Высокотехнологичная гражданская продукция КТРВ – вклад в обеспечение технологического суверенитета России
Истории успеха

Высокотехнологичная гражданская продукция КТРВ – вклад в обеспечение технологического суверенитета России

Высокотехнологичная гражданская продукция КТРВ – вклад в обеспечение технологического суверенитета России

Международный военно-технический форум «Армия» — это не только смотр достижений отечественного ОПК по разработке и производству вооружения и военной техники. На форуме традиционно демонстрируется продукция двойного и гражданского назначения. В условиях нынешних беспрецедентных антироссийских санкций национальное производство гражданской высокотехнологичной продукции приобретает значение жизненной необходимости.

Авторы:Илья Кедров

Крупнейшее военно-техническое событие России — Международный военно-технический форум «Армия» — это не только смотр достижений отечественного ОПК по разработке и производству вооружения и военной техники. На форуме традиционно демонстрируется продукция двойного и гражданского назначения. В условиях нынешних беспрецедентных антироссийских санкций национальное производство гражданской высокотехнологичной продукции приобретает значение жизненной необходимости.

До 24 февраля 2022 г. мы говорили о том, что от диверсификации производства зависит экономическая устойчивость оборонной промышленности. Сегодня от успешного освоения в производстве аналогов зарубежной продукции, которая больше не поставляется в Россию, в весьма значительной степени зависит и национальная безопасность страны.

Один из крупнейший российских оборонных холдингов — Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» — продемонстрировал на форуме «Армия-2022» целый ряд образцов новейшей инновационной гражданской продукции.

HARD-E — электрический трудяга

Пожалуй, наиболее заметным из него стал построенный Гос МКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова (входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение») совместно с АО «КЗДМ» и МГТУ им. Н. Э. Баумана мини-погрузчик на многофункциональной электроплатформе HARD-E. Эта машина может использоваться в строительной, дорожной, коммунальной сферах, а также для выполнения транспортно-логистических работ на складах и на открытых площадках. Электроплатформа — первый в России (и один из немногих в мире) образец техники такого типа.

Технические принципы создания электромобилей и электробусов уже хорошо известны и отработаны, а дорожно-строительная спецтехника на электротяге — это пока сфера поиска и отработки оптимальных конструкторских решений. Такие машины должны не просто передвигаться из пункта «А» в пункт «Б», но в первую очередь выполнять различные работы так же или лучше своих дизельных аналогов, что обуславливает целый ряд их конструктивных особенностей.

Мини-погрузчик на платформе HARD-E может оснащаться различным оборудованием для погрузочных, дорожных или строительных работ. Для этого в комплекте имеются погрузочный ковш до 1000 кг для снега и сыпучих материалов, вилы паллетные, очистительная дорожная щетка с гидроприводом, промышленный перфоратор и другое универсальное навесное оборудование. Есть также специальные блоки для уборки улиц и территорий предприятий от пыли, листвы, мелкого мусора, траншеекопатели, бур для формирования приямков для свай и даже портативная бетономешалка на 0,9 кубических метра бетонной смеси. Всего машина может выполнять до 18 видов работ.

Электроплатформу отличает высокая энергоэффективность, экологичность, маневренность и грузоподъемность. Она может использоваться в любых климатических зонах при температуре от −40 до +50°С. Быстрая подзарядка занимает не более часа и осуществляется от промышленной электросети или стандартной городской инфраструктуры. Все это позволяет максимально снизить операционные затраты на обслуживание многофункциональной платформы. В октябре 2022 г. планируется изготовить первый образец машины, время работы которой в смешанном цикле составляет семь часов без подзарядки.

Мини-погрузчик на платформе HARD-E, выставлявшийся в демонстрационном центре Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» на форуме «Армия-2022», — это не концепт или макет, а вполне реальный рабочий образец. Один прототип электрического минипогрузчика, разработанный на тех же принципах, уже проходит опытную эксплуатацию на улицах Москвы, хотя работы по созданию HARD-E в Гос МКБ «Вымпел» начаты всего год назад.

