Один в поле воин
В начале 1960-х Кировский завод, специализировавшийся на производстве военной техники, выпустил мощный колесный трактор К-700, который резко повысил производительность труда в сельском хозяйстве и оказался необычайно востребован разными отраслями советской экономики.
История трактора К-700 началась с поездки Никиты Хрущева в США осенью 1959 года. Программа визита советского лидера была весьма разнообразна и насыщена. Значилось в ней среди прочего и посещение завода Des Moines Works компании John Deere. Именно там Хрущев и увидел колесный трактор 8010 Goliath разработки конца пятидесятых. Внушительная многофункциональная 10-тонная машина, имевшая под свои капотом 215 «лошадей», произвела на главу советского государства большое впечатление. Ни один завод в СССР не выпускал тогда ничего подобного. Весь парк сельскохозяйственных пахотных машин в ту пору составляли трактора на металлических колесах еще довоенной конструкции и маломощные гусеничные ДТ-54. Страна тем временем восстанавливала хозяйство, разрушенное войной, приступила к освоению целины, стремилась увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции. Для решения всех этих задач была нужна принципиально новая техника, а особенно – современный энергонасыщенный трактор, способный заменить сразу несколько машин среднего класса.
Вернувшись из США, Хрущев вызвал к себе председателя Госкомитета по оборонной технике Константина Руднева. Глава государства показал ему рекламный буклет, прихваченный на заводе John Deere, и, ткнув пальцем в фотографию огромного американского трактора, сказал: «Нам нужен такой же».
Правительственное задание
Вскоре постановлением Совета Министров было принято решение организовать в СССР производство мощных колесных тракторов с большим набором навесного оборудования для самых разных сельскохозяйственных работ. Создание новой машины поручили Ленинградскому производственному объединению «Кировский завод». Выбор пал на это знаменитое предприятие не случайно. Именно Кировский (в ту пору еще Путиловский) завод в 20-е годы построил первый отечественный трактор «Фордзо-Путиловец», а затем, уже в 30-е, поставил в серию первый трактор для пропашных работ «Универсал». К 1941 году общий объем изготовленной предприятием сельхозтехники составил порядка 200 тысяч экземпляров. В годы Второй мировой войны Кировский завод полностью переключился на производство тяжелых танков КВ и ИС, выпустив с 1939 по 1945 год 18 000 танков и самоходных установок. Одно из старейших предприятий страны располагало высококлассной конструкторской школой и крупными производственными мощностями, для того чтобы справиться с непростой задачей, поставленной правительством перед заводом.
Денег на создание нового трактора не жалели. Кировскому заводу было отпущено столько средств, что предприятие смогло произвести комплексную реконструкцию производства. Многие старые здания пошли под снос, на их месте построили огромные, отлично оснащенные корпуса. У завода появились новые кузнечно-штамповочный, сварочный и сдаточно-тракторный цеха. В тракторосборочном корпусе установили конвейер длиной 250 м. Для проектных работ над новым трактором было организовано специализированное тракторное конструкторское бюро (КБ-3) под руководством главного конструктора завода Жозефа Яковлевича Котина и кандидата технических наук Виталия Александровича Поляченко. Этих двух инженеров с полным правом можно назвать авторами легендарного трактора К-700.
Новая машина изначально задумывалась многофункциональной. Трактор создавался не только для села, его планировалось использовать на стройках, при прокладке автомобильных и железных дорог, работах по мелиорации, на лесозаготовках, при транспортировке негабаритной тяжелой техники. Забегая вперед, можно сказать, что конструкторы трактора с этими задачами справились с лихвой – «стальной конь» Кировского завода трудился едва ли не во всех отраслях народного хозяйства СССР. Еще одно перспективное назначение новой машины, которое необходимо было учитывать ее создателям, не слишком афишировалось. Трактор должен был стать продукцией двойного назначения. Предполагалось, что в случае начала войны машины будут мобилизованы Советской армией. В войсках трактору предстояло выполнять функции артиллерийского тягача. К счастью, до этого не дошло, но и в мирной жизни трактор Кировского завода оказался востребован Министерством обороны.
