Всегда на высоте. «Русские витязи» и «Стрижи»
Истории успеха

Всегда на высоте. «Русские витязи» и «Стрижи»

Всегда на высоте. «Русские витязи» и «Стрижи»

Их превосходство в воздухе неоспоримо. Порой кажется, что на них не распространяется закон земного тяготения. Ими восхищаются жители разных стран и континентов.

Пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи», отметившие в этом году свое 30-летие, давно стали желанными гостями любого авиасалона.

Первым делом – самолеты

Пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» были созданы практически одновременно – 5 апреля и 6 мая 1991 года соответственно. Обе они базируются в подмосковной Кубинке, в составе Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. И «Стрижей», и «Витязей» набирали из лучших летчиков 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиаполка, в задачу которого входила не только защита воздушного пространства Московского региона, но и демонстрация возможностей новейшей авиационной техники. Еще до создания «Русских витязей» и «Стрижей» летчики Кубинки неизменно участвовали в авиапарадах, выполняли функции воздушного эскорта при встрече самолетов глав иностранных государств, первыми осваивали отечественные реактивные самолеты.

Пилоты «Стрижей» летают на истребителях МиГ-29. «Русские витязи» используют два типа самолетов – Су-30СМ и Су-35С. «Русские витязи» – единственная в мире авиагруппа, показывающая высший пилотаж на тяжелых истребителях серийного производства. Обе пилотажные группы эксплуатируют обычные, не прошедшие никакой доработки боевые машины, они не отличаются ничем от тех самолетов, что поступают в подразделения российских ВКС. И «Стрижи», и «Витязи» иногда садятся за штурвалы самолетов в других авиачастях и на них выполняют свою программу. Это происходит в тех случаях, когда слишком неудобно перегонять истребители из Кубинки.

Первый демонстрационный полет «Русских витязей» состоялся уже через четыре с половиной месяца после официального создания – 24 августа 1991 года на польском авиашоу в Познани. Программу одиночного пилотажа показал командир группы Владимир Баженов. Первое групповое выступление «Русские витязи» продемонстрировали в сентябре 1991 года в Великобритании – во время авиашоу они прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии. В тот год только что сформированная пилотажная группа продолжила турне по Великобритании участием в воздушном шоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» выполняли полеты вместе с британской эскадрильей Red Arrows. За этим последовали визиты в США, Канаду, Францию, Нидерланды, Словакию, Норвегию, Бельгию, Люксембург.

Первый пилотаж «Стрижей» совпал с днем рождения авиагруппы. 6 мая 1991 года она впервые выступила на авиационном показе, за что маршал авиации Иван Кожедуб наградил летчиков медалями. В этом же году «Стрижи» продемонстрировали свое мастерство иностранным коллегам на авиабазах во французском Реймсе и шведской Уппсале. А годом позже состоялась и публичная премьера «Стрижей» – российские пилоты произвели фурор на воздушном празднике, устроенном в честь 50-летия легендарной эскадрильи Нормандия-Неман во Франции. Тогда шестерка «Стрижей», летящая плотной группой, постоянно меняя строй, выполнила едва ли не все фигуры высшего пилотажа.

Форсаж на вираже

Истребители «Русских витязей» и «Стрижей» выкрашены в цвета российского флага. Су-30СМ имеют белый фюзеляж, темно-синие с красной стреловидной полосой крылья, темно-синий киль с надписью «ВВС России». МиГ-29 имеют белый фюзеляж, белые крылья, украшенные синим силуэтом стрижа, и бело-сине-красный киль с надписью «ВВС России».

Главное предназначение обеих авиагрупп – демонстрация возможностей отечественных боевых самолетов. Участие «Русских витязей» и «Стрижей» в многочисленных воздушных шоу и авиавыставках позволяет потенциальным покупателям увидеть российскую технику в деле, оценить все ее достоинства, убедиться в ее преимуществах, которые неоднократно показывали наши летчики. На счету обеих авиагрупп участие в крупнейших международных авиасалонах: Париж-Ле-Бурже во Франции, The Farnborough International Exhibition and Flying Display в Англии. МАКС в Жуковском, Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге, Airshow China в Чжухае, Iran Air Show в Иране, Гидроавиасалон в Геленджике, LIMA в Малайзии.