Высокой скорости реализации проекта удалось достичь за счет партнерства с ведущим вузом РФ в области разработки и проектирования машин и механизмов МГТУ им. Н. Э. Баумана и коммерческим партнером АО «Курганский завод дорожных машин» — одним из лидеров на российском рынке в области производства дорожной, строительной и коммунальной колесной техники.

Общий тренд на экономию в ходе жизненного цикла техники, экологию, модернизацию городской среды под нужды электротранспорта, а также требования по диверсификации производства побудили Гос МКБ «Вымпел» начать работы по разработке электрической платформы. Конструкция платформы включает два ходовых тяговых электродвигателя и еще один электродвигатель, предназначенный для работы и управления гидравликой мини-погрузчика.

Тяговая аккумуляторная батарея — литий-ионная. По размерам она довольно крупная, как следствие — электроплатформа имеет очень удачное сочетание весовых характеристик для выполнения погрузочных работ и энерговооруженности (возможность длительной работы и быстрой подзарядки).

При проектировании особое внимание обращается на удобство оператора-водителя. Так, у мини-погрузчика предусмотрена самая большая в классе кабина, эргономичные органы управления (джойстики) и климат-контроль, наличие которого обусловлено, помимо заботы о комфорте водителя, необходимостью поддерживать рабочий температурный режим литий-ионной аккумуляторной батареи. К реализации проекта HARD-E планируется подключить и другие предприятия Корпорации ТРВ исходя из их компетенций: РКБ «Глобус» — для проектирования и производства зарядных станций, АО «Уралэлемент» — для производства аккумуляторных батарей.

Представитель Гос МКБ «Вымпел» отметил на выставке: «Для того чтобы ускорить реализацию проекта и при этом обеспечить нужные потребительские параметры, мы закладывали основные узлы от лучших мировых производителей, которые в течение этого года стали нам недоступны. Это батарея, электродвигатель и редуктор. Сейчас это позиции, запрещенные для ввоза в Россию. Часть узлов мы временно заменили на китайские аналоги. Но антироссийские санкции сыграли стимулирующую роль и заставили нас по-другому взглянуть на возможности отечественной промышленности. И сегодня мы видим, что можем на 100% локализовать производство этого электропогрузчика через партнерство со средним и крупным бизнесом, и совместные НИОКР с другими предприятиями ОПК. Таким образом, мы сможем найти свою нишу с конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией».

Пока не до конца остается решенным вопрос цены, на которую влияет общая для всего ОПК проблема высоких накладных расходов. Однако Гос МКБ «Вымпел» совместно с партнерами АО «Курганский завод дорожных машин» планирует решить и эту задачу, что позволит электроплатформе HARD-E занять свой сегмент как на российском, так и на зарубежном рынках. В планах предприятия — дальнейшая работа по созданию электрических спецмашин.

УНИИКМ продолжает создание уникальных эндопротезов

Одно из важнейших направлений программы диверсификации производства в Корпорации — проекты медицинской направленности. Наиболее инновационные разработки в этом сегменте — у Уральского НИИ композиционных материалов (расположен в Перми, входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»), специалисты которого разрабатывают эндопротезы и медицинские изделия из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ), обладающего такой же прочностью и модулем упругости, как у костной ткани человека и животных.

На форуме «Армия-2022» были представлены новые образцы медизделий от УНИИКМ: эндопротез ножки тазобедренного сустава, пористый ячеистый материал для замещения дефектов кости и заготовка для замещения дефектов позвонков. Пройдены уже первый и второй этапы доклинических испытаний, ножка тазобедренного сустава и пористый ячеистый материал получили направления на клинические испытания. Завершается процесс подготовки к государственной регистрации этих новых разработок. Специалисты института проводят целый ряд НИОКР по созданию новых эндопротезов. В планах — разработка эндопротезов всех крупных суставов человека: тазобедренного, локтевого, плечевого, коленного, голеностопного и других изделий медицинского назначения.

