекты на земле и в космосе

Не менее важная составляющая – развитие портовой инфраструктуры. Правительством РФ поставлена задача сооружать необходимые мощности опережающими темпами. В 2022 году суммарная мощность морских портов в акватории СМП составила 32 млн тонн, к концу 2023 года показатель должен достичь 36 млн тонн, а в 2024 году – вырасти еще более чем на 26 млн тонн. За достижение этих показателей отвечает «Росатом» как инфраструктурный оператор СМП.

В планах – строительство терминала СПГ и газового конденсата, нефтеналивного, угольного терминалов, береговых и гидротехнических сооружений для Биамского месторождения, морских перегрузочных комплексов СПГ в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для транзитных перевозок во Владивостоке, транспортно-логистического узла на Сахалине, баз бункеровки и техобслуживания в портах Тикси и Диксон, а также развитие транспортных узлов Архангельска и Мурманска.

Среди прочих работ, обеспечивающих безопасность судоходства, – съемка рельефа дна акватории СМП, обновление карты глубоководных путей по всей протяженности трассы, создание арктической спутниковой группировки для гидрометеорологического и навигационного сопровождения, а также цифровой экосистемы СМП, аккумулирующей все цифровые сервисы, предоставляемые судам в акватории Севморпути.

«Все проекты на СМП развиваются, может быть, даже более высокими темпами, чем мы планировали. Мы проводим в связи с этим дополнительный анализ потребностей в ледокольном обеспечении после 2024 года, после 2030 года, и видим очень серьезный рост по всем трем направлениям: это собственно ледокольное сопровождение наших экспортных проектов – нефтяных, газовых, угольных, металлургических; это увеличение каботажа внутреннего, то есть перевозов внутри нашей огромной страны, внутри территории, по Северному морскому пути; и мы рассчитываем на большое добавление по транзиту. Известные события в Суэцком канале, вообще рост мировой торговли, несмотря на все сложности, говорят о необходимости альтернативных путей», — Алексей Лихачев, глава ГК «Росатом».

Транзит и Северный завоз

Рост грузопотока по арктической магистрали ожидается и за счет транзитных перевозок. Еще в 2019 году «Росатом» инициировал проект СМТК – Северный морской транзитный коридор, альтернативное предложение на рынке логистических услуг. Предполагалось, что этот маршрут как кратчайший для транзита между Европой и странами АТР составит конкуренцию Суэцкому каналу.

На сегодняшний день объем транзитных перевозок по акватории СМП остается несущественным, но ожидается его увеличение – интерес к судоходству по СМП проявляет Китай. Кроме того, в текущих условиях маршрут стал шире использоваться для доставки грузов из России в страны АТР и ЮВА. Одним из факторов повышения интереса к арктической магистрали называют формирование конкурентоспособных тарифов на услуги по ледокольной проводке, в том числе с использованием субсидирования. Соответствующая концепция тарифообразования будет рассмотрена в Правительстве РФ в декабре 2024 года.

Развития СМП ждут и россияне, проживающие в районах Крайнего Севера и получающие доступ к жизненно важным товарам преимущественно через механизм Северного завоза. Федеральный закон о Северном завозе принят в августе 2023 года и вступает в силу в апреле 2024 года. Ожидается, что его исполнение позволит сократить сроки доставки товаров на 25% и снизить их стоимость для конечного потребителя на 20%.

Из примерно 3 млн тонн грузов Северного завоза 80% приходится на Якутию, Чукотку, Камчатский край и Магаданскую область. В 2023 году впервые весь объем груза для арктических районов Якутии был доставлен по трассам СМП. В тестовом режиме реализуется проект по развитию таких каботажных и контейнерных перевозок, позволяющий доставлять грузы в 11 портов на трассе Севморпути.

Ожидается дальнейшее увеличение грузовых рейсов по арктической магистрали. Так, по словам представителя «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимира Панова, в 2024 году планируется совершить 1747 рейсов, в 2030-м – 3381, а в 2035-м – уже 3895 рейсов.

«Это надежный морской маршрут, широко востребованный бизнесом и, конечно, людьми, которые живут в Арктике и на Дальнем Востоке», —Михаил Мишустин, премьер-министр РФ.

Северный морской путь – стратегический для страны проект. Его развитие потребует существенных инвестиций – финансовых, технологических, интеллектуальных, необходимость которых для экономического будущего страны очевидна.

Читайте также

Истории успеха
Как ускорить импортозамещение электротехнической продукции в России
Истории успеха
Дмитрий Савицкий: «Алмаз-Антей» разработал отечественные «мозги» для дронов
Истории успеха
Покорители космоса
Истории успеха
Итоги года корабелов 2023: Выборгский судостроительный завод