Водоробусы, беспилотники и карбоновые фермы
Истории успеха

Водоробусы, беспилотники и карбоновые фермы

Водоробусы, беспилотники и карбоновые фермы

Республика Татарстан — один из самых инновационных регионов страны. Тут производят водоробусы, которые в перспективе могут заменить работающий на бензине общественный транспорт, строят уникальные города с беспилотным такси и «умными» домами, а также тестируют лучшие экологические инициативы на производстве.

Авторы:Александра Захарова

Республика Татарстан входит в число российских регионов с сильнейшими экономиками. В регионе относительно небольшой площади (всего 67,8 тыс. кв. км) расположены сотни заводов, многие из которых имеют богатую историю и активно применяют инновационные разработки.

Именно тут несколько лет назад был построен инновационный город Иннополис, в котором сочетаются продуманные городские планировочные решения, новые технологии, включая беспилотное такси, и уникальная организация внутригородской жизни.

Важным преимуществом Татарстана стала удачная локация — регион находится в центре крупного индустриального района и на пересечении транспортных путей с востока на запад и с юга на север. В республике проживает более 3,9 млн человек.

Кроме того, регион богат полезными ископаемыми. Тут добывают и нефть, и редкие металлы, а нефтегазохимический комплекс является ведущим в структуре промышленности. По данным Татарстанстата, с января по июль предприятия региона отгрузили товаров собственного производства, выполнили работ и услуг на более чем 336 млрд руб. Чуть менее четверти из них приходится на добычу ископаемых — почти 75 млрд руб., а на обрабатывающие производства — 248 млрд руб. По итогам прошлого года в республике было добыто 34,5 млн т нефти и переработано порядка 20 млн т нефтесырья.

В объеме отгруженных товаров и выполненных услуг Татарстан занимает восьмое место в России. Регион входит в пятерку лидеров по объемам обрабатывающих производств. В частности, на долю республики приходится пятая часть общероссийского производства газовых турбин, около трети — грузовых автомобилей и значительная часть синтетических каучуков, пластмасс в первичных формах, шин, покрышек и резиновых камер.

Доля промышленности в структуре валового регионального продукта Татарстана составляет 48,1%, сельского хозяйства — 5,6%, строительства — 8,1%, транспортировки и хранения — 4,8%.

В начале 2022 года глава Татарстана Рустам Минниханов отметил, что по сравнению с 2019 годом рост татарстанской промышленности составил 4,8%. «Наша мечта — дойти до 5 трлн руб. по ВРП. Мы уже достигли 4 трлн руб. по производству промышленной продукции. Темпы роста промышленности нужно ставить не менее 5% ежегодно. Для этого у нас есть все возможности, надо четко и слаженно работать», — заявил он и добавил, что пока в структуре экспорта региона преобладают нефть и нефтепродукты.

Вместе с тем республика производит 4,2% валовой сельхозпродукции страны, причем площадь ее сельхозугодий составляет всего 2,2% сельхозугодий России. Таких впечатляющих результатов удается достичь за счет высокоинтенсивного сельскохозяйственного производства. В Татарстане в основном выращивают зерно, сахарную свеклу и картофель, хорошо развиты мясомолочное животноводство, птицеводство, коневодство, пчеловодство.

Значительная часть промышленной продукции региона идет на экспорт. Так, по итогам 2021 года предприятия региона поставили на экспорт товаров более чем на $12 млрд. Ключевыми странами-импортерами в прошлом году стали Венгрия, Германия, Индия, Италия, Китай, Нидерланды, а также Казахстан и Беларусь.

Татарстан активно включился в работу по цифровизации промышленных предприятий.

Согласно федеральному рейтингу уровня цифровизации предприятий промышленности, сейчас у региона 44 балла из 100, это 27-е место по стране. «Ряд наших предприятий имеет меньше 30 баллов из 100. В то же время есть предприятия „КАМАЗ“, „Татнефть“, „Римера“, которые имеют высокий уровень цифровизации. И главное — в рамках программы поддержки „Цифровая экономика“ эти компании получают ресурсы на решение своих задач», — подчеркнул Рустам Минниханов.

Власти республики уделяют много внимания созданию инвестиционной инфраструктуры и поддержке бизнеса. В регионе созданы особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», где разместились 57 резидентов, и уникальный проект нового города и особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис». Резидентами этой площадки стали 84 компании. Кроме того, в Татарстане есть пять территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Набережных Челнах, Нижнекамске, Чистополе, Зеленодольске. Благодаря этому доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Республики Татарстан составляет 25,6%.