Принято решение о строительстве в Пермском крае завода по производству медицинских изделий из УУКМ. С целью эффективной реализации проекта предприятием УНИИКМ создана дочерняя компания ТОСЭР «Нытва» — «УГЛЕКОН». На земельном участке нового предприятия на территории опережающего социально-экономического развития «Нытва» уже начались работы по инженерно-геодезическим изысканиям и проектированию современного уникального завода. Запуск производства намечен на второй квартал 2025 года.

Следует отметить, что незадолго до начала форума «Армия-2022» АО «УНИИКМ» представило проект «Эффективное применение углерод-углеродных композиционных материалов в реконструктивной травматологии, ортопедии и хирургии с перспективой изучения методом клеточных технологий» на научно-техническом совете Военного технополиса «ЭРА». Цель встречи — получение УНИИКМ статуса участника Технополиса «ЭРА» для совместной деятельности по исследованию возможности применения УУКМ для создания конструкций эндопротезов и имплантатов, определения вариантов применения углерод-углеродных композиционных материалов нового поколения в клинической практике. Завершающий этап рассмотрения заявки УНИИКМ состоится в ближайшее время на Совете Технополиса «ЭРА».

«Маяк»: обнаружить боевого пловца

Концерн «МПО-Гидроприбор» (входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение») продемонстрировал на форуме «Армия-2022» гидроакустическую станцию обнаружения малоразмерных подводных объектов «Маяк». Она предназначена для обнаружения и сопровождения малоразмерных подводных объектов, в первую очередь — боевых пловцов, и выдачи сигналов тревоги. С помощью гидроакустических станций (ГАС) «Маяк» можно создавать протяженные зоны контроля и охраны акваторий. Такие локаторы уже установлены на российских АЭС и ГЭС для их защиты от террористических действий.

Дальность обнаружения человека у станции «Маяк» — 600-700 метров, плавсредства обнаруживаются на дальности до километра. Новые методы обработки сигнала, использованные в ГАС, обеспечивают обнаружение опасных объектов в таких сложных условиях, как мелководье, сложный рельеф дна, сильное волнение моря и высокий уровень шумов (в том числе индустриального происхождения).

Комплекс оборудован системой звукового оповещения, позволяющей предупредить аквалангиста о нарушении охранного периметра. В перспективе планируется дополнить комплекс также средствами нелетального воздействия, которые позволят остановить приближение к охраняемому объекту боевых пловцов.

Эта ГАС может быть интегрирована в состав комплекса охраны особо важных морских и береговых объектов «Корвет», также разработанного в Концерне «МПО-Гидроприбор». Комплекс предназначается для освещения и контроля надводной и подводной обстановки акваторий, мониторинга и охраны береговых районов особо важных стационарных морских и береговых объектов. Помимо станций «Маяк» в его состав входят РЛС и оптико-электронная система наблюдения. Максимальная дальность обнаружения крупных судов у комплекса «Корвет» — до 55 км, катеров — до 20 км. Радиолокационно-оптическая часть комплекса разрабатывается во взаимодействии с предприятием «Морские комплексные системы».

Также среди новинок гражданской продукции Концерна «МПО-Гидроприбор» — ультразвуковые установки для очистки фильтроэлементов и фильтропакетов всевозможных топливных, масляных, гидравлических и пневматических систем, в частности, использующихся в авиации и на кораблях (судах). Это малогабаритный ультразвуковой агрегат МУЗА 1-0-0,8 и установка МУЗУ 1-0,16. Рабочим телом для очистки фильтров служит авиационный керосин ТС-1 или авиационное/морское гидравлическое масло (АМГ-10 и МГ-22). Очистка производится за счет того, что установка осуществляет управляемую кавитацию. Фильтр любой степени загрязненности очищается практически на 100%. Сегодня, в условиях санкционного давления, очистка фильтров иностранного производства стала очень актуальной задачей.

Читайте также

Истории успеха
Дмитрий Савицкий: «Алмаз-Антей» разработал отечественные «мозги» для дронов
Истории успеха
Покорители космоса
Истории успеха
Итоги года корабелов 2023: Выборгский судостроительный завод
Истории успеха
Слышал дрон: на что способен тяжелый беспилотник «Охотник»