Фигуры высшего пилотажа, маневрирование и перестроения, которыми владеют «Русские витязи» и «Стрижи», – это не просто эффектная воздушная акробатика. В реальном бою все эти зрелищные виражи имеют практическое применение, они позволяют уйти от преследующего противника, уклониться от его атаки и самому занять позицию атакующего. Поэтому обучение пилотажу летчиков из других частей российских ВКС – еще одна обязанность обеих элитных авиагрупп. Кроме того, «Стрижи» и «Русские витязи» – это полноценные строевые авиаподразделения, готовые в случае необходимости выполнять любые боевые задачи. Наконец, эксплуатация истребителей на предельных режимах позволяет получить данные, которые используются при разработке следующих поколений боевых самолетов.

От простого к сложному

Пилотаж бывает простым, сложным и высшим. Пример простого – «вираж», во время которого самолет разворачивается в горизонтальной плоскости на 360°. Его более сложная вариация – «косая петля», когда самолет двигается в наклонной плоскости с разворотом на 360°. К сложному пилотажу относится и «бочка». Выполняя эту фигуру, самолет поворачивается относительно своей продольной оси на 360°, не меняя при этом направление движения. Среди фигур высшего пилотажа очень эффектен «колокол». Машина поднимается в небо под углом 90°, затем она гасит скорость до полной остановки (в этот момент зрители замирают от ужаса и восхищения) и резко падает носовой частью вперед, уходя в пике.

Летчики «Русских витязей» и «Стрижей» владеют всеми видами пилотажа. Более того, они постоянно придумывают новые фигуры. Ведь техника пилотажа родилась на заре авиации и развивалась параллельно с самолетостроением. Каждое новое поколение истребителей обладает все большими возможностями. Чтобы их полностью раскрыть и продемонстрировать, требуются постоянная работа и мастерство летчиков обеих пилотажных групп.

На пределе возможностей

Основные критерии качества выполнения пилотажа при полете группой – синхронность, сохранение строя и четкое выполнение маневров. «Русские витязи» и «Стрижи» во время выступлений на публике демонстрируют очень энергичный, сконцентрированный пилотаж с минимальными паузами между различными фигурами и перестроениями. Это позволяет зрителю оценить общий замысел и красоту полета. Весь рисунок пилотажа, очередность выполнения маневров и перестроений определяет ведущий группы. Дело ведомых – выдержать свое место в строю. Задача эта чрезвычайно сложная, поэтому летчики практически неотрывно смотрят только на самолет ведущего. Они держат свои машины в одной плоскости, ориентируясь исключительно на него.

При пилотаже, который демонстрируют летчики обеих авиагрупп, возникают огромные перегрузки. Особенно велики они в одиночном пилотаже, когда полет выполняется на пределе возможностей самолета. В таких случаях перегрузки могут достигать значения 9g, то есть на человека давит тяжесть в девять раз больше его собственного веса. Причем при перегрузке в три единицы уже трудно оторвать руку от колена. Однако и в этих условиях летчик должен быть предельно внимательным, выдерживать свое место в строю, молниеносно принимать решения, не упускать из вида ведущего и четко выполнять его команды.

Справиться с перегрузками помогают специальные костюмы, которые не дают крови отливать от головы и туловища. Но главное – каждый летчик-истребитель должен обладать отличным здоровьем, всегда иметь определенный запас сил, чтобы не потерять сознание и в любой ситуации сохранять предельную концентрацию. Пилоты, стремящиеся пополнить ряды «Русских витязей» или «Стрижей», проходят тщательную медкомиссию, которая обязана подтвердить их безусловное физическое и психическое здоровье, убедиться в отличном состоянии вестибулярного аппарата каждого кандидата. На этом медицинский контроль не заканчивается: ежегодно все летчики обеих авиагрупп проходят медицинский осмотр после отпуска, а также квартальный медосмотр, полугодовые углубленные осмотры и каждый год – врачебно-летную комиссию.

Символический бриллиант

В марте 2003 года состоялся первый совместный полет двух пилотажных групп. Тогда в честь 65-летия образования Центра показа авиационной техники в едином строю прошли четверка «Русских витязей» с шестеркой «Стрижей». А в 2004 году в комплекс демонстрационных полетов был включен совместный пилотаж в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением всех фигур высшего пилотажа, что стало мировым рекордом в истории авиации. С тех пор гигантский «ромб», построенный из девятки истребителей, превратился в своего рода символ обеих пилотажных групп, получив название «Кубинский бриллиант» за свои четкие грани.

