Покорители глубин
Наследие

Покорители глубин

Покорители глубин

Более восьми десятилетий со стапелей крупнейшей судостроительной верфи России – Севмаш (входит в ОСК) — сходят морские исполины — атомные подводные лодки, охраняющие рубежи страны. Строятся здесь и единственные в своем роде гражданские проекты. Масштабы предприятия, его производственный размах, уникальные достижения и люди — это настоящая история успеха российской промышленности.

Севмаш построить сложнее, чем Днепрогэс

Севмаш создавался как главная ударная сила отечественной судостроительной промышленности СССР. По указу Иосифа Сталина верфь нацеливалась на самый широкий спектр заказов – строительство кораблей всех классов и назначений. По проектному заданию мощности предприятия равнялись мощностям всех верфей Ленинграда. Стройка разворачивалась стремительно. Начальник строительства завода и города Иван Кирилкин сравнивал ее с Днепрогэсом. Но только возводить завод-гигант на выбранном специальной комиссией месте было в разы сложнее. Севмаш строился на топком болоте в устье реки Северная Двина. Идеальное место для кораблей, которые от этих берегов должны были начинать свою жизнь, выходя на испытания в Белое море. Но крайне неудобное для того, чтобы начинать здесь тяжелое строительство.

Первостроители осушили болото, намыли песок. Чтобы тяжелые цеха многие десятилетия надежно стояли на этой территории, переняли опыт у… монахов. Дело в том, что, ступив на берег в июне 1936 года, первостроители увидели на заросшей заболоченной территории единственные каменные строения – Николо-Корельский монастырь. Его история началась еще в XV веке. В допетровские времена он был морскими воротами Российского государства. Именно сюда прибывали иностранные послы и купцы. Отсюда же в 1730 году в Москву с монастырским обозом отправился Михаил Ломоносов. Вскрыв фундамент уже не действовавшего храма, строители выяснили, что долговечность зданию дает лиственница, закованная в бетонный панцирь. Как известно, чем дольше это дерево находится в воде, тем оно прочнее. При возведении огромных цехов первостроители взяли этот подход на вооружение. Кстати, собор Николая Чудотворца (святого, особенно почитавшегося моряками и корабелами) и сегодня жив, стоит в окружении заводских цехов.

Севмаш — родина первого атомохода

Всего за три года — с 1936 по 1939-й — здесь построили новый завод. 21 декабря заложили первый заказ — самый большой в мире линкор «Советская Белоруссия». В годы Великой Отечественной войны предприятие строило и ремонтировало корабли Северного флота. Неимоверными усилиями, имея в штате 75% женщин и подростков (основная часть мужчин ушла на фронт), завод выполнял программу госооборонзаказа. Больше половины всей траловой продукции страны было произведено на заводе № 402 (так тогда назывался Севмаш). Именно в это время предприятие получило свой первый знак отличия — Красное знамя Государственного Комитета обороны СССР.

Сразу после ВОВ молодому заводу было поручено выполнение секретного проекта – дооборудование дизельной подводной лодки с баллистическими ракетами. Этот корабль впервые в мире совершил стрельбу новым видом оружия. В том же году – очередная сверхзадача: создание первой отечественной атомной подводной лодки. Впервые в истории судостроения СССР предприятие приступило к строительству подводного крейсера с характеристиками, которые превосходили все имевшиеся на тот момент в советском флоте корабли. За три года на предприятии была построена АПЛ «Ленинский комсомол». СССР стал второй страной в мире, которая создала корабль, движимый атомной энергией. Это позволило расширить присутствие нашей страны в водах Мирового океана, усилить обороноспособность СССР и достичь паритета с США, построившими свою первую АПЛ на год раньше.

