Отрасль стратегического значения
Наследие

Отрасль стратегического значения

Отрасль стратегического значения

Ракетно-космическая отрасль всегда была гордостью Советского Союза и его народа. В современной России она по-прежнему имеет стратегическое значение, обеспечивая наши лидирующие позиции и независимость в области пилотируемой космонавтики, а также являясь основой наших щита и меча, системы ПРО и РВСН.

Триумвират главных конструкторов

История ракетно-космической отрасли нашей страны началась во время Великой Отечественной войны. В СССР были и свои ракетные разработки, кроме того, в 1945 году удалось заполучить образцы немецкой «Фау-2». Ее изучением занималась группа Сергея Королева, после чего под его руководством были созданы первые отечественные ракеты для армии Р-1, Р-2, Р-11, Р-5М – первый стратегический носитель ядерного оружия в СССР.

В 1959 году в СССР появился новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Срочно требовалось развернуть серийное производство баллистических ракет, для этого использовали готовые авиазаводы, которые перепрофилировали под военные нужды.

На рубеже 1950–1960-х годов сложился триумвират главных конструкторов-лидеров в этой сфере – Сергей Королев, Михаил Янгель и Владимир Челомей. Сергей Королев, его ОКБ №1, создали первую МБР СССР, знаменитую Р-7. Гений Королева был в том, что, выполняя заказ Родины на создание носителя ядерного оружия межконтинентальной дальности, Сергей Павлович одновременно держал в голове и идею пилотируемых полетов в космос. Его носитель получился универсальным. 4 октября 1957 года произошел запуск «Спутника-1». С его помощью СССР, который первым открыл дорогу в космос. В СССР работы по созданию Р-7 привели к появлению космодрома Байконур, а чуть позднее и объекта «Плесецк», боевой стартовой станции ракет Р-7, ставшей вскоре вторым советским космодромом. Северное расположение было обусловлено дальностью полета Р-7: с Байконура до США «семерка» и ее модификации не доставали. Таким образом, с самого начала мирный и военный космос были теснейшим образом переплетены, так что отделить их друг от друга стало невозможным. Вся история ракетно-космической отрасли СССР, а потом и России – единая, военно-космическая.

Почти сразу стало ясно, что для военных нужд МБР Р-7 не подходит; громоздкая, дорогая, да и на подготовку к запуску нужны часы, а их в случае нападения просто нет. С тех пор боевые МБР пошли по своему «особому» пути, на высококипящих компонентах и твердом топливе. Первую твердотопливную МБР 8К98, кстати, создал тоже Сергей Королев, она отработала на боевом дежурстве до начала 1990-х годов. Но довольно быстро Королев и его ОКБ переориентировались на мирный космос, положив начало знаменитой на весь мир РКК «Энергия», главным серийным заводом которой со времен Королева был и остается самарский «Прогресс». Двигатели для ракет делали ОКБ-456, будущее НПО «Энергомаш», и другие заводы.

Военную тему у Королева успешно перехватили Михаил Янгель и Владимир Челомей со своими КБ и заводами, а на Байконуре к центральной «королевской» части добавились площадки правого и левого флангов. Янгель и его ОКБ № 586 с серийным заводом Южмаш занимались в основном военными делами и создали ракетные комплексы «Воевода», боевые железнодорожные ракетные комплексы «Молодец», комплексы командных ракет 15А11 системы «Периметр», орбитальные ракеты 8К69 и десятки других изделий. Потом это производство оказалось на территории Украины, многие технологии были утрачены.

Владимир Челомей работал одновременно по военной и гражданской тематикам. В его активе ОКБ-52 – знаменитый тяжелый носитель «Протон» (УР-500), самая массовая военная МБР УР-100 и ее модификации, корабельные крылатые ракеты и беспилотники. Ну и орбитальные станции военного назначения «Алмаз». На всей этой базе родилось НПО Машиностроения, еще один столп нашей ракетно-космической отрасли.

