На заводе в Хабаровском крае осваивают выпуск новой продукции. Теперь делают ещё обшивку и панели для пассажирских лайнеров. Самолёты МС-21 и Superjet New сейчас готовят к первым полетам.
Российская кооперация в гражданском авиастроении — само по себе явление уникальное. Наша съемочная группа находится на оборонном предприятии, где закаленные военной промышленностью технологии и не менее уникальные люди помогают строить самолеты для мирного неба.
Все эти изделия, новые для завода, скоро отправят в Иркутск для самолета МС-21. Самолет по кооперации делают всей страной: в Ульяновске, Воронеже, Перми, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани. В нынешнем году к этой работе присоединился и Комсомольск-на-Амуре. Новое всё — объемы, инструмент.
«Это требует не только опыта, но и творческого мышления, — говорит Виктор Конышев, начальник технологического бюро цеха №5. — Приходится много консультироваться с нашими специалистами, со специалистами в Иркутске. И этот синтез информации и решений приходится применять достаточно оперативно и быстро».
Первый комплект панелей и обшивки передали заказчику в июне без нареканий: сказался опыт работы в программе «Суперджет». Теперь уже серийные изделия отгружают для сборки импортозамещенного лайнера под маркой «Нью».
«Большой объем, особенно на новых изделиях. Если визуально RRJ-NEW не поменялся от серийного изделия, то внутри каждая деталь по мелочи изменилась — это колоссальный объем работы», — говорит Виктор Конышев
Авиазавод имени Гагарина для обновленного самолета изготавливает целый ряд комплектующих: отсеки фюзеляжа, крыло с законцовками, пилон для крепления отечественного двигателя ПД-8.
На конвейере «Иркута» готовят к первому полету Superjet New. Он получил российские системы управления, авионику, шасси и многое другое. А, между тем, здесь же осваивают сборку дверей для среднемагистрального МС-21.
Предкрылки для него же вскоре будут выпускать комсомольские «Гагаринцы». Настрой — боевой, и это не фигура речи.
«Начинал с боевых самолетов, проработал лет пять-шесть, потом перешел на гражданские самолеты, — рассказывает сборщик-клепальщик 5 разряда Сергей Юдин. — Изначально Комсомольск-на-Амуре так и зарождался, с молодых. Шли вперед, и сейчас мы собираем самолеты новейшего поколения, и дальше будем стремиться делать лучшие самолеты!»
Что дает широкая кооперация?
Позволяет распределять задачи между головным исполнителем программы корпорацией «Иркут» и другими предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
«Авиационные проекты сегодня не реализуются на одном заводе, а на многих заводах одновременно. И по вновь реализуемым проектам у нас рост производства ожидается в два, в три, в пять, в десять раз. Это накладывает дополнительные требования работать всем вместе одинаково», — говорит Дмитрий Блощинский, заместитель генерального директора ОАК по производству и техническому развитию.
Итог такой совместной работы — снижение себестоимости самолета и равномерная загрузка заводов отрасли, перед которыми стоит стратегическая задача: сделать МС-21 и Суперджет Нью в ближайшие годы основой авиапарка российских компаний.