В этом году первому атомоходу «Ленинский комсомол» исполняется 65 лет. Он переоборудован в музей и является основным объектом Музея военно-морской славы, который находится в парке «Остров фортов» в Кронштадте. Генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко подчеркивает: «Создание первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» было национальной задачей — на ее решение работали 35 институтов, более 20 конструкторских бюро, около ста промышленных предприятий Советского Союза. Севмашу выпала честь стать родиной первого атомохода. Для нашего молодого предприятия, конечно, это была революция. Мы гордимся своей историей, нашими дедами, которые, работая днем и ночью, за немыслимо короткий срок построили первый подводный корабль, движимый атомной энергией. С того дня строительство АПЛ стало главным направлением Севмаша. На стапелях завода за 65 лет создано 138 атомных подводных лодок. Среди них корабли, которым нет равных в мире. И сегодня верфь не сбавляет темпов: на службе у могучей державы — надежные атомоходы, созданные на Севмаше».

Северодвинская верфь стала основной площадкой для создания экспериментальных и сложнейших атомных подводных проектов. Самая высокоскоростная АПЛ в мире проекта В611, самая глубоководная атомная подводная лодка проекта 685, самая большая АПЛ в мире проекта 941… На стапеле предприятия в советские годы построена самая массовая серия кораблей — 59 АПЛ проекта 667А и ее модификаций. В этот период был поставлен своеобразный кораблестроительный рекорд — предприятие сдавало Военно-морскому флоту по шесть атомных подводных лодок в год, чего не могла себе позволить ни одна верфь в мире. В истории судостроения это время принято называть золотым веком кораблестроения. Мощности Севмаша удвоились, появились новые цеха, обновлялось оборудование. На заводе работало более 45 тыс. человек.

Современная история подводного флота

Сегодня руководство страны также ставит в приоритет создание сильного атомного подводного флота. Севмаш загружен заказами по линии гособоронзаказа. За десять лет предприятие передало ВМФ десять современных АПЛ. Завершено строительство четырех атомных подводных ракетоносцев серий «Ясень» и «Борей». За ними пошли корабли усовершенствованных проектов — «Борей-А» и «Ясень-М». Это технически более сложные атомоходы с интеллектуализацией боевых действий, внедрением передовых информационных технологий и радиоэлектронным вооружением. Они обладают новыми характеристиками с точки зрения физических полей, систем управления оружием, маневренных свойств. «Аналогов таким кораблям во флотах других стран нет. В составе ВМФ уже несут службу пять АПЛ этих проектов, а также исследовательская подводная лодка «Белгород», построенные на Севмаше. У нас есть четкая перспектива по строительству всей линейки многоцелевых и стратегических подводных ракетоносцев. Ведется ремонт корабля проекта 11442М. С задачами справляемся. Выполняем работы в соответствии с графиками, утвержденными Министерством обороны», — поясняет глава верфи Михаил Будниченко. Показательным был 2021 год. В декабре подняли флаги сразу на двух АПЛ — «Новосибирск» (проекта «Ясень-М») и «Князь Олег» («Борей-А»). Такое событие произошло впервые за последние 50 лет.

Президент России Владимир Путин на церемонии подъема флага отметил роль коллектива завода в обновлении отечественного флота: «Хочу поблагодарить трудовой коллектив Севмашпредприятия, нашего лидирующего предприятия по производству атомных подводных лодок. Сказать самые добрые слова всем, кто участвовал в проектировании и создании этих современных кораблей. Вы отлично справились с поставленными задачами. Новые подводные лодки обладают грозной ударной силой. «Князь Олег» оснащен баллистическими ракетами «Булава», а многоцелевой подводный крейсер «Новосибирск» — крылатыми ракетами «Калибр» и способен не только эффективно бороться с морскими целями, но и наносить высокоточные удары по наземным объектам. В ближайшее время «Князь Олег» и «Новосибирск» пополнят состав Тихоокеанского флота и заметно повысят его боевой потенциал». Всего в тот год в состав ВМФ были переданы три современных ракетоносца. Корабли 4-го поколения, которые строит Севмаш, будут определять облик российского флота в этом столетии.

Сегодня, как и в советское время, Севмаш технологически обновляется: идет масштабная модернизация мощностей, закупается современное оборудование, что также позволяет сокращать сроки строительства АПЛ. Предприятие переживает четвертую технологическую революцию. На Севмаше работает квалифицированный коллектив, более 30 тыс. человек.

Гражданские проекты

Несмотря на то что сегодня портфель заказов Севмаша на 95% состоит из заданий по линии гособоронзаказа, предприятие продолжает работать по гражданским проектам. Большое развитие это направление получило в 1990-е годы, когда из-за отсутствия оборонных задач заводы вынуждены были перестраиваться на новую конверсионную продукцию, востребованную в гражданской сфере. Так, Севмаш ремонтировал вагоны, строил приливную электростанцию, нефтегазовые платформы для инозаказчика, транспортно-упаковочные контейнеры для отработанного ядерного топлива… Судовые подшипники, спроектированные в то перестроечное время конструкторами Севмаша, до сих пор востребованы на рынке. Высокое качество этих изделий отмечено заказчиками, подшипники входят в список «Сто лучших товаров России». Кроме того, проектно-конструкторское бюро предприятия разработало дейдвудные подшипники для патрульных кораблей проекта 22160. Они изготовлены и переданы заказчику. Также на заводе выпускают судовое гидрооборудование, амортизаторы, фильтры, полуфабрикаты металлургического производства, судовую мебель, сварочные флюсы и электроды и многое другое. В рамках сотрудничества с Опытным конструкторским бюро машиностроения им. И.И. Африкантова Севмаш изготавливает и такие ответственные изделия, как баки металловодной защиты для АПЛ проектов «Борей-А» и «Ясень-М». Верфь поставляет продукцию для «Силовых машин», концерна «Океанприбор», ЦС «Звездочка» и дальневосточного завода «Звезда». Всего более 60 предприятий России получают изделия, изготовленные на Севмаше.

Флаг Севмаша на шельфе Арктики

Пожалуй, самым ярким примером успешного освоения выпуска гражданской продукции стала морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». Это единственная в России платформа, которая ведет добычу нефти на шельфе Арктики. Благодаря этому проекту Севмаш освоил новые виды сварки, работу с хладостойкими сталями, нехарактерными для АПЛ, начал сотрудничество с иностранными поставщиками. «Приразломная» была передана заказчику в 2013 году. Установлена на одноименном месторождении. После передачи Севмаш проводил на ней работы по техническому перевооружению, направленному на повышение эффективности добычного комплекса.

Сильный, как солнце

В начале 2000-х Севмаш взялся еще за один масштабный проект международного значения. На предприятии переоборудовали и провели глубокую модернизацию крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» (в переводе — «Сильный, как солнце»). Начало военно-технического сотрудничества России и Индии в рамках этого контракта было положено в 2004 году. По оценкам специалистов, это наиболее крупная сделка между двумя странами в сфере ВТС. Севмаш провел глубокую модернизацию корабля и передал его индийской стороне 16 ноября 2013 года.

В мировом и отечественном судостроении нет аналогов той работы, которую провел Севмаш, переоборудуя корабль из одного проекта в другой. По сути, на предприятии был рожден новый авианосец. Сформирована и увеличена на 8 м полетная палуба, смонтирован трамплин, модернизированы самолетоподъемники, увеличены спонсоны левого и правого бортов, реконструированы внутренние помещения, значительно улучшены условия обитаемости экипажа, произведена замена главных котлов, модернизировано радиоэлектронное вооружение и многое другое.

В ходе своего визита в Россию вице-адмирал, начальник Управления по МТО ВМС Индии Гуртедж Сингх Пабби подчеркивал, что авианосец «Викрамадитья» является лучшим примером российско-индийского сотрудничества. Корабль стал флагманом флота и успешно выполняет все эксплуатационные задачи. В этом году исполнится десять лет, как «Викрамадитья» находится в составе флота.

«Ясон» проверит глубину

Еще один неординарный проект, над которым трудится коллектив Севмаша, – создание обитаемого подводного аппарата «Ясон». Объект водоизмещением около 15 т станет первым отечественным погружаемым аппаратом с полностью прозрачным корпусом-сферой для обзора на 270 градусов, выполненным из особо прочного органического стекла. «Ясон» был заложен 26 июня 2022 года. Работы выполняются по заказу компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в интересах ПАО «Газпром». Аппарат предназначен для выполнения подводных технических работ и повысит безопасность на магистральных газопроводах под водой. «Мы приступаем к строительству аппарата с уникальными тактико-техническими характеристиками, – подчеркнул на церемонии генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. – Аналогов в гражданском судостроении не было. За последние несколько десятилетий Севмаш передал заказчикам множество головных проектов, начиная от атомных подводных лодок четвертого поколения, заканчивая МЛСП «Приразломная», мегаяхтами и авианосцем «Викрамадитья». Все проекты были удачно завершены. Уверен, что этот уникальный заказ мы также выполним в сроки и с надлежащим качеством».

«Ясон» громко заявил о себе еще до окончания строительства. Впервые в России при его создании на начальных этапах использовался не макет, а цифровой двойник, что позволило инженерам-разработчикам виртуально провести испытания будущего корабля. При разработке «Ясона» изначально заложен план на серийное производство.

Михаил Будниченко,  генеральный директор  АО «ПО «Севмаш». Фото с сайта atomic-energy.ru

«Севмаш имеет устойчивую финансово-экономическую платформу. За последние десять лет проделана большая работа по улучшению экономических показателей. Увеличился объем производства, наблюдается устойчивый рост выручки более чем в два раза. С 2013 года за счет полученной чистой прибыли мы ликвидировали ранее полученный убыток. Более того, благодаря этому создали источники для финансирования мероприятий по обновлению основных фондов завода. Повышаем заработную плату, создаем источники для ежегодного финансирования мероприятий по обновлению основных фондов завода, безусловного выполнения коллективного договора, включая позиции по оздоровлению работников предприятия и проведения социально-культурных мероприятий. Строим жилье для корабелов, участвуем в проектах города по созданию ледовой арены, самого большого бассейна в Архангельской области и других. Прикладываем все усилия для сохранения кадрового потенциала предприятия и привлечения молодежи. У предприятия заключены договоры о сотрудничестве с 33 ведущими вузами России».

По материалам журнала «Завод»

Евгений Велихов,  академик, стоявший у истоков создания компании «Росшельф» и строительства МЛСП «Приразломная». Фото с сайта atomic-energy.ru

«В процессе строительства платформы Севмаш осуществил крупномасштабную реконструкцию и международную сертификацию производства, приобрел ценный опыт по изготовлению уникальных конструкций, подготовил сотни специалистов, разработал и освоил десятки новых технологий. Во взаимодействии со смежными предприятиями и организациями Севмаш создал крупнейшее в истории современной России инженерное сооружение – МЛСП «Приразломная», знаменующее собой начало развития в стране новой отрасли промышленности морской добычи углеводородов в Арктике на базе отечественной науки, технологий и производств».

Перспективный «Ясон». Фото с новостного портала russian.rt.com

Работу над проектом помимо Севмаша, где осуществляется непосредственное строительство ОПА, ведут Крыловский государственный научный центр, Научно-исследовательский институт «Прометей», Курчатовский институт, конструкторское бюро «Малахит», Центр подводных исследований Русского географического общества.

После завершения работ в цехе состоится спуск обитаемого подводного аппарата на воду, будут проведены испытания. Но на этом проект не завершится. Сегодня обсуждается вопрос о его дальнейшем развитии. В декабре 2022 года под руководством заместителя председателя правления – начальника департамента ПАО «Газпром» Олега Аксютина на предприятии было проведено совещание с представителями всех организаций – участников строительства. На нем в том числе рассматривалась возможность создания комплекса с телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом с учетом вопросов технологической независимости и импортоопережения.

Читайте также

Наследие
КРАСКИ И ПОРОХ
Наследие
Когда диверсификация ведет к революции, или о происхождении тепловозов
Наследие
Морским судам быть!
Наследие
Покорители глубины