В соревновании трех КБ рождались действительно выдающиеся образцы, но постепенно пути-дороги коллективов разошлись. РКК «Энергия» полностью сосредоточилась на пилотируемых полетах, создании ракет-носителей среднего класса для этих полетов и обслуживания космических станций, создании самих станций «Салют», «Мир», космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс», а также занималась лунной программой (система «Н-1-Союз», проект закрыт), а после – сверхтяжелой многоразовой системой «Энергия-Буран», которую с успехом удалось реализовать. НПО Машиностроения закончило в 80-е тему боевых МБР, создав комплекс с ракетой 15А35 («Стилет»), занявшись плотно темой крылатых ракет, «Алмазами» и заняв нишу тяжелых ракет со своим «Протоном». А тему боевых ракет наряду с Южмашем успешно освоил Московский институт теплотехники (МИТ), создав во времена СССР мобильные комплексы твердотопливных ракет «Темп-2С», «Пионер», «Тополь» и комплексы командных ракет системы «Периметр». Морские ракеты разрабатывало КБ Макеева с серийными заводами в Красноярске и Златоусте. Спутниками, разгонными блоками и межпланетными станциями занимались и до сих пор занимаются НПО им. Лавочкина и НПО Прикладной механики им. Решетнева. Последние, например, с 1982 года работают по теме «Глонасс». Ракетами систем ПРО занимались ОКБ «Новатор» и «Факел».

Новое время, новая страна

1990-е годы нанесли сильнейший удар по всей ракетно-космической отрасли. Финансирование сократилось на порядки. В других странах оказались Южмаш, поставщики систем управления, компьютерных систем. По сути, отрасль пришлось собирать заново. Стала ненужной система «Энергия-Буран», заморозилась стройка «Мира-2», воскреснув в проекте МКС, свернулось финансирование межпланетных станций, спутников. Осталось только то, что было связано с пилотируемыми полетами, ракетными двигателями, которые частью пошли на Запад (РД-180), потихоньку продолжалось производство боевых ракет в Воткинске, на серийном заводе МИТа и в Красноярске у макеевцев. МИТ в 1990-е поставил в войска шахтный вариант ракеты «Тополь-М», в 1995-м принята на вооружение новая система ПРО Москвы А-135, КБ Макеева модернизировало ракеты для подводных лодок.

Возникли новые игроки на рынке космических запусков. Россия, США и Украина договорились о проекте «Морской старт», который за 15 лет произвел 36 пусков. Но еще более интересной темой оказалась идея утилизировать старые советские ракеты не путем разрезки, а методом пуска с полезной нагрузкой. Так, МКК «Космотрас» открыла новый, по сути, космодром «Ясный» в позиционном районе ракетной дивизии под Оренбургом для запуска ракеты «Днепр», создаваемой на основе снятых с вооружения ракет 15А14 и 15А18 производства Южмаша. Еще одна площадка компании была на Байконуре. Всего за 15 лет было осуществлено 22 пуска, после 2015 года пусков нет из-за известной ситуации с Украиной.

Еще раньше на базе снимаемых с вооружения ракет 15А30 и 15А35 был создан носитель «Рокот», это уже тема Центра им. Хруничева и НПО Машиностроения. Под запуски с ЕКА образован коммерческий оператор Eurockot Launch Services, оборудована пусковая площадка на космодроме Плесецк. На сегодня выполнено 34 пуска, последний из которых 26.12.2019. С «Рокотом» тоже возникла аналогичная «Днепру» украинская проблема, но поскольку ракета изначально делалась в РСФСР, то доля украинских комплектующих была невелика, и первый пуск полностью российского «Рокота» планируется уже в 2021-м или в крайнем случае 2022 году.

В 2000-е ситуация не сразу начала меняться в лучшую сторону. Сказалось хроническое недофинансирование отрасли в 1990-е, да и общемировое количество запусков год за годом обновляло исторические минимумы.

Лучше других выглядела сфера боевых ракет. МИТ создал «Ярс» на замену «Тополю», создана мобильная версия «Тополя-М», шла разработка «Булавы», макеевцы создавали новые варианты жидкостных ракет «Лайнер» и «Синева». Роскосмос (тогда еще агентство) и ЕКА договорились о пусках новых версий РН «Союз» с космодрома Куру.

