Бывший заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации, действительный государственный советник РФ 1-го класса, автор более 50 научных публикаций, в последние годы он занимает должность главного экономиста ВЭБ.РФ.
Сегодня Андрей Николаевич комментирует для читателей журнала «Перспективное развитие» ситуацию, сложившуюся с финансированием отечественных предприятий ОПК, раскрывает проблемы, связанные с выпуском импортозамещающих изделий, и рассказывает о будущих точках роста.
— Давайте начнем с самого актуального. Мы сейчас находимся в эпицентре изменений исторического масштаба. Как бы вы определили возможности для ВЭБ и для всей нашей экономики в складывающихся условиях?
— Что касается экономики, здесь даже не вопрос возможностей, а вопрос вызовов. Есть задачи, которые поставил Президент России. Есть ряд государственных программ по импортозамещению в области авиации, электроники, станкостроения и так далее. Но в условиях экономической и технологической блокады и даже гибридной войны, объявленной против России, ужесточились требования не просто к импортозамещению, а ко всему производственному, технологическому сектору. Конечно, в сложившихся условиях стоят задачи не только для предприятий инженерного и научного профилей, но и для финансовых институтов. Корпорации должны решать задачи вместе с банками. Мы вместе должны поддержать высокотехнологичные предприятия и оборонно-промышленный комплекс страны.
Этот курс во многом меняет акценты ВЭБ и госкорпораций. Поддержка программ импортозамещения нацелена на производство перспективных изделий новых образцов. Для ВЭБ кредитование серийного выпуска инновационной продукции, которая нужна как для гражданского сектора, так и для предприятий ОПК.
Отмечу, что ВЭБ объединяет группу институтов развития, в которую входят и Сколтех, и Роснано, имеющие достаточно серьезные наработки по широкой номенклатуре инновационных проектов, в частности топливных элементов. ВЭБ рассматривает проекты по электромобилям и новым источникам энергии.
У Фонда развития промышленности есть специальные опции для предприятий, связанные с импортозамещением и диверсификацией ОПК, где займы идут под 1%. В сочетании с кредитами банков это позволяет создать комфортные условия для развития и внедрения инноваций.
ВЭБ активно участвует в реализации антикризисных мер Правительства, в частности предоставляя поручительства банкам для кредитования системообразующих предприятий в соответствии с Постановлением № 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций». Бюджет порядка 800 млрд руб. сейчас определен, и открыта кредитная линия для кредитования реального сектора. Оборотные средства под инвестиционные проекты — это более 500 млрд руб. Здесь важно взаимодействие с банками, поскольку требуются их экспертиза и участие в кредитовании предприятий. Потому что, с одной стороны, государством выделены дополнительные деньги, с тем чтобы повысить производственные возможности предприятий, но, с другой стороны, это еще и инвестиционный проект. Подходы, которые с успехом применялись к инфраструктурным проектам, не могут быть в полной мере использованы для высокотехнологичных проектов. Это очень важный вопрос, который мы совместными усилиями проработаем.
— Согласно стратегии развития, ВЭБ планировал увеличить финансирование промышленности в период с 2021 по 2024 год более чем в три раза по сравнению с периодом 2017–2020 годов. Остаются ли эти планы в новой реальности актуальными? Есть ли в промышленности достаточно площадок, которые, на ваш взгляд, не просто освоят ресурс, но смогут в новых условиях наладить импортозамещенное производство и вернуть деньги с прибылью?
— Нужно уточнить, что сам ВЭБ планировал увеличить финансирование в три раза, примерно до 3 трлн руб., а с учетом софинансирования других банков — вообще до 5,7 трлн руб. Важно отметить, что как раз сейчас, в условиях возрастания приоритетности задач технологического суверенитета, роль именно промышленных проектов повышается. Но у ВЭБа много проектов и в других сферах. При этом приоритетность проектов требует уточнения и переосмысления.
Во многом мы зависим от решений, принимаемых на самом высоком уровне. Без уточнения стратегических перспектив многие программы попросту не имеют смысла. Приведу пример: Судостроительная программа, в частности, была нацелена на серийное строительство газовозов при поддержке государства для поставок сжиженного газа в страны ЕС. Но сейчас, с учетом продолжающейся санкционной войны, такого рода проекты должны быть пересмотрены. Одно решение по цепочке тянет за собой другие — изменение в программе строительства газовозов и общее сокращение спроса на российский СПГ со стороны Европы ведут к корректировке планов по строительству комплекса по сжижению газа, по спектру оказываемых технологических услуг, а это в свою очередь повлияет на условия работы газохимического комплекса. Поэтому сроки и, возможно, даже профиль развития комплекса в Усть-Луге будут меняться. В этих условиях важно не только предоставлять финансирование, но и четко понимать, какой будет эффект и для компании-заемщика, и для госкорпорации, и для страны в целом.
