Туламашзавод: стратегия лидера
Истории успеха

Туламашзавод: стратегия лидера

Туламашзавод: стратегия лидера

Первое место во втором национальном рейтинге диверсификации предприятий ОПК России «Лидерство на гражданских рынках», подготовленном аналитиками Промсвязьбанка, занял Тульский машиностроительный завод. Туламашзавод является одним из крупнейших поставщиков вооружения для российских войск и при этом по праву входит в число лидеров среди предприятий ОПК Тульской области по производству гражданской продукции.

В январе – марте 2021 года акционерная компания «Туламашзавод» получила чистую прибыль по РСБУ в размере почти 2,7 млрд руб., что в 3,5 раза больше, чем в январе – марте 2020 года. Основной продукцией предприятия было и остается вооружение: на заводе производят корабельные средства противовоздушной обороны, такие как зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан», стрельбовые модули зенитно-артиллерийского комплекса «Пальма», боевые отделения «Бахча» для объектов бронетанковой техники, башенные установки зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» и многое другое. При этом Туламашзавод занимает ведущие позиции среди машиностроительных предприятий страны. Сейчас на заводе выпускают станки, сельскохозяйственную технику, электрокары, горно-шахтное, нефтегазовое оборудование, а также изготавливают и восстанавливают инструмент, используемый в сфере металлообработки.

Для военных нужд и «гражданки»

История предприятия началась еще в XIX веке. Чугунно-литейный Байцуровский завод, предшественник современного предприятия, заработал в тульской Флоровской слободе в 1879 году. В 1912 году предприятие вошло в состав Императорского Тульского оружейного завода.

8 июля 1939 года был подписан приказ наркома оборонной промышленности Б.Л. Ванникова о создании самостоятельного предприятия машиностроительного профиля – Тульского станкостроительного завода. Первым делом там начали выпускать станки и многое другое, что было необходимо стремительно развивающейся советской промышленности. В том числе были получены и успешно исполнены первые оборонные госзаказы. Тогда завод выпускал авиационные пулеметы, пушки и модернизированный станковый пулемет Максим.

С началом Великой Отечественной войны производство практически полностью эвакуировали в Златоуст Челябинской области, Куйбышев и Саратов. Оставшиеся в Туле немногочисленные станкостроители во время осады города немцами пытались наладить производство стрелкового вооружения, чинили оружие, поступавшее с поля боя, и изготавливали шанцевый инструмент для выполнения оборонительных работ. Уже в 1942 году тульский завод был восстановлен и начал активную работу по вооружению армии, но под новым названием Станкостроительный завод № 535.

К производству гражданской продукции на заводе вернулись уже после окончания войны. Станки, произведенные тогда на заводе, помогли восстановить производство и перезапустить десятки советских заводов. При этом работа на оборонку не прекращалась, госзаказы становились сложнее – завод начал выпуск пушечного скорострельного вооружения для морского флота и авиации, а также артиллерийского вооружения.

В 70–80-е годы завод серьезно расширил линейку продукции за счет разработок Тульского конструкторского бюро приборостроения. В номенклатуре появился внушительный список новых вооружений: от высокоточных противотанковых снарядов серии ЗУБК-10 до комплексных ракетно-пушечных систем обороны ближнего рубежа морского базирования «Каштан».

В 1992 году завод стал акционерным обществом, а спустя 11 лет производственное объединение «Туламашзавод», созданное в 2003 году, объединило ОАО «АК «Туламашзавод» и все дочерние организации, включая предприятия социально-культурной сферы.

По целевой федеральной программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007–2010 годы и на период до 2015 года» завод решил проблему импортозамещения в части создания критической оборонной технологии. Была разработана и внедрена современная производственная база, созданы новые рабочие места.

Сейчас во всем мире хорошо известны 30-миллиметровые артустановки АК-306, АК-630М производства АК «Туламашзавод». Ими оснащены надводные корабли всех классов – от патрульных катеров до авианосцев. С самого начала их выпуска на заводе не прекращается работа по их совершенствованию, причем за счет собственных средств компании. Так, силами конструкторов завода появился артиллерийский комплекс повышенной огневой мощи – двухавтоматная установка «Дуэт» с применением стелс-технологий, что в разы снижает его радиозаметность. Комплекс позволяет вести огонь двумя автоматами одновременно с общим темпом стрельбы до 10 тыс. выстрелов в минуту.

Одним из самых востребованных на рынке оказался дизельный двигатель. Сначала его выпускали исключительно для гражданского пользования, но чуть позже двигатель оценили военные, и с 2001 года дизельный ТМЗ-450Д поставляется в Вооруженные Силы России как энергоноситель с малым объемом. После этого на заводе стали расширять линейку продукции для военных, в частности начали выпуск пожарных мотопомп и мобильных пожарных установок с быстровозводимыми пожарными депо, а также дизель-генераторные установки для бортового питания объектов военной техники, работающих в условиях экстремальных температур, и многое другое.