Именно эту фигуру в исполнении «Витязей» и «Стрижей» мы каждый год видим над Красной площадью во время парада Победы. И, конечно, без нее не обошлось юбилейное авиашоу в честь 30-летия знаменитых пилотажных групп, состоявшееся 15 мая 2021 года на аэродроме в Кубинке. В этот день зрителей ожидал сюрприз – в совместном построении «мигов» и «сухих» были впервые задействованы не Су-27 или Су-30, а новейшие многоцелевые истребители Су-35С. В финале шоу в небе раскрылся знаменитый «Тюльпан» – самолеты разлетаются в разные стороны, будто распускающиеся лепестки, и отстреливают тепловые ловушки. Бесстрашные летчики в очередной раз доказали, что в искусстве пилотажа им нет равных и 30 лет в небе – это лишь начало их триумфальной истории.

Истребитель Су-35С

Реактивный одноместный многоцелевой истребитель поколения 4++. Предназначен для перехвата и уничтожения всех классов воздушных целей, борьбы за господство в воздухе, для поражения наземных и надводных объектов, наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных расстояниях от аэродрома базирования.

  1. Длина – 21,9 м
  2. Размах крыла – 14,70 м
  3. Высота – 5,9 м
  4. Нормальная взлетная масса – 25 300 кг
  5. Максимальная скорость полета – 2500 км/ч на высоте, 1400 км/ч у земли
  6. Вооружение – управляемые ракеты «воздух-воздух», «воздух-поверхность», противокорабельная ракета большой дальности, противорадиолокационная ракета повышенной дальности, авиабомбы со спутниковым наведением, неуправляемые снаряды, разовые бомбовые кассеты, авиабомбы, авиационная пушка

МиГ-29

Реактивный сверхзвуковой фронтовой истребитель четвертого поколения. Создавался для завоевания господства в воздухе в зоне боевых действий, уничтожения воздушных, наземных и надводных целей противника.

  1. Длина – 17,32 м
  2. Размах крыла – 11,36 м
  3. Высота – 4,73 м
  4. Нормальная взлетная масса – 15 300 кг
  5. Максимальная скорость полета – 2450 км/ч на высоте, 1500 км/ч у земли
  6. Вооружение – управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности и ближнего боя, бортовой комплекс обороны, авиационные бомбы, авиационная пушка

Тяжело в учении

Авиацентр занимается не только демонстрацией возможностей новых истребителей, но и подготовкой молодых пилотов. Летчики из обеих пилотажных групп становятся их наставниками – устраивают тренировочные воздушные бои, отрабатывают перехваты, боевое применение истребителей по различным целям, учат азам пилотажа. Эта подготовка длится не менее года, в течение которого летчики совершают по три-четыре вылета ежедневно. Из прошедших такое обучение пилотов отбирается пополнение для «Русских витязей» и «Стрижей». Однако попасть в авиагруппы доведется не всем: помимо богатырского здоровья нужно иметь квалификационный налет не ниже летчика второго класса и пройти полный курс боевой подготовки. Большое значение имеют и личные качества кандидатов: в пилотажных группах каждый должен быть абсолютно уверен в своих товарищах.

Высокая мода

Для летчиков пилотажных групп создан специальный гардероб. Главный предмет этого гардероба – комбинезон, сшитый с применением арамидного волокна. Материал комбинезона не плавится, не поддерживает горение, обеспечивает пилоту безопасность при катапультировании на скорости до 1,2 тыс. км/час. Кроме того, он имеет высокую прочность, не впитывает масло и нефтепродукты, обладает антистатическими свойствами, обеспечивает хорошую воздухо- и паропроницаемость. Комбинезоны выпускаются в трех расцветках: бежевый, оливковый и голубой. В летный комплект также входит сумка для переноски шлемов, утепленная кожаная куртка и специальный летный органайзер, который крепится к правой ноге пилота с помощью эластичного обхвата.

  • При выполнении группового пилотажа истребители двигаются со скоростью 600–700 км/час
  • Расстояние между кончиками крыльев самолетов составляет 1 м
  • В арсенале обеих авиагрупп более 30 фигур высшего пилотажа

Читайте также

Истории успеха
Как ускорить импортозамещение электротехнической продукции в России
Истории успеха
Дмитрий Савицкий: «Алмаз-Антей» разработал отечественные «мозги» для дронов
Истории успеха
Покорители космоса
Истории успеха
Итоги года корабелов 2023: Выборгский судостроительный завод