Кроме того, в регионе активно поддерживают экологические инициативы компаний. В частности, тут создают карбоновые полигоны и модернизируют производственные мощности на крупнейших промышленных предприятиях, что позволяет существенно снизить объемы вредных выбросов в атмосферу.

«ТАТНЕФТЬ»

Первые упоминания о нефти на территории современного Татарстана относятся к XVI веку, когда в «Писцовой книге по городу Казань с уездом 1566–1568 гг.» появилось подробное описание «государева царя и великого князя двора зелейного», в котором «перепускали» нефть. Позже на территории современного Татарстана нашли множество поверхностных выходов нефти, но промышленное ее освоение началось лишь в 1940-х годах, когда в Шугуровском районе было открыто очень крупное месторождение.

В 1949 году был создан трест «Татарнефть», объединивший все действовавшие на тот момент в регионе нефтепромыслы. Этот трест несколько раз реорганизовывался и сегодня является крупнейшим нефтедобытчиком в регионе — ПАО «Татнефть» со штаб-квартирой в Альметьевске. Компания занимает пятое место в России по объемам добычи нефти. Помимо нефтеперерабатывающих заводов и добывающих площадок в активе компании более 800 АЗС по всей стране. По оценке Московской биржи, «Татнефть» входит в число крупнейших российских публичных компаний с рыночной капитализацией более 1 трлн руб.

Компания продолжает активно развиваться и расширяет свои возможности. Так, в 2024 году «Татнефть» намерена начать производство гелия и сжиженного природного газа (СПГ). Для этого сейчас на территории Управления «Татнефтегазпереработка» ведется реконструкция криогенной установки по глубокой переработке сухого отбензиненного газа. После завершения работ будет не просто увеличена мощность действующего предприятия, но создан блок выделения газообразного гелия марки «А» в объеме 504 тыс. нм³ в год и налажено производство сжиженного природного газа в количестве 10,3 тыс. т в год. При этом технические решения, используемые при ремонте, позволят снизить углеродный след объекта на 95%.

«Татнефть» проповедует ценности устойчивого развития и намерена к 2050 году достигнуть углеродной нейтральности в части контролируемых выбросов. В частности, компания будет развивать низкоуглеродные технологии, включая производство возобновляемой энергии, а также улавливание и утилизацию углекислого газа и создавать компенсирующие лесопосадки. Для повышения энергоэффективности в «Татнефти» начали модернизировать нефтедобывающие скважины. Специальными энергоэффективными станциями уже оснащены 43 объекта нефтедобычи, что позволило на 8% снизить суточное потребление энергии, на 1% — температуру при работе оборудования и уменьшить объемы выбросов CO2 на 4,6 т в год на одну скважину. Всего за время реализации проектов по снижению выбросов Группа «Татнефть» сократила эмиссию парниковых газов на 132 тыс. т СО2-экв.

Одной из ближайших целей в сфере долгосрочной устойчивости «Татнефти» будет расширение нетопливного бизнеса. Так, к 2030 году его доля в структуре операционной прибыли компании будет доведена до 20%. Основные инвестиции в этом сегменте направлены в нефтехимию, востребованную на глобальном рынке. Важно и то, что компания в целом ответственно подходит ко всем реализуемым проектам и с 2020 года просчитывает климатические риски и предполагаемые объемы выбросов парниковых газов.

Еще одной знаковой экологической инициативой «Татнефти» стал проект по созданию карбоновых ферм. Совместно со специалистами Института леса им. В. Н. Сукачева Сибирского отделения РАН эксперты компании изучают эффективность зеленых насаждений на площадках в Азнакаевском, Зеленодольском, Арском, Лаишевском районах Татарстана. Специалисты могут оценить по керну древесины, насколько хорошо лесные насаждения связывают атмосферный углекислый газ. В компании уверены, что использовать деревья как биологический метод улавливания СО2 — это реальная возможность достигнуть углеродной нейтральности к 2050 году.

«Татнефть» активно сотрудничает с вузами страны. В частности, совместные образовательные программы в сферах инженерии и химии уже запущены с университетами ИТМО и крупнейшими университетами Татарстана. В этом году компания выделила 1,5 млрд руб. на гранты для муниципальных образований. Эти средства будут потрачены на проекты в сферах образования, здравоохранения и культуры.