Выход отрасли из кризиса

Настоящий прорыв во всех сферах состоялся в 2010-е. США остались без пилотируемых кораблей и были вынуждены оплачивать России доставку астронавтов на МКС. Наконец-то полетели легкий и тяжелый варианты нового ракетоносителя «Ангара», который создавался Центром Хруничева с 1990-х годов. Заработал новый космодром «Восточный», созданный на месте позиционного района «Свободный» 27-й ракетной дивизии, оттуда сегодня независимо могут стартовать «Союз» и «Ангара». Пошли пуски «Союзов» из Французской Гвианы. Частная компания «С7 КТС» выкупила проект «Морской старт», под который будет создана новая российская ракета «Союз-5». МИТ создал «Ярс» шахтного базирования, и пошло перевооружение Козельской и Татищевской ракетных дивизий. Макеевцы вовсю работали над новой боевой ракетой «Сармат», которая заменит 15А18М в Ясненской и Ужурской ракетных дивизиях. А НПО Машиностроения создало прорывной маневрирующий гиперзвуковой блок «Авангард», который поместили на извлеченные с арсеналов новые ракеты 15А35. Для отработки «Авангарда» использовались снимаемые с боевого дежурства «Тополя», было три пуска и со штатным носителем.

Российская космическая отрасль сегодня и завтра

Знаковое событие случилось в 2015 году, когда была образована госкорпорация Роскосмос, на базе Федерального космического агентства Роскосмос, в ГК включили находящиеся в ведении агентства предприятия. На сегодняшний день ГК Роскосмос является акционером и участником 81 организации. В рамках госкорпорации происходят дальнейшие структурные преобразования, в том числе направленные на оптимизацию численного состава и производственных площадей входящих предприятий. Предполагается сформировать ряд тематических холдингов, имеющих компетенции в ракетостроении (на базе РКК «Энергия» имени С. П. Королева), спутникостроении (на базе АО «ИСС имени академика М.Ф. Решетнева»), космическом приборостроении (на базе АО «Российские космические системы»), двигателестроении (на базе «НПО Энергомаш») и научный центр (на базе АО «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»). В частности, в начале 2021 года наблюдательный совет госкорпорации одобрил программу стратегических преобразований предприятий космического приборостроения и решение по формированию холдинга космического приборостроения на основе АО «Российские космические системы», в состав войдут 17 предприятий. Среди целей создания холдинга отмечается необходимость обеспечения технологической независимости в части микроэлектроники космического назначения и приборостроения.

В ГК Роскосмос и ее предприятиях сегодня работает 181,1 тыс. человек. Консолидированная выручка Роскосмоса в 2020 году превысила 337 млрд руб. Основными направлениями формирования выручки стали работы в рамках Федеральной космической программы и ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» и по прочим государственным контрактам (в том числе ГОЗ). Суммарно по ним получено около 267 млрд руб. Порядка 70 млрд руб. получено от выполнения коммерческих работ/услуг, из них 40 млрд руб. от участия в международных программах на внешних рынках.

С введением санкций наблюдается тренд на снижение доли поступлений в рамках международных программ: если в 2017 году на данное направление приходилось примерно 25–30% выручки, то в 2020 году только 11,9%. Снижение выручки по коммерческим договорам обусловлено одновременным воздействием ряда факторов: конкуренцией с частными операторами, финансовыми проблемами крупного заказчика OneWeb, а также ограничениями, связанными с доступом к наилучшим современным технологиям и комплектующим, в том числе в части электронно-компонентной базы. К сожалению, приходится констатировать, что санкции будут усиливаться, и ни о какой честной конкуренции на мировом рынке запусков говорить не приходится. Так, с 1 января 2023 года Пентагон запрещает работать с собой своим партнерам, если они использовали российские носители для вывода на орбиту даже метеоспутника, не говоря уже о чем-то более серьезном.

Воздействуют на отрасль и другие хронические проблемы, образовавшиеся в период слабого финансирования: старение и текучка кадров, избыточность мощностей по сравнению с текущим объемом заказов, что негативно влияет на конкурентоспособность на гражданском рынке по ценовым параметрам. Отдельной проблемой было сложное финансовое состояние отдельных крупных активов. Однако отчасти она решена в том числе за счет массированной поддержки государства, которое только в 2018–2019 годах направило на финансирование оздоровления АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» порядка 40 млрд руб. Дополнительные средства также были выделены и в 2020 году. На момент образования ГК отмечалось неудовлетворительное состояние основных производственных фондов.

Оборудование с возрастом эксплуатации свыше 10 лет составляло более 80%. На реализацию инвестиционных проектов госкорпорация направляет ежегодно около 20 млрд руб. При этом планы наращивания инвестиций достаточно амбициозны.

В 2020 году было запланировано 33 пуска, из них 12 в целях вывода спутников по федеральной космической программе, девять запусков коммерческих аппаратов. Фактически было выполнено в два раза меньше. Столь сильная разница в том числе обусловлена финансовыми проблемами OneWeb – вместо 12 запланированных стартов произведено три. Кроме того, Роскосмосом в интересах Минобороны России было произведено семь запусков.

