Ту-214 вновь встает на крыло
Истории успеха

Ту-214 вновь встает на крыло

Ту-214 вновь встает на крыло

Российское авиастроение наращивает мощности и переходит на серийный выпуск гражданских магистральных лайнеров. Отрасль одной из первых приняла на себя удар антироссийских санкций. Добиться технологического суверенитета — приоритетная задача, которую решает в том числе Казанский авиазавод и легендарный АКБ Туполева, где создали десятки типов гражданских и военных самолётов.

В: Российское авиастроение наращивает мощности и переходит на серийный выпуск гражданских магистральных лайнеров. Отрасль одной из первых приняла на себя удар антироссийских санкций. Добиться технологического суверенитета — приоритетная задача, которую решает в том числе Казанский авиазавод и легендарный АКБ Туполева, где создали десятки типов гражданских и военных самолётов. Современный, комфортный и надёжный Ту-214 полностью из отечественных комплектующих, ставший прорывом в 80-х, сейчас вновь встаёт на крыло и уже с нового года обновит парк российских авиакомпаний. Только Аэрофлот закупит 40 бортов.

Наш обозреватель Дмитрий Петров в деталях изучил эту машину.

ДМИТРИЙ ПЕТРОВ: Агрегатно-сборочный цех — уникальная возможность во всех подробностях увидеть, как собирают самолет. Это хвостовая часть будущего лайнера. Агрегат F-5. Есть такая профессия сборщик-клепальщик. Так вот, здесь сейчас бригада сборщиков-клепальщиков собирает то, что впоследствии станет полом пассажирского салона. Вот эти направляющие. Сборщики крепят их с помощью заклёпок вот к этим шпангоутам.

КОРР: Это и есть крупноблочная сборка, самый быстрый способ строительства большой и сложной техники: ракет, кораблей и самолетов. Казанскому авиационному заводу придется теперь ускорить производство 214-х. Принято решение о строительстве до 10 бортов в год. Соглашение на поставку 40 самолётов для Аэрофлота уже подписано. Скорее всего, это и будет первый борт в новой серии. Авиазавод уже начал меняться, летом отремонтировали агрегатно-сборочный цех, поставили новые стапели, со дня на день сдадут в строй новую центральную заводскую лабораторию. Завезли новейшие фрезерные станки «Стан» российского производства. Почти все оборудование на заводе российское на механическом производстве, токарные станки с СПУ из Рязани.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВ, НАЧАЛЬНИК АГРЕГАТНО-СБОРОЧНОГО ЦЕХА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТУ-214 КАЗАНСКОГО АВИАЦИОННОГО ЗАВОДА ИМЕНИ С. П. ГОРБУНОВА — ФИЛИАЛА ПАО «ТУПОЛЕВА»: Мы находимся в цехе механической сборки деталей, системы управления самолётом. Здесь изготавливаются детали сборочной единицы, из которых непосредственно будет собираться система управления.

КОРР: Казанскому авиазаводу в этом году 95 лет, за свою историю выпустил 22 типа авиационной техники, всего более 20 000 единиц от поршневых самолётов до стратегических ракетоносцев.

Сегодня Казанский авиазавод, наряду с другими заводами страны, входят в объединённую авиастроительную корпорацию. Дальние бомбардировщики Ту-22 М3М и стратеги Ту-160 здесь и сейчас строят.

А проект расширения производства гражданских лайнеров — как хороший подарок к юбилею. Есть в наказе свои традиции и династии, но вот династию Антиповых несколько лет назад как будто специально под большое дело переманили с соседнего КАМАЗа. Стаж на четверых: папа, мама, сын, сноха — 105 лет. Это тот случай, когда и на заводе все разговоры о заводе и дома. Сегодня о старом новом самолёте.

ТАТЬЯНА АНТИПОВА, ИНЖЕНЕР: Мы занимаемся ремонтом вот именно 214 ремонтом занимаемся. У нас коллектив сплочённый очень.

КОРР: сын Дмитрий в профессии уже 15 лет. Учился в колледже, сейчас получает высшее образование. На авиазаводе в его хозяйстве несколько больших станков, таких как этот гидроабразивный.

ДМИТРИЙ АНТИПОВ, МАСТЕР УЧАСТКА СТАНКОВ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ: Это у нас станок, он пришёл у нас по импортозамещению, непосредственно для производства, для улучшения технологического цикла, чтоб это было быстрее, производительней. Максимально рез у него 300 мм, это заготовка в 300 мм, ему без разницы это будет это титан, это будет дюраль, будет алюминий или сталь.

КОРР: Ту-204, 214 рождался на стыке эпох, прежде всего технологических. И для фирмы Туполева он стал в каком-то смысле инновационным. В такой компоновке — два турбореактивных двигателя на пилонах под крылом — пассажирские самолёты здесь ещё не строили.

ВАЛЕРИЙ СОЛОЗОБОВ, СОВЕТНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПАО «ТУПОЛЕВ»: В создании этого самолёта впервые серьёзного применялись современные методы, которые потом превратились вот в использование IT-технологий вообще в авиации.

КОРР: Валерий Солозобов пришёл в КБ, когда ещё работал сам Андрей Николаевич Туполев. Дед, как его все называли, всегда принимал участие в разработке внешнего вида нового самолёта. Сам утверждал обводы, в прямом смысле руками, разглаживая контуры будущего лайнера. В этом деле для него не было мелочей, ведь «хорошо летают только красивые самолёты», -это слова Туполева. Но 214-й рождался уже без него, и всё равно получился красивым.

Сборка самолетов Ту-204, 214 никогда не прерывалась, начиная с 89 года. На ульяновском и казанском авиазаводах строили по несколько бортов в год. Всё, что нужно для строительства Ту-214 в Казани есть, и если бы не лоббисты от Боинга и Аэробуса, то Туполев и сейчас был бы самым массовым самолётом в российском небе, как когда-то его предшественник Ту-154. Иначе разве заказывали бы его спецслужбы и специальный летный отряд России? Вот только 26 октября передали заказчику еще один борт номер 64532, назвали в честь Туполева.

НИКОЛАЙ САВИЦКИХ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КАЗАНСКОГО АВИАЦИОННОГО ЗАВОДА ИМЕНИ С. П. ГОРБУНОВА, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО ДИРЕКТОРА ПАО «ТУПОЛЕВ»: Прекрасная машина. У нас определён целый ряд в производстве этих самолётов для управления делами, для (нрзб) ещё несколько машин, которые мы будем рады поставить.

КОРР: А это ещё один такой же борт на этапе достройки.

ДМИТРИЙ ПЕТРОВ: Мы поднимаемся на борт нового самолета, только что построенного на казанском авиационном заводе. Итак, посмотрим, как может выглядеть новый Ту-214 новых серий. Ну что ж, вполне себе современный вид, багажные полки, установленные уже сиденья. Это специальная комплектация. Здравствуйте, Рафаэль. Это что же компоновка?

РАФАЭЛЬ ЗАРИПОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ ПО ЛЕТНОЙ СЛУЖБЕ, ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ 1 КЛАССА: Да это спецзаказ, именно с такой комплектацией был заказан самолет. Необходимо именно с креслами, такое количество сидений.

ДМИТРИЙ ПЕТРОВ: Это бизнес класс, да?

РАФАЭЛЬ ЗАРИПОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ ПО ЛЕТНОЙ СЛУЖБЕ, ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ 1 КЛАССА: Фактически да, это бизнес-класс.

КОРР: Кабины пилотов, сейчас, конечно, делают по-другому, но у 214-го запаса технических решений хватило, чтобы остаться современным и спустя 30 лет после начала производства.

РАФАЭЛЬ ЗАРИПОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ ПО ЛЕТНОЙ СЛУЖБЕ, ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ 1 КЛАССА: Это в принципе тот же джойстик, только он расположен посередине и управляется очень легко. Просто реализован именно для 2 рук.

КОРР: Да, надо будет переучивать летчиков обратно с Боингов и Аэробусов, но это не самое сложное, считают профессионалы. Другой вопрос: хватит ли для новых самолётов пермских двигателей ПС-90А? Придётся наращивать и их производство — это шанс для всей авиастроительной отрасли.

АНДРЕЙ ТУПОЛЕВ, ВНУК АВИАКОНСТРУКТОРА А. Н. ТУПОЛЕВА, СОВЕТНИК УПРАВЛЯЮЩЕГО ДИРЕКТОРА ПАО «ТУПОЛЕВ»: Эксплуатация зарубежной техники становится сложной. В какой-то момент, скорее всего, она будет и невозможной. И опять надо будет возвращаться к тем возможностям, которые были, развернуть его, 2-3 десятка в год это абсолютно титанический труд. Если он удастся, перед этими людьми можно будет только преклониться.

КОРР: Внук великого конструктора, по сути, перефразирует ещё одно известное высказывание своего деда: «Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей».

Дмитрий Петров, Олег Дубинин, Антон Касимович и Кирилл Пузырный «Вести» Москва, Казань.

Читайте также

Истории успеха
Повышенное подавление: новый комплекс защитит от БПЛА жилые кварталы и промышленные объекты
Истории успеха
Глава Минпромторга РФ: у нас амбициозные задачи по структурной трансформации экономики
Истории успеха
Сергей Чемезов — о том, почему нам нужны свои лекарства и медтехника и как ускорить импортозамещение
Истории успеха
Развитие жилищной программы