Инновации и качество

Генеральный директор Туламашзавода Евгений Дронов, имея большой производственный и организаторский опыт, справедливо полагает, что для обеспечения стабильности работы и экономического благополучия предприятию ОПК необходимо иметь три базовые точки опоры: производство спецпродукции, изготовление изделий гражданского назначения и непрофильные активы. В АО «АК «Туламашзавод» успешно реализуются все три направления. В настоящее время они занимают чуть менее 60, 30 и 12% оборота соответственно. Непрофильные активы – это преимущественно гостиничный бизнес, производство и продажа традиционных тульских лакомств и сдача в аренду неиспользуемых площадей. В ближайшей перспективе ожидается рост по каждому из «невоенных» направлений.

Туламашзавод по праву входит в число лидеров среди предприятий ОПК Тульской области по производству гражданской продукции. Задачу увеличения к 2025 году выпуска оборонными предприятиями гражданской продукции до 30% в общем объеме, поставленную Президентом РФ, Туламашзавод выполнил уже к 2020 году и даже может похвастаться перевыполнением этого плана.

«Предприятия, изначально созданные под гособоронзаказ, постепенно адаптируются к гражданскому рынку, – рассказывает генеральный директор Туламашзавода Евгений Дронов. – Да, приходится испытывать жесткую конкуренцию. Но дорогу осилит идущий. Вселяет оптимизм, что с 1 января 2021 года начали действовать установленные Правительством РФ обязательные квоты на закупку отечественной продукции. Эта норма призвана помочь максимально открыть внутренний рынок для российского производителя, уйти от практики доминирования импортных товаров и услуг. В прошлом году доля зарубежной продукции в госзакупках уже снизилась с 51 до 43%. Доля российских товаров и услуг в государственных закупках выросла с 49% в 2019 году до 57% в 2020 году. Не исключено, что в перспективе будут введены и другие льготы, в том числе по налогообложению. Главное – не сидеть сложа руки, а развивать производство по разным направлениям. И не забывать, что объемы и качество продукции гражданского назначения тоже стратегически важны для безопасности страны».

Сейчас на заводе выпускают электрокары, дизельные генераторы и дизель-насосные агрегаты, пожарные установки, многофункциональные модули с навесными агрегатами, мотоблоки «Тарпан» и другую сельскохозяйственную технику, горно-шахтное, нефтегазовое оборудование. Еще в конце 70-х завод начал производить мотороллеры. Этот опыт позволил предприятию наладить выпуск современных экологичных электрокаров.

Самым ярким продуктом «гражданки» для Туламашзавода стал грузовой электромобиль «Муравей», который выпускается с 2019 года. Легкий электрокар может передвигаться по цехам и складам с безопасной скоростью 20 км/ч. Создание «Муравья» велось в рамках программы возрождения производства транспортных средств. Сейчас такие машины входят в состав автопарков крупных заводов, парков, аэропортов и даже Мосгортранса. Машину также используют правоохранительные органы для патрулирования в лесопарковых зонах.

«Муравьи» различаются грузоподъемностью: от одной до двух тонн. Также выпускаются модели с увеличенной длиной грузовой платформы, и даже запущена серия пассажирских 11-местных электрокаров. Завершаются испытания уборочного модуля, который сделает «Муравья» незаменимым помощником коммунальщиков при уборке пешеходных зон, парков, набережных и узких улиц.

«Планируются расширение производства и модернизация с целью создания большего разнообразия вариантов электромобиля «Муравей» за счет увеличения скорости и грузоподъемности, комплектации агрегатами, сообщающими дополнительные опции, как, например, щетка-пылесос, – рассказывает Евгений Дронов. – У этой машины прекрасные перспективы. В день 100-летия со дня основания музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна» новый «Муравей» поступил на службу этой заповедной земли. Надо полагать, что такое экологически безопасное транспортное средство пригодилось бы многим».

Грамотность выбранной Туламашзаводом стратегии, ориентированной на производство высококачественной отечественной продукции, способной составить достойную конкуренцию импортной, на пленарном заседании XVI Всероссийского форума-выставки «Госзаказ», которое прошло в Москве на территории ВДНХ весной 2021 года, подтвердил заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов. Однако все это было бы невозможно без обновления производства и применения современных технологий. «Мы внедряем аддитивные технологии, или технологии послойного синтеза, – это одно из наиболее динамично развивающихся направлений цифрового производства. Они позволяют на порядок ускорить НИОКР и решение задач подготовки производства, а в ряде случаев уже активно применяются и для производства готовой продукции», – поясняет Евгений Дронов. В настоящее время на Туламашзаводе создан отдел новых и прогрессивных технологий. Еще одно направление, которое будут активно развивать на заводе, – роботизация.

Читайте также

Истории успеха
Дмитрий Савицкий: «Алмаз-Антей» разработал отечественные «мозги» для дронов
Истории успеха
Покорители космоса
Истории успеха
Итоги года корабелов 2023: Выборгский судостроительный завод
Истории успеха
Слышал дрон: на что способен тяжелый беспилотник «Охотник»