У ВЭБа есть ряд проектов по импортозамещению в машиностроении, например, по трансмиссиям для КАМАЗа или по производству авиационных деталей для «Суперджета», а также двигателей для МС-21. В этих проектах импортные узлы будут замещены в любом случае, и мы прорабатываем финансовую составляющую проектов. Есть решение Правительства на этот счет, и сейчас прорабатываются условия кредитования с тем, чтобы осуществить импортозамещение деталей «Суперджета» и соответствующих двигателей. Отмечу, что ВЭБ уже реализовывал кредитные программы по авиации, например, связанные с экспортными контрактами по поставкам «Суперджета» в Мексику и в Европу. Но сейчас на первое место выходит задача по импортозамещению. В любом случае ВЭБ будет продолжать оказывать поддержку проектам, имеющим стратегическое значение для российской экономики.
— Вернусь к вашей фразе о том, что специальные условия кредитования являются оптимальным средством для поддержки отечественной промышленности. Можно ли говорить, что целевые кредиты под специальные ставки являются палочкой-выручалочкой для промышленного производства в текущих финансовых условиях?
— Не думаю, что это единственная палочка-выручалочка, нет. Даже в случае с ВЭБ. Существует достаточно программ по поддержке отечественного производства, у нас с Фондом развития промышленности есть программа по финансированию производства комплектующих в рамках госпрограммы по поддержке импортозамещения в этой сфере.
Что касается специальных условий кредитования, то реализация Постановления № 651 предполагает субсидии банкам. Мы даем поручительство, но субсидии банкам идут под ключевую процентную ставку Банка России, которая сейчас 8%. Для того чтобы были «длинные» деньги, нужны не столько субсидии, сколько ресурсы, допустим, ФНБ или Банка России. Банк России противится выделению своих ресурсов, и более реальна поддержка со стороны бюджета, которая позволила бы и ВЭБу выдавать «длинные» кредиты со ставками, доступными для предприятий. Для реализации новых проектов, их масштабирования и увеличения производства нужен все-таки доступный кредит по низким ставкам. Либо субсидированный, либо обычный. Или, как я уже сказал, докапитализация институтов развития, чтобы они эти целевые проекты финансировали по пониженным ставкам.
— Одним из приоритетов развития ОПК является диверсификация производства, соответственно, выпуск и сбыт продукции гражданского назначения. Насколько стратегия ВЭБ совпадает с новыми условиями сбыта диверсифицированной продукции предприятий ОПК?
— Думаю, что можно и нужно развивать экспортный потенциал. Хотя в основном работа ведется для инвестпроектов внутри России, но для ВЭБ.РФ экспортные контракты не являются диковинкой. Напомню, у нас экспортные проекты SSJ уже были. Но сейчас вопрос в том, что для экспорта нужны кредиты, а мы не можем обеспечивать экспорт в долларах. И это касается не только недружественных стран, но в первую очередь стран Евразийского союза. Здесь мы до сих пор не отработали на должном уровне инструменты рублевого кредитования для экспорта нашей продукции в дружественные страны. Нужны инструменты в транснациональных валютах, при всех их рисках, при токсичности доллара и евро у нас нет другого выхода. Так что здесь и ВЭБ.РФ, и Российскому экспортному центру надо искать новые инструменты, новые пути и возможности, которые сейчас существуют. Плюс в нынешних условиях очень важно принятое Правительством решение о кредитовании импорта РЭЦом, как и политическая поддержка кредитования внешнеэкономической деятельности в рублях, что в нынешних условиях очень необходимо и важно.
— Я понимаю, что мы живем в такое время, когда прогнозы достаточно часто не сбываются. Тем не менее, если можно, озвучьте свой прогноз на ближайшие пять лет. И пожелания российским промышленникам.
— Если говорить о прогнозах, я думаю, сейчас самое главное даже не то, как правильно оценить масштабы ВВП или промышленности в этом году. Будет ли спад, как заявляют оптимисты, около 4,5–5% или выше, не самое важное. Важно, чтобы мы не потеряли следующий год и действительно смогли восстановить цепочки поставок, смогли переориентировать экспорт там, где это необходимо, на восток и южные страны. Необходимо сделать все, чтобы следующий год был годом роста обрабатывающей промышленности, а не спада. При этом у нас никто не отменял задачи наращивания выпуска военной техники и приоритетной техники гражданского назначения. Нам нужно делать не по одному-два дальнемагистральных самолета в год, а по 10–12, а в дальнейшем и по 30 и более машин, значительно нарастить выпуск радиоэлектронной продукции, грузовых автомобилей, станков. Все это требует доступного кредитования и «длинных» кредитов и плюс разумного управления, включая учет рисков, связанных с НИОКР и производством образцов. Здесь надо разделять эти риски с предприятиями — часть рисков должны брать на себя институты развития. Такое совместное сотрудничество позволит сделать рывок и победить.
А что касается пожелания — у нас все-таки очень профессиональные и квалифицированные кадры — и управленческие, и инженерные, поэтому желаю только спокойствия. Как говорится, делай что должен, но не просто «будь, что будет», а у нас должна быть победа! Поэтому делаем, что должно, но делать это должны вместе, скоординированно, и надеюсь, что вклад институтов развития и ВЭБа будет значительно больше, чем он был раньше.