От проектов – к воплощению
Конструкторская разработка новой машины шла в три смены. В ноябре 1961 года эскизный проект трактора, который получил наименование К-700 «Кировец», был готов. Для его рассмотрения специально созвали всесоюзное совещание с участием представителей Государственного Комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению. Защита проекта проходила в одном из залов ДК Кировского завода, представлял работу конструкторов Виталий Поляченко, который к тому времени уже возглавлял КБ-3. Эскизный проект приняли единогласно, некоторые замечания специалисты высказали лишь по агрегатированию К-700 с другими сельхозмашинами. К 15 января 1962 года была разработана и вся техническая документация новой машины. А уже 26 января в Москве на объединенном заседании комиссии по тракторам Государственного Комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению и научно-технического совета Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) технический проект трактора «Кировец» был одобрен.
Машина Кировского завода обещала стать новой главой в отечественном тракторостроении. К-700 оснастили двигателем мощностью 220 л.с. с системой предпускового подогрева и 16-скоростной коробкой передач при четырех диапазонах. У «Кировца» были два ведущих моста, механическая трансмиссия, гидравлическая система поворота и две шарнирно-сочлененные полурамы, что существенно повышало маневренность и проходимость машины. На передней полураме помещались основные агрегаты трактора – кабина, КПП, двигатель, передний мост и топливный бак. К задней полураме крепилось все навесное и прицепное оборудование. К-700 развивал тяговое усилие на крюке в 5 т, мог двигаться по асфальту со скоростью около 30 км/ч, а при пахоте до 10 км/ч имел возможность использовать широкозахватные сельскохозяйственные орудия, обрабатывая полосу земли шириной до 6 м. К тому же трактористу, работавшему на «Кировце», был обеспечен невиданный по тем временам уровень комфорта. Создатели К-700 оснастили машину цельнометаллической герметичной кабиной с подогревом, вентиляцией, рессорными амортизаторами и великолепным обзором. Трактор со столь впечатляющими техническими характеристиками позволял в два-три раза повысить производительность труда, вдвое сократить сроки выполнения сельскохозяйственных работ и увеличить урожайность.
Конечно, имелись у «Кировца» и недостатки. Тяжелая машина слишком сильно уплотняла плодородный слой почвы. Трактор отличался значительным расходом топлива. Кроме того, основная нагрузка в машине конструктивно была намеренно смещена на переднюю полураму, что открывало большие возможности для использования разнообразного навесного оборудования на задней полураме. Но по той же причине резкие повороты для ненагруженного трактора представляли определенную опасность. В последующих модификациях часть этих недостатков была устранена.
Желанная новинка
Работа над новым трактором продвигалась небывалыми для советской промышленности темпами. В этой машине насчитывалось 7405 деталей. Изготавливали их в самых разных регионах СССР – в Сибири и на Урале, в Центральной России и на Украине. В создании нового трактора приняли участие 45 заводов, несколько НИИ, проектные и конструкторские организации. Уже 13 июля 1962 года из цеха Кировского завода вышел первый К-700. После непременного в те времена торжественного митинга машина отправилась на испытания в поля пригородного совхоза им. А.А. Жданова в районе Красного Села. Из статьи в «Ленинградской правде»: «И вот жители одного из пригородов увидели «Кировец» № 1. Начались испытания новой могучей машины. Они проводятся на тяжелой почве, на земле, никогда не паханной… К трактору прицепили восьмикорпусный плуг, захватывающий полосу шириной 2,8 метра… Сделана первая борозда!»
«Кировец» с небывалой легкостью проложил борозду глубиной почти 30 см и продолжал пахать, не снижая скорости и переворачивая громадные пласты земли. С первым экзаменом трактор справился отлично. К весне 1963 года Кировский завод выпустил несколько опытных К-700. Им предстояло показать себя в куда более тяжелых условиях – часть машин отправили в Азербайджан для работы на трудно возделываемых почвах, несколько тракторов работали на пашнях Ростовской области, еще одна группа «Кировцев» трудилась в Казахстане на севе хлопчатника. По результатам этих испытаний в конструкцию трактора был внесены некоторые изменения.
В 1963 году Кировский завод произвел 50 тракторов К-700. Весть о необыкновенной машине мгновенно разлетелась по стране. Наверное, не существовало в СССР такого ведомства, которое не хотело бы заполучить вожделенный трактор, способный выполнять едва ли не любые задачи. Нужно было срочно налаживать массовое производство К-700. И в 1964 году на Кировском заводе заработал тракторный конвейер, который к концу года выпустил 1200 новых машин. «Кировец» оказался незаменим на таких работах, как вспашка и глубокое рыхление почвы, культивация, дискование, боронование, лущение стерни, посев, снегозадержание. Однако К-700 активно использовали не только колхозы и совхозы, но и предприятия строительной, горнодобывающей, нефтяной, газовой промышленности. Во многих ведомствах появились специальные КБ, занимавшиеся разработкой различного навесного и другого оборудования, установка которого на «Кировец» необычайно расширяла возможности трактора. С помощью этих агрегатов К-700 и его последующие модификации превращались в промышленный тягач, самоходный каток, универсальную дорожную машину, кабелеукладчик, лесоштабелер, бульдозер, фронтальный погрузчик, снегоочиститель, трелевочник, кран, болотоход. Трактор пришелся ко двору и в армии – инженерные войска использовали его как трубоукладчик.
Международное признание
В 1968 году К-700 получил золотую медаль на выставке сельскохозяйственных машин в Германии. Годом позже на 40-м Парижском салоне-выставке тракторов и сельскохозяйственных машин «Кировец» признали самым мощным в мире сельскохозяйственным колесным трактором. Ленинградский «Кировец» оказался востребован и за пределами Советского Союза – трактор продавали на экспорт в 20 стран, больше всего в Венгрию, ГДР, Болгарию, Польшу. Кубинская армия использовала трактор по его «двойному назначению» – на Острове свободы «Кировец» перевозил ракетные установки. Надежный, неприхотливый и недорогой трактор покупали не только сателлиты СССР, но и Канада, Австралия, Италия и даже США.
Уже в конце 60-х началась разработка нового поколения «Кировцев», получившая обозначение К-700А (с 8-цилиндровым двигателем) и К-701 (с 12-цилиндровым). В 1972 году эти работы были завершены, и завод приступил к изготовлению обновленной техники. На протяжении двух с лишним лет предприятие производило обе модели тракторов. В 1975 году с конвейера сошел стотысячный К-700, после чего выпуск тракторов первого поколения был прекращен. К-700 вошел в историю отечественного тракторостроения как революционная разработка советских конструкторов, задавшая принципиально новые стандарты техники. Одной из главных ее черт стала многофункциональность, позволяющая удовлетворить требования самых разных потребителей. «Кировец» первого поколения дал многочисленное «потомство», которое и в наши дни с успехом осваивает новые рынки сбыта.
Создатель танков и тракторов
Выдающийся советский конструктор Жозеф Яковлевич Котин начал свою трудовую деятельность в пятнадцатилетнем возрасте, став учеником слесаря на харьковском котельно-механическом заводе «Труд». Одновременно он учился на вечернем рабочем факультете, окончив который, поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Незаурядные способности студента обратили на себя внимание руководства вуза, и в 1929 году третьекурсника Котина откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА. Из академии Жозеф Котин выпустился воениженером. Ему не было и 30 лет, когда он был назначен начальником танкового конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе в Ленинграде. Под его руководством здесь начались перспективные разработки новых тяжелых танков, принятых затем на вооружение – КВ и КВ-1. С началом войны Кировский завод получил приказ вдвое увеличить производство танков. За решение этой задачи в сентябре 1941 года Жозефу Котину был присвоено звание Герой Социалистического Труда. В октябре 1941 года Котина назначили главным конструктором комбината по производству тяжелых танков – знаменитого танкограда, созданного на базе Челябинского тракторