В этом году в России отмечается 140-летие отечественного водолазного дела. Точкой отсчета этой знаменательной даты стало создание в 1882 году в Кронштадте водолазной школы. Однако задолго до этого события в России были люди, не боявшиеся бросить вызов глубине.
Первые упоминания о ныряльщиках на Руси относятся к началу XVII века. В те времена в низовьях Волги водолазы занимались ловлей жемчуга, а также строительством и поддержанием в порядке сооружений для ловли рыбы. Под водой они могли находиться недолго, поскольку ныряли, просто задерживая дыхание. Вскоре появились и первые примитивные приспособления, помогавшие ныряльщику дышать на глубине, — тростниковые трубочки, кожаные мешки с запасом воздуха.
Решить проблему длительного пребывания человека под водой удалось лишь после создания соответствующего снаряжения. В ряду таких проектов одним из первых было изобретение крестьянина Ефима Никонова, который в 1719 году предложил использовать для водолазных работ кожаный костюм с деревянным шлемом в виде бочонка со смотровым окошком напротив глаз. Однако лишь более 100 лет спустя появился водолазный костюм, в котором действительно можно было работать под водой. Его автором стал российский механик — выходец из остзейских немцев Карл Эрнст Гаузен. В 1829 году он сконструировал скафандр, состоящий из водонепроницаемого костюма и металлического шлема, в который подавался воздух.
Изобретение Гаузена в неизменном виде служило российским водолазам на протяжении почти полувека. В 1838 году для Черноморского флота были закуплены водолазные костюмы английского инженера Чарльза Дина. Претерпев несколько усовершенствований, к середине XIX века скафандры Дина превратились в прототип современного 12-болтового водолазного костюма — такие затем массово импортировали в Россию. Во второй половине XIX века в нашей стране также появились водолазные костюмы системы Денейруза. Их трехболтовый вариант стал еще одним типом распространенного в России водолазного снаряжения. В 1860-х годах на адмиралтейских заводах начали выпускать трех- и 12-болтовые водолазные костюмы, водолазные службы были организованы в крупных портах, в составе экипажей военных кораблей появились водолазные станции.
Огромное значение для становления профессионального водолазного дела в России имело создание в 1882 году в Кронштадте водолазной школы. Она была организована по указу императора Александра III. В указе говорилось, что учреждение должно готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ». Руководителем школы стал капитан 1-го ранга, впоследствии адмирал Российского императорского флота Владимир Верховский. Начальником школы назначили капитан-лейтенанта Александра Леонтьева. Школа стала не только местом подготовки кадров для проведения подводных работ, но и единым научно-исследовательским и сертификационным центром. Создание школы дало толчок развитию водолазного дела, которое к 1880 годам обзавелось мощной межведомственной инфраструктурой, обладавшей научной и конструкторской базой, специализированными производствами, учебным центром, структурами, разрабатывавшими нормативно-правовые документы, водолазными предприятиями, производившими подводные работы. Эта разветвленная система исправно удовлетворяла потребности страны в водолазных работах на протяжении десятилетий.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА
После революции 1917 года государственная система водолазного дела была утрачена, и ее пришлось восстанавливать заново. В 1918 году был создан Всероссийский профессиональный союз водолазов, который инициировал возрождение водолазного дела в России, направив в правительство свои практические предложения. Организацией своего водолазного обеспечения занялся военно-морской флот. В 1921 году в структуре Народного комиссариата путей сообщения была создана Центральная водолазная база, которая на тот момент была самой мощной гражданской водолазной структурой. В состав базы входили административно-хозяйственное управление, учебный центр и опытно-производственные мастерские в Петрограде, а также водолазные станции в регионах.
