В ближайшие пять-десять лет перед российской системой образования и промышленными компаниями будет стоять непростая задача: обучить или вырастить специалистов, которые станут движущей силой импортозамещения.
Для этого потребуется серьезное увеличение числа выпускников инженерных и ИТ-профессий, а также более тесное сотрудничество бизнеса, вузов и техникумов.
Из-за эмбарго на поставку широкого перечня оборудования и комплектующих для промышленности стране в ближайшие годы придется налаживать собственное производство. В частности, перезапуск потребуется отраслям машино-, станко- и самолетостроения, промышленного оборудования, потребительских товаров и продуктов питания. За счет роста производства возрастет спрос на сотрудников разных направлений и квалификации: от ученых, ИТ-специалистов до сервисеров и наладчиков технологических линий.
На фоне наступивших макроэкономических изменений вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки и Минтруду подготовить актуализированный перечень вузовских специальностей и направлений, а также представить подходы к распределению контрольных цифр приема.
«В первую очередь необходимо подготовить кадры для тех отраслей, где оперативное импортозамещение происходит, чтобы обеспечить технологический суверенитет России». Дмитрий Чернышенко вице-премьер
По поручению Владимира Путина ежегодно в вузах увеличивается количество бюджетных мест. В этом году по программам высшего образования мы будем набирать более 588 тыс. студентов. Наибольшее количество мест выделено на медицинские, педагогические и инженерные специальности, а также специальности в сфере сельского хозяйства и искусственного интеллекта.
Какие профессии будут наиболее востребованными и откуда брать большое число специалистов?
Важный спец
Импортозамещение в основном затронет производство комплектующих, оборудования, разработку высокотехнологичной продукции (микроэлектроника, техника, «умные» устройства), ИT-технологии для различных отраслей промышленности и хозяйства — от создания собственного софта до проектирования ИT-систем. Дополнительная потребность экономики в инженерах, ИТ-специалистах может составить, по разным оценкам, 30–40%. По данным статистического сборника «Индикаторы образования» НИУ ВШЭ, в 2020 году на специальности в области цифровых технологий и производства было принято 142,3 тыс. студентов (программы бакалавриата, специалитета и магистратуры), или 13% общего числа поступивших. А выпуск из вузов специалистов соответствующих профессий составил 75,6 тыс. человек, или 8,9% общего числа выпускников в 2020 году. Однако каждый год государство увеличивает бюджетные места для поступающих на эти направления.
«В этом учебном году для выпускников школ выделено 193,8 тыс. бюджетных мест. И еще 74,9 тыс. мест для обучения в магистратуре и аспирантуре. Следует отметить рост среднего балла ЕГЭ на приеме по инженерным специальностям», — сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на июльском заседании Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам.
В июне этого года были подведены итоги конкурсного отбора университетов для проекта Минобрнауки «Передовые инженерные школы», по результатам было выбрано 30 вузов. На их базе создают передовые инженерные школы в партнерстве с компаниями, среди которых КАМАЗ, «Сибур», «Ростсельмаш», Росатом, «Алмаз-Антей», Роскосмос и другие лидеры отраслей. Альянсы вузов и предприятий смогут реализовывать новейшие образовательные программы и решать сложные и актуальные инженерные задачи в интересах этих компаний и отраслей. В этом году грантовая поддержка вузов-победителей со стороны государства составит 2,5 млрд руб. Еще около 4 млрд руб. получат технологические партнеры.
Второй важный момент в подготовке кадров для импортозамещения — создание университетами инженерных классов в школах. Это совместный проект Минобрнауки и Минпросвещения России, в котором принимают участие 25 вузов и 37 промышленных компаний. В этом году с 1 сентября в 23 субъектах России будут открыты 96 инженерных классов: 65 — по авиастроительному профилю, 31 – по судостроительному. Партнерами выступают «Филиал ПАО «Ил» — Авиастар», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), корпорация «Иркут», Выборгский судостроительный завод и т.д.
Для наибольшего соответствия инженерного образования реальному производству расширяется практика сетевых региональных образовательных программ: базовую инженерную подготовку студенты проходят в ведущих столичных университетах, а завершают образование в регионах. По словам Валерия Фалькова, например, в интересах развития судостроения на Дальнем Востоке Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский морской технический университет реализуют четыре сетевые программы бакалавриата и магистратуры. Студенты учатся на базе ДВФУ, часть программы проходят в Санкт-Петербурге, в лабораториях и у лучших преподавателей Морского университета, а затем завершают обучение и защищают дипломы во Владивостоке, где и будут трудоустроены. Такой формат одновременно создает возможности для академической мобильности преподавателей и студентов.
В сфере информационных технологий также растет количество бюджетных мест: за последние три года прирост составил почти 15 тыс. Увеличивают не только квоты по профильным направлениям — прирост также идет за счет появления смежных специальностей и направлений.
«На наш взгляд, наиболее востребованными сейчас будут специалисты в смежных областях, обладающие компетенциями в том числе в области цифровых технологий». Мария Бильчук проректор по образовательной деятельности и молодежной политике МГТУ «Станкин»
Наверное, эра чистых инженеров давно канула в Лету.
Кроме того, для насыщения спроса на ИТ-специалистов со стороны бизнеса Минцифры совместно с Минобрнауки запустили проект по созданию «цифровых» кафедр в университетах — участниках проекта «Приоритет-2030». Преподавать на них будут не только теоретики, но и практики. На «цифровых» кафедрах студенты разных специальностей смогут получить продвинутые компетенции в области информационных технологий и при успешном освоении основной программы выпускник получит две квалификации — профильную и ИТ. В Минобрнауки рассчитывают, что в 2022 году по таким программам пройдут обучение не менее 80 тыс. студентов, а к 2030 году — не менее 900 тыс.
«Устранены барьеры, которые не позволяли вузам привлекать к обучению студентов лучших специалистов, работающих в отраслях. В частности, исключены требования по наличию ученой степени и ученого звания, по публикационной активности практиков. Это позволяет активнее вовлекать лучших представителей самых разных отраслей в обучение. Например, в программах «цифровых» кафедр установлено требование о том, что не менее 20% занятий должны вести практики», — подчеркнул Валерий Фальков.
Целевой набор
Одна из проблем на рынке технических и инженерных специалистов — относительно невысокий процент трудоустройства по полученной профессии среди выпускников вузов. Например, только 58% выпускников 2020 года по направлению подготовки «Машиностроение» стали работать по специальности, 60% — по направлению «Математика и механика», 67% — в области ядерной энергетики и технологии, следует из статистического сборника «Индикаторы образования» НИУ ВШЭ. Наиболее востребованными оказались специалисты в сфере информационных и компьютерных наук (87%) и информационной и вычислительной техники (80%).
Чтобы повысить количество трудоустроенных выпускников по инженерным и техническим специальностям, государство реализует несколько сценариев. Один из них — заказ специалистов промышленными предприятиями в форме целевой подготовки. На сегодняшний день почти 65–70% бюджетных мест по направлениям радиоэлектроники, эксплуатации железных дорог, систем обеспечения движения поездов, проектирования авиационных и ракетных двигателей, самолето- и вертолетостроения — целевые.
Например, МФТИ принимает на прикладную математику и физику абитуриентов, которые заключили договор с Российской корпорацией ракетно-космического приборостроения и информационных систем, «Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина» (ПАО «Ил»), НПО «Алмаз» и НИИ «Полюс». А «ОДК-Кузнецов» и Самарский университет им. С.П. Королева открыли набор студентов для обучения по программе подготовки инженеров нового поколения «Крылья Ростеха». В этом году будет принято 40 студентов, которые с первого дня получат место на предприятии и будут учиться по усиленной программе, куда входит изучение иностранных языков и конструкторских ИТ-компетенций.
Планируется, что в будущем целевой набор студентов возможен будет только через портал «Госуслуги». По мнению инициатора этого законопроекта, зампредседателя Госдумы Ирины Яровой, новый механизм позволит сделать систему целевого набора в вузы прозрачнее и доступнее для абитуриентов. «Мы впервые формируем в России реальный механизм соотнесения запросов экономики и возможностей системы образования», – отметила она.
Центры карьеры
Еще один метод сближения бизнеса и науки – рекрутинг специалистов со студенческой скамьи. По данным Минобрнауки, на сегодняшний день при вузах работают 207 центров карьеры, в которые обращаются 70% выпускников. Так, например, центр развития карьеры при НИУ ВШЭ сотрудничает с 219 компаниями-партнерами и имеет в своей базе почти 3000 вакансий. А выпускники МГТУ «Станкин» могут трудоустроиться в НПО «Алмаз» на три стартовые позиции: инженер-конструктор, инженер-технолог и инженер по стандартизации.
По данным Минобрнауки, российские вузы и научные организации на 2023/2024 учебный год получат 590 101 бюджетное место, из них 73% будет доступно в регионах. Значительная часть мест для бесплатного обучения (240 тыс.) предусмотрена на инженерные и технические направления.
«В текущей ситуации перед нашими вузами стоит задача не снижать планку по подготовке высококвалифицированных кадров для мобилизации ключевых отраслей экономики». Дмитрий Чернышенко вице-премьер
По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, в ближайшее время откроют новые направления подготовки. В частности, в области машиностроения — «Цифровые и аддитивные технологии в машиностроении», «Интеллектуальная трибология в машиностроении», «Лазерные технологии».