«КАМАЗ»

Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей, который впоследствии стал производственным объединением «КАМАЗ», был образован в 1969 году в крохотном городке Набережные Челны на берегу судоходной реки Кама. Первый автомобиль сошел со сборочного конвейера нового завода 16 февраля 1976 года, и с тех пор предприятие выпустило более 2,25 млн автомобилей и около 2,85 млн двигателей.

За несколько десятилетий Набережные Челны превратились в крупный индустриальный город, а выпускаемые здесь грузовики используют в более чем 80 странах мира. В компании подсчитали, что каждый третий грузовик полной массой от 14 до 40 т в России и странах СНГ — это «КАМАЗ»!

Сейчас в структуру «КАМАЗа» входит с десяток предприятий, включая сервисные центры и конструкторские бюро. В их числе и «Внешнеторговая компания КАМАЗ», которая занимается экспортом автомобилей, спецтехники и комплектующих в страны СНГ и дальнего зарубежья. С 2002 по 2021 год суммарный объем экспорта автотехники «КАМАЗ» превысил 130 тыс. единиц, что составляет более половины камазовского экспорта за всю его 45-летнюю историю. До 75% экспорта приходится на страны постсоветского пространства, остальные поставки производятся в страны дальнего зарубежья, в том числе во Вьетнам, Афганистан, ОАЭ и на Кубу.

Так как компания занимается экспортом минимум в сотню стран мира, для оптимизации затрат и преодоления заградительных импортных пошлин в некоторых из них были открыты локализованные сборочные производства. За последние 20 лет заводы и линии по сборке «КАМАЗов» появились в Казахстане, Азербайджане, Вьетнаме, Венгрии, Эфиопии, Иране, Пакистане, Индии, ОАЭ и Узбекистане.

Визитной карточкой предприятия уже несколько десятилетий является гоночная команда «КАМАЗ-мастер», образованная в 1988 году. Сейчас это единственная в России заводская команда — чемпион различных мировых турниров. Экипажи команды являются многократными призерами и 19-кратными победителями супермарафона «Дакар» и заслуженно занимают лидирующее место в мировом рейтинге автомобильных команд. Кроме того, это единственная в мире гоночная команда-чемпион, которая самостоятельно разрабатывает и собирает гоночные грузовики для соревнований. Фактически у команды есть собственные конструкторское бюро и производственный цех.

Помимо маркетинга и продвижения бренда на мировом рынке гоночная команда выполняет еще одну важную функцию — тестирует «КАМАЗы» в самых невероятных условиях, от бездорожья в пустыне до зоны экстремальных холодов. В компании не скрывают, что большую часть технических новинок для будущего серийного производства обкатывают на автомобилях заводской команды.

Несмотря на то что «КАМАЗ» ассоциируется прежде всего с брутальными строительными грузовиками и дальнобойными фурами, на предприятии не отстают от трендов и постоянно удивляют рынок инновационными новинками. Например, сейчас тут производят экологичные водоробусы и электробусы, городские развозные автомобили и даже беспилотники. Так, в 2015 году запустили испытания первого беспилотного грузового автомобиля, разработанного совместно с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies. Спустя год компания представила прототип беспилотного городского автобуса под названием «Шатл», созданного вместе со специалистами НАМИ и «Яндекса». А в 2020 году выпустила «Челнок» — самосвал без водительской кабины, который используют в средних и малых карьерах. Сегодня компания разрабатывает беспилотный горный самосвал, который планируют продвигать на внутреннем рынке и в странах СНГ и БРИКС.

«У нас формируется конкурентоспособный продукт, спрос на который будет только расти. Мы намерены и дальше развивать это перспективное направление и будем расширять предложения беспилотной техники на другие отрасли», — заявил генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин.

Кроме того, «КАМАЗ» в 2018 году стал первым отечественным предприятием, выпустившим на российский рынок электробус «КАМАЗ-6282», заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8–12 минут. Этого заряда хватает на 70 км. Больше сотни таких электробусов уже работает в системе общественного транспорта Москвы. А в прошлом году были представлены сочлененный низкопольный электробус («гармошка») и троллейбус «КАМАЗ-65825», который также предназначен для больших городов.

Одной из самых передовых разработок завода стал водоробус «КАМАЗ-6290», концепт которого представили в 2021 году. Этот уникальный автобус в перспективе может также пополнить транспортный парк Москвы. Опытную партию водоробусов завод поставит в столицу в IV квартале 2022 года.

Запас хода водоробуса от одной зарядки составляет 250 км, что на 180 км больше, чем у электробуса без топливных элементов. При этом максимальная скорость движения экологичного пассажирского автомобиля — 80 км/ч.

К 2025 году в компании «КАМАЗ» намерены значительно увеличить долю прибыли от послепродажных сервисов, в том числе за счет экспорта комплектующих и развития сервисных центров. За период с 2002 по 2021 год суммарный объем экспорта запасных частей «КАМАЗ» составил 42 млрд руб.

Сегодня, в условиях санкций и ухода с рынка крупных иностранных автопроизводителей, «КАМАЗ» может стать одним из ключевых поставщиков легковых автомобилей на российский рынок. Летом мэрия Москвы заключила с компанией договор о развитии завода «Москвич» на площадке остановившего производство «Рено». До конца текущего года планируют выпустить не менее 600 автомобилей «Москвич», собранных из комплектующих, поставляемых из дружественных стран. При этом треть всех новых машин будет оснащена электродвигателем. А в 2023 году выпустят 50 тыс. автомобилей, в том числе 10 тыс. электрокаров.

ГК «РИМЕРА»

Группа компаний «Римера» объединяет несколько предприятий по производству нефтедобывающего оборудования и оказанию сервисных услуг для предприятий ТЭКа. Сейчас в составе группы функционируют два крупных завода нефтяного машиностроения — «Алнас» и «Ижнефтемаш», а также сеть сервисных центров «Римера-Сервис», которые расположены в ключевых нефтедобывающих регионах России, в том числе в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Поволжском регионе.

На заводе «Алнас», который считается одним из крупнейших в России производителей погружного оборудования для нефтедобычи, выпускают установки электроцентробежных насосов (УЭЦН) для добычи нефти, а также погружные электродвигатели с повышенным напряжением, газосепараторы, гидрозащиту.

Основанный в 1978 году в Альметьевске завод сегодня производит более 100 модификаций насосов, 50 модификаций двигателей, а также предлагает нефтедобытчикам свыше 3000 вариантов комплектаций нефтепогружного оборудования, которое можно применять даже в экстремальных условиях. Доля «Алнаса» на рынке УЭЦН составляет 29%. Установки компании используют «Славнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «РуссНефть», а также ряд нефтяных компаний Индии, США, Кувейта, Узбекистана, Казахстана и Беларуси.

Вторым крупным активом группы является завод «Ижнефтемаш», основанный в 1956 году. Предприятие в Ижевске специализируется на производстве нефтегазопромыслового оборудования для бурения, обустройства и ремонта нефтяных и газовых скважин, добычи нефти: станков-качалок, штанговых насосов, буровых ключей, редукторов, станций управления, спецтехники, буровых и цементировочных насосов.

«НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ»

В 1960 году на Нижней Каме началось строительство нефтехимкомбината, который семь лет спустя выдал первую партию изопрена-мономера. С 1967 года принято отсчитывать историю работы «Нижнекамскнефтехима», который сегодня является одной из крупнейших российских нефтехимических компаний и крупнейшим профильным предприятием в Европе. Комбинат входит в «Сибур Холдинг» и специализируется на производстве синтетических каучуков, пластиков и этилена.

В 2014–2020 годах на комбинате провели масштабную модернизацию и одновременно реализовали собственную экологическую программу, которая позволила повысить производство и снизить нагрузку на окружающую среду. Всего за эти шесть лет завод инвестировал в экологические мероприятия 7,2 млрд руб.

Результатом стало сокращение объема потребляемой речной воды — на 2,03 млн кубометров и объема сточных вод — на 3,27 млн кубометров. Кроме того, выбросы в атмосферный воздух сократились на 586 т, а образование отходов — на 1100 т.

Летом 2022 года комбинат начал выпускать новые марки полипропилена и полимерной пленки, используемые для упаковки инфузионных медицинских растворов, которые позволяют заместить труднодоступные на российском рынке импортные аналоги. Также в рамках импортозамещения компания этой весной представила новую марку блоксополимера полипропилена, используемого при производстве безнапорных систем ливневой и хозяйственно-бытовой канализации. Ранее при производстве канализационных труб использовали импортный полипропилен европейского производства.

«КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ»

Организованный в 1958 году Казанский химический завод, переименованный в 1961 году в Казанский завод органического синтеза, сейчас является одним из крупнейших отечественных производителей полиэтилена и единственным в России производителем поликарбонатов. Завод в Казани входит в «Сибур Холдинг». На площадке предприятия производят этилен, полиэтилены высокого и низкого давления, бисфенол А, поликарбонаты и другие продукты органического синтеза. Всего ассортимент завода включает более 170 наименований, а объем годового производства составляет 1,7 млн т. Продукцию экспортируют в 36 стран мира.

Летом 2022 года стало известно, что «Сибур» готов ежегодно поставлять до 100 тыс. т полиэтилена для программы газификации РФ. Сейчас в холдинге производством необходимого для производства труб для газораспределительных сетей полиэтилена занимается химический завод в Казани.

В сентябре на заводе начали плановый остановочный ремонт для подготовки к дальнейшему расширению производства. До конца года «Казаньоргсинтез» займется техническим перевооружением и увеличением производственных мощностей.

Кроме модернизации производства, которая обеспечит большую экологичность и устойчивое развитие предприятия, в «Казаньоргсинтез» намерены сделать производство прозрачным. Для этого в сентябре на заводе запустили программу промышленного туризма. Организованные группы туристов, студентов и школьников смогут увидеть, как устроены закрытая факельная система, очистка воды и работа с отходами.

«НИЖНЕКАМСКШИНА»

В 1968 году в составе строящегося Нижнекамского нефтехимического комбината началось создание шинного завода, который позже вырос в самостоятельное предприятие «Нижнекамскшина».

Первая автокамера 6,15-13 (УК-13) для автомобиля «Жигули» сошла с конвейера Нижнекамского шинного завода 29 апреля 1973 года. Сегодня завод является крупнейшим производителем шин в стране.

Тут выпускают 300 типоразмеров и моделей шин, в том числе решения, разработанные специалистами «Научно-технического центра КАМА», многие из которых неоднократно становились победителями профильных всероссийских и международных конкурсов. Предприятие много лет обеспечивало шинами автомобильные заводы иностранных производителей Fiat, Volkswagen, Skoda.

Первый инновационный

В 2015 году в Татарстане открылся первый инновационный город, в котором созданы условия для работы предприятий и комфортной жизни людей с учетом самых современных технологий строительства и организации пространства. Сейчас этот город стал флагманом для региона и задает тон всем остальным городам.

Текст: Александра Захарова Фото: пресс-служба Иннополиса

Мастер-план города разработал сингапурский архитектор Лиу Тай Кер, который работал генеральным архитектором Сингапура, спроектировал круизный порт в Сингапуре и несколько десятков городских проектов по всему миру. Так молодой инновационный город в Казани получил одновременно особую экономическую зону с преференциями и налоговыми льготами для инвесторов и резидентов из высокотехнологичных отраслей, университет с кампусом и город с комфортной жилой инфраструктурой. По сути, город строится вокруг двух ключевых систем — университета и бизнес-кластера.

Университет Иннополис готовит специалистов и помогает ученым проводить исследования в сфере информационных технологий и робототехники. Сейчас в вузе открыто 17 лабораторий и девять научных центров, обучаются 1086 студентов из 44 стран по 175 дисциплинам, а преподают в университете полторы сотни преподавателей из 15 стран с опытом работы в мировой ИТ-индустрии. Вуз занимает 12-е место в рейтинге лучших вузов РФ по версии журнала Forbes.

Бизнес в Иннополисе развивается не только в условиях города, но и в рамках особой экономической зоны, где действуют преференции и налоговые льготы для инвесторов и резидентов из высокотехнологичных отраслей экономики. Сейчас там создано два технопарка, в которых единовременно работает более 3400 человек.

В Иннополисе расположены офисы более 300 компаний и ряд исследовательских центров, в том числе представительства таких компаний, как «Сбер», «Озон», «Акбарс» и Group IB.

За семь лет с момента открытия города там поселились более 5000 человек, которые не только пользуются деловой и образовательной инфраструктурой, но и водят детей в школы и детские сады, пользуются медицинским центром и множеством кафе и магазинов.

В Иннополисе предусмотрено жилье различного уровня комфорта, соответствующее предпочтениям жителей, — от многоэтажных домов до таунхаусов. На сегодняшний день построено 22 многоквартирных дома — 1572 арендные квартиры и первая очередь жилого комплекса таунхаусов «Зион». Также в 2021 году началось строительство «Квартала Ю» и второй очереди ЖК таунхаусов «Зион».

Городская жизнь здесь также напичкана инновациями. Такси беспилотное, еду из ресторанов привозят роботы, впрочем, и «Почта России» здесь уже активно использует роботов-доставщиков. Всего в Иннополисе трудятся 15 роботов.

В 2021 году в Иннополисе запустили автономный роботизированный дронопорт. С его помощью мониторят городскую среду, ход строительства двух новых технопарков. Устройство также используют для контроля состояния безопасности в различных ситуациях, в том числе и чрезвычайных.

Еще одна принципиальная новация Иннополиса — отсутствие бюрократии. Мэрия работает не как классическая городская администрация, а как городская сервисная компания, которая быстро и без лишней волокиты решает проблемы горожан и улучшает их жизнь. Кстати, в мэрии тоже используют современные технологии. В частности, с горожанами общается Telegram-бот Инна, которая с легкостью отвечает на часто задаваемые вопросы.

Управляет мэрией Иннополиса с 2016 года Руслан Шагалеев. Он рассказал «Перспективному развитию», как устроена жизнь в инновационном городе и почему в него стоит приехать, хотя бы в качестве туриста.

— Как удалось так быстро построить и заселить инновационный город?

— Еще десять лет назад никакого Иннополиса на карте России не было. Город был построен с нуля, чтобы стать центром развития информационных технологий в России.

На первых этапах команде города нужно было одновременно решать несколько задач: создать безопасную и комфортную инфраструктуру, запустить бизнес-процессы и привлечь первых жителей. Причем не только айтишников, но и тех, кто будет развивать инфраструктуру: врачей, учителей, работников коммунальных служб. Также нам были нужны креативные ребята: Иннополис был построен в поле, у нас не было исторического и культурологического базиса для создания городского сообщества. Мы делали это сами — придумывали свои традиции и мероприятия.

Чтобы люди захотели переехать в Иннополис, необходимо было рассказать о появлении нового города и наших возможностях. Для этого команды города и Университета Иннополис часто выезжали на конференции. Позже и в самом городе стали проходить крупные мероприятия. Сегодня Иннополис — технологическая площадка для проведения индустриальных событий, ежегодно в городе проходит более 50 таких мероприятий.

Уже на первых этапах развития города мы решили, что будем создавать открытую систему управления в тесной коллаборации с жителями. Это и на сегодняшний день наша фича, как говорят айтишники. Иннополис стал первым городом в России, который развивается в логике сервисной компании. Город — это сервисная компания, а жители — ее клиенты. Мы создали круглосуточный сервис заботы о жителях — консьерж-сервис. Среднее время ответа на запрос жителей — пять минут. Telegram стал главным мессенджером города, у нас более 200 чатов и каналов. На основе обратной связи от наших жителей всего за пару лет в городе появились городское пространство «Артспейс», скейт-площадка, барбекю-зона, велопарковки, уличные граффити, контейнеры для раздельного сбора мусора, двор без машин и многие необходимые элементы тактического урбанизма.

Также на первых этапах нам было важно привлечь туристов, дать возможность людям увидеть город и оценить его. Сегодня в Иннополис приезжает по семь—десять туристических автобусов в день. Люди хотят увидеть необычную архитектуру, прокатиться на беспилотном такси, заказать робота-доставщика и узнать, как устроена жизнь в самом молодом городе России.

Сегодня Иннополис — город со всей необходимой инфраструктурой для жизни, учебы и работы. Здесь уже выстроены все первоочередные процессы и сервисы, и мы перешли к активному росту.

— Как пример Иннополиса может повлиять на развитие других городов России?

— Иннополис — технологическая песочница для тестирования новых продуктов и сервисов. Здесь ИТ-бизнес может апробировать технологию, а затем внедрить по всей России и миру. Взять хотя бы пример беспилотных разработок компании «Яндекс». В 2018 году они запустили в тестовом режиме беспилотное такси в Иннополисе, а с 2020 года еду из местных ресторанов привозят роботы-доставщики. Еще один пример — первый автономный дронопорт в России HIVE. Он мониторит городскую среду и стройки в городе. В будущем подобные технологии повысят уровень безопасности в городах.

В Иннополисе тестируют как технологические инновации, так и новые подходы в управлении городом. Мы внедрили цифровые сервисы в систему взаимодействия с жителями: консьерж-сервис, виртуальный сотрудник — бот Инна, транспортный бот, система «умный дом». Наш опыт можно масштабировать и использовать в управлении другими городами.

— Зачем ИТ-бизнесу открывать офис в Иннополисе?

— Сейчас у бизнеса здесь есть доступ к высококвалифицированным кадрам, исследованиям, образованию, экспертизе, а также удобная система налогообложения.

В Университете Иннополис мы готовим лучшие кадры для ИТ-индустрии, а в ОЭЗ «Иннополис» они создают свои компании или устраиваются на работу в компании резидентов. Университет Иннополис занимает 12-е место в ежегодном рейтинге лучших университетов России, по версии Forbes.

В особой экономической зоне сегодня работает более 330 компаний (резиденты, партнеры и стартапы). В первом квартале 2022 года компании создали 503 новых рабочих места, объем инвестиций составил 1916 млн руб., объем выручки — 2663 млн руб. Все эти показатели больше, чем аналогичные за 2021 год.

Резиденты получают нулевую ставку по налогу на прибыль на региональном уровне и налогу на землю в течение пяти лет, нулевую ставку по налогам на имущество и транспорт в течение десяти лет. Также предусмотрены недорогая и доступная инфраструктура и жилье для сотрудников, что позволяет снизить затраты компаний на содержание и ведение бизнеса.

Кроме того, мы активно сотрудничаем с ведущими венчурными фондами, которые готовы инвестировать в перспективные стартап-проекты ОЭЗ «Иннополис».

— Вы упомянули, что с 2018 года в Иннополисе начали тестировать беспилотные автомобили. Как сейчас обстоят дела с беспилотным транспортом?

— Иннополис стал первым городом в Европе, где появилось беспилотное такси. Более 45 тыс. поездок было совершено за четыре года существования сервиса в городе. Количество поездок зависит от погоды и сезона. Например, летом жители города вызывают машину 40–50 раз в день, а зимой почти в два раза чаще — 70–80 раз. Беспилотные автомобили работают в Иннополисе семь дней в неделю с семи часов утра до одиннадцати вечера. Сервисом сегодня могут воспользоваться все желающие. Бело-красно-черные автомобили «Яндекса» стали в Иннополисе частью привычной жизни, а вот для туристов это в новинку.

В этом году мы выступили с инициативой установить в городе экспериментально-правовой режим (ЭПР), позволяющий проводить тестовые полеты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Мы будем создавать нормативно-правовую базу, для того чтобы беспилотные летательные аппараты тяжелее 6 кг могли летать в городах полностью в автономном режиме без риска и ошибок по причине человеческого фактора.

— Сколько человек живет и работает в Иннополисе? Все ли постоянно живут в городе или же все-таки им приходится выезжать для работы или за какими-то услугами за его пределы?

— Сегодня в городе живет более 5000 человек, а вместе с маятниковой миграцией в Иннополисе ежедневно находится почти 8000 человек. Так как в городе построена вся необходимая инфраструктура, можно никуда не выезжать — все в шаговой доступности. В Иннополисе есть культурный центр «Артспейс» с кинотеатром, медицинский центр, спорткомплекс, хобби-центр, йога-центр со студией массажа, языковые курсы, детские площадки, кафе и рестораны, магазины и многое другое. Город подходит для тех, кто не хочет стоять по полтора часа в пробках, а хотел бы больше времени тратить на себя и своих близких.

— Как в ближайшие годы будет развиваться Иннополис?

— Планов на будущее много. В городе строят индустриальный парк высокотехнологичных производств общей площадью 12 тыс. кв. м, ведут строительство крупнейшего в Поволжье дата-центра Росэнергоатома, достраивают роботизированную гостиницу и три жилых корпуса для студентов. Продолжается строительство большого жилого квартала «Ю» и второй очереди ЖК таунхаусов «Зион», планируется строительство коливинга. В ближайшие несколько лет население города вырастет минимум в три раза.

Читайте также

Истории успеха
Дмитрий Савицкий: «Алмаз-Антей» разработал отечественные «мозги» для дронов
Истории успеха
Покорители космоса
Истории успеха
Итоги года корабелов 2023: Выборгский судостроительный завод
Истории успеха
Слышал дрон: на что способен тяжелый беспилотник «Охотник»