Необходимо отметить и положительные моменты. Среди таковых – рекордное количество российских безаварийных запусков подряд, их уже более 60. Напомним, что последняя авария была 11.10.2018, тогда подвел «Союз-ФГ». Кроме того, хотелось бы напомнить, что Россия ежегодно запускает 8-12 МБР расчетами РВСН и экипажами подводных лодок. Подобных запусков за последние десять лет набралось более сотни, но они не фигурируют в отчетах, так как обычно являются суборбитальными и секретными.

Текущая ситуация в мире и наше будущее

Последние годы пусковая активность значительно выросла, как в части количества запусков ракет носителей, так и количества выведенных на орбиту космических аппаратов. Третий год подряд в мире осуществляется более 100 пусков (видимо, в 2021 году также будет преодолен данный рубеж), при этом выведено рекордное количество космических аппаратов. Указанный тренд обусловлен как появлением новых частных проектов, так и усилением конкуренции между ведущими космическими державами – Россией, США и Китаем. При этом, например, в 1990-м было сделано еще больше пусков, что, очевидно, напоминает нам и о военной гонке в космосе, в которой тогда участвовали СССР и США, а сегодня в большей степени КНР и США.

Свою лепту вносит и технологический сдвиг – увеличение пропускной способности широкополосного доступа и разрешения систем дистанционного зондирования, дополненное развитием многоразовых ракет, может стать поворотным моментом освоения космоса и масштабирования космических услуг. За счет использования многоразовых ракет-носителей стоимость запуска снизилась с $200 млн до $60 млн. Как следствие – снижение стоимости входа на рынок. Наблюдается увеличение участия частных компаний вдоль всего жизненного цикла космических проектов, в том числе с привлечением венчурного финансирования и с рынков капитала.

В 2020 году в различных странах стартовали 114 ракет-носителей с целью вывода на околоземную орбиту полезной нагрузки. По количеству пусков первое место занял Китай – 39 космических стартов, второе США – 37 стартов. У России третье место с 17 пусками (если учитывать два запуска с космодрома Куру в Южной Америке). На начало сентября 2021 года было произведено 87 пусков, из них Россией – 14 пусков.

Всего на орбиту в 2020 году было выведено 1263 новых спутников – это абсолютный рекорд за все годы космической деятельности, рост по отношению к 2019 году – в 2,2 раза. Первое место занимает США с 999 (из них 835 спутников компании SpaceX для своей системы Starlink). На втором месте Великобритания – 107 спутников, на третьем Китай – 67 спутников.

Вызовы времени

Россия должна удержать за собой лидерство в ракетно-космической сфере. Однако в сложившейся ситуации острой конкуренции основных держав для этого необходимо скоординировать усилия и придать мощный импульс развитию отрасли. Как заявил Президент РФ Владимир Путин на недавнем совещании по вопросам развития космической отрасли, комплекс мер по достижению Россией долгосрочных целей в космической сфере должен был быть утвержден к концу августа 2021 года, однако на деле это не сделано до сих пор. Это, по мнению президента, подвергает риску наши планы по развитию отрасли в целом.

Среди перспективных тем следует отметить работу «Прогресса» и НПО «Энергия» над ракетой «Союз-5» или «Иртыш», которая должна заменить украинские «Зениты» в проекте «Морской старт» и быть новым развитием семейства носителей «Союз». У Центра им. Хруничева основной проект – это модульная «Ангара», которая должна заменить в том числе и «Протон», к запускам которого с Байконура все больше экопретензий со стороны Казахстана. КБ им. Макеева должно в ближайший год запустить первый «Сармат». МИТ продолжит производство шахтных и мобильных «Ярсов» для завершения перевооружения РВСН и «Булавы» – для новых атомоходов «Борей». Отдельное направление – это научные проекты, связанные с запуском своей орбитальной, межпланетных и лунных станций. Все это в комплексе позволит обеспечить обороноспособность страны, а также не утратить позиции и независимость в вопросах мирного космоса.

Читайте также

Наследие
КРАСКИ И ПОРОХ
Наследие
Покорители глубин
Наследие
Когда диверсификация ведет к революции, или о происхождении тепловозов
Наследие
Морским судам быть!