«Основной упор, как и прежде, университет делает на программы, связанные с ИТ, поскольку наши научные и инженерные компетенции востребованы в этой области. Также в ИТМО много программ, связанных с междисциплинарными исследованиями и исследованиями в области естественных наук. Мы создаем новые образовательные программы на стыке науки и индустрии, которые ориентированы на научные школы и исследовательские и партнерские центры», — сообщил «Российской газете» ректор НИУ ИТМО Владимир Васильев.
Как рассказал и.о. ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин, вуз регулярно анализирует количество своих выпускников, работающих по специальности: в каких регионах, с каким уровнем дохода и множество других параметров. На основании этих данных и конкурсной ситуации предыдущей приемной кампании формируют заявку на контрольные цифры приема для каждой образовательной программы.
Научные кадры
Развитие промышленного производства невозможно без развития фундаментальной науки и научных исследований. В 2021 году впервые за последние десять лет перестало снижаться число аспирантов — их общая численность достигла 90,2 тыс. человек. На долю университетов в подготовке научных и научно-педагогических кадров пришлось почти 90% аспирантов. Способствует росту интереса студентов к учебе в аспирантуре социальная поддержка молодых ученых. В этом году Правительство РФ дополнительно выделило почти 1 млрд руб. по программе жилищных сертификатов и планирует в ближайшие годы увеличивать финансирование этого направления. В настоящее время прорабатывается вопрос об увеличении стипендии лучшим аспирантам до конкурентоспособного уровня.
Кроме того, Минобрнауки для решения прикладных задач высококвалифицированными кадрами развивает формат производственной аспирантуры, предполагающей реализацию диссертационного проекта в интересах компаний и совместно с ними. А развитие в региональных вузах целевой аспирантуры позволяет направлять лучших выпускников в ведущие вузы страны, но с гарантией возвращения под хорошо оплачиваемое рабочее место после защиты диссертации.
«В 2020 году мы реализовали комплекс мер по модернизации работы диссертационных советов. Внедрение этих новаций создало предпосылки эффективного функционирования института аспирантуры. В результате впервые с 2015 года отмечается увеличение числа защит кандидатов и докторов наук. Так, число защит в 2021 году превышает показатель предыдущего года на 24%. В этом году мы ждем такой же положительный прирост», — заявил Валерий Фальков.
Сотрудничество с бизнесом
Инициативу по выращиванию кадров для предприятий, участвующих в программе импортозамещения, представило АНО «Агентство инвестиционного развития Московской области». Цель такой инициативы – создание комплексной системы подготовки. «С начала марта этого года Мининвест Московской области получил более 120 заявок на реализацию проектов в сфере импортозамещения. Потенциал по созданию новых рабочих мест в рамках этих проектов – 15 тыс. Учитывая, что это будут новые, уникальные для России производства, для работы на этих предприятиях потребуются и уникальные специалисты», — рассказала заместитель председателя правительства, министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.
С сентября 2022 года начнется набор студентов по новым направлениям, разработанным в рамках образовательно-производственного кластера «Машиностроение» в ГАПОУ МО «ПК Энергия». Еще одним примером такого партнерства является соглашение между Сергиево-Посадским колледжем и АО «Загорский трубный завод». По всем 120 проектам импортозамещения к концу года запланировано подписание соглашений между предприятиями и учебными заведениями: разработаны дорожные карты по реализации плана сотрудничества, организованы акселераторы молодежного предпринимательства, запущены экскурсионные маршруты на производства импортозамещающей продукции. Для трудоустройства учащихся вузов в крупные промышленные компании ежегодно проводится Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям. VII конкурс в 2021 году собрал более 3000 участников.
- 393,3 тыс. руб. расходует государство на одного обучающегося в системе высшего образования, по данным НИУ ВШЭ. Относительно уровня 2010 года показатель в 2020 году вырос на 11,4% в постоянных ценах.
- 120 тыс. человек будут приняты в 2024 году в вузы на направления информационных технологий и математики согласно целям нацпроекта «Кадры для цифровой экономики».
«Выход на новое качество подготовки кадров — это первоочередная задача, так как без ее решения у нас не будет технологического будущего. Начинаться эта работа должна еще в школе». Владимир Путин Президент Российской Федерации
«У нас в стране всегда была самая сильная инженерная школа. И сейчас особенно нужно, чтобы современные специалисты владели прогрессивными технологиями», — Михаил Мишустин, председатель Правительства Российской Федерации на совещании с вице-премьерами 11 апреля 2022 года.