Центральная водолазная база занималась обеспечением судоходства и гидротехнического строительства вплоть до своего поглощения в 1930 году ЭПРОНом (Экспедицией подводных работ особого назначения). Созданный в 1923 году ЭПРОН поначалу занимался подъемом затонувших судов в акваториях Черного и Азовского морей. Однако уже к 1930-м ЭПРОН подчинил себе все предприятия, проводившие водолазные и подводные работы на территории СССР, его структуры также занимались научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью, производством оборудования и обучением водолазов. По сути, это была централизованная государственная система водолазного дела, обладающая мощной научной, материальной, производственной и учебной базой. За период 1923–1938 годов подразделениями ЭПРОНа было поднято 188 кораблей и судов общим водоизмещением 420 тыс. т.
В ТРУДЕ И В БОЮ
С началом войны ЭПРОН стал частью аварийно-спасательной службы Военно-морского флота. Советским водолазам довелось проявить себя едва ли не на всех фронтах — вместе с армией по морским побережьям и рекам двигались ремонтно-восстановительные и судоподъемные отряды инженерных войск и флота. Водолазы принимали участие в минных работах, строительстве переправ, ремонте плавсредств, подъеме затонувших судов. Иногда отряды водолазов использовали для скрытного форсирования водных преград и создания плацдармов на берегу, захваченном противником. Свой нелегкий путь водолазам пришлось пройти дважды — сначала в составе действующей армии, а после победы — принимая участие в восстановительных работах, развернувшихся на огромной территории, освобожденной от оккупантов. Несколько лет водолазы занимались разминированием водных путей, освобождали фарватеры от потопленных кораблей и взорванных мостов, ремонтировали поврежденные гидротехнические сооружения, восстанавливали морские и речные порты. В послевоенные годы в ВМФ было создано Главное военное речное управление, которое проводило подводные работы на внутренних водоемах Советского Союза. Свои водолазные отряды появились и у некоторых ведомств. В это же время были продолжены эксперименты по использованию гелийкислородных смесей для дыхания водолазов под водой, начатые еще до войны под руководством академика Леона Орбели. Уже в 1946 году удалось провести несколько погружений на глубину 200 м с использованием этих смесей, удалось изучить их физические свойства под повышенным давлением, проверить режимы декомпрессии водолазов при подъеме с глубины. Эти исследования необычайно расширили возможности работы человека под водой и обеспечили Советскому Союзу мировое лидерство в водолазном деле.
В последующие годы было создано глубоководное гелийкислородное водолазное инжекторно-регенеративное снаряжение. Несколько позже советские конструкторы разработали глубоководное спускоподъемное устройство с закрытым водолазным колоколом, которое позволяло поднимать водолазов с глубины, не делая остановок. В 1956 году с помощью этого устройства советские водолазы смогли опуститься на рекордную для того времени глубину 300 м.
Золотым веком для отечественного водолазного дела считают 70-е годы минувшего столетия. Тогда усилиями специалистов военно-морского флота и гражданских конструкторов были разработаны дыхательные аппараты, гидрокомбинезоны, средства движения и образцы подводного оружия, многие из которых применяют до сих пор.
К концу 80-х только в составе ВМФ имелось более 30 судов и подводных лодок, оборудованных глубоководными водолазными комплексами, позволявшими совершать погружения на глубину до 300 м. В то же время советская промышленность освоила серийный выпуск аквалангов и гидрокостюмов. Благодаря этому стал развиваться и обрел популярность подводный спорт. Для многих увлечение погружениями под воду превратилось в профессию.
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Востребованность проведения подводных работ растет с каждым годом. Водолазов постоянно привлекают к поиску и подъему затонувших объектов, ремонту судов, гидротехнических сооружений, обследованию и очистке акваторий, поиску под водой и демонтажу потенциально опасных сооружений. Сегодня работа водолазов находит применение в аварийно-спасательных службах и формированиях Министерства обороны, МЧС, Министерства транспорта, МВД, ФСБ, Министерства природных ресурсов, Росрыболовства, организациях РАН, нефтегазовом комплексе.
В 2005 году в России была создана Межведомственная комиссия по водолазному делу при Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. На нее возложены обязанности по формированию и проведению единой политики в области водолазного дела. В этом году Межведомственная комиссия подготовила «Концепцию развития водолазного дела в России до 2035 года». После рассмотрения на заседании Морской коллегии документ составной частью вошел в проект Морской доктрины России.
Представленная Межведомственной комиссией концепция определяет водолазное дело как эффективный и действенный метод изучения и освоения Мирового океана в интересах российской экономики, обороны и повышения безопасности на море и других водных объектах. Согласно принятому документу, Российская Федерация будет придерживаться комплексного подхода в развитии водолазного дела. Государственная политика в этой сфере предполагает сосредоточить усилия специалистов, законодателей и представителей исполнительной власти на разработке соответствующей нормативно-правовой базы, расширении научных исследований, совершенствовании методов производственного освоения водных глубин. Кроме того, большое внимание будет уделено более полному использованию научно-учебного потенциала и развитию системы специализированных учебных заведений, готовящих высококлассных специалистов водолазного дела. Согласно концепции, совершенствование ждет систему водолазной подготовки и медико-санитарное обеспечение проведения водолазных работ. Одним из важнейших направлений развития отрасли станет более широкое использование робототехнических и телеуправляемых необитаемых аппаратов при проведении поисково-спасательных и подводно-технических работ на больших глубинах.
188 кораблей и судов было поднято подразделениями ЭПРОНа с 1923 по 1938 год На глубину 300 метров, рекордную для своего времени, смогли опуститься советские водолазы в 1956 году
Подводный арсенал
В 1950-е годы в Советском Союзе был создан целый ряд устройств и приборов, принципиально изменивших работу водолазов. В их числе подводные световые приборы, телефонные станции, барокамеры, воздушные компрессоры, водолазные катера, водолазные костюмы и даже специальные водолазные часы, которые выпускал Златоустовский часовой завод. 191-ЧС были самыми большими часами в мире — диаметр их корпуса составлял 60 мм, а вес — 250 г. Носить такие часы на запястье было неудобно, поэтому их часто надевали на рукава водолазных костюмов. Купить их в магазине было невозможно — часы выдавали водолазу только на время работы.
Первая леди
Удивительная судьба стать первой в СССР женщиной-водолазом выпала Нине Васильевне Соколовой. В 1936 году она окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта и получила диплом инженера-гидротехника. Работать Нине Соколовой довелось в знаменитом ЭПРОНе. Она принимала участие в строительстве Сочинского морского порта и руководила группой водолазов. А в 1938 году Нина Соколова сама спустилась под воду в водолазном костюме — так ей показалось проще контролировать ход идущих на глубине работ. Это событие совершенно ошарашило ее начальство, которое сперва объявило Соколовой выговор, а затем предложило отправиться в Ленинград на курсы повышения квалификации для водолазов. После прохождения подготовки ей был выдан диплом, разрешающий спуски под воду на глубину до 10 м. Правда, чтобы получить столь невиданный документ, Соколовой понадобилась подпись Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина.
В 1939 году Нину Соколову зачислили на службу в Северный флот в звании военного инженера 3-го ранга. С началом войны Соколова — на Балтийском флоте. В осажденном Ленинграде наравне с водолазами-мужчинами она занималась восстановлением поврежденных подводных коммуникаций, подъемом затонувших кораблей и грузов, часто под огнем противника. Именно Соколовой принадлежит идея прокладки весной 1942 года по дну Ладожского озера трубопровода для снабжения Ленинграда топливом. В этой работе она принимала самое активное участие, за что была награждена орденом Красной Звезды.
После войны Нина Соколова занималась разминированием и очисткой фарватеров и акваторий на Балтике, строительством причалов в Ленинграде, Кронштадте и Таллинне. В 1946 году ей было присвоено звание инженера-полковника. В этом качестве Соколова еще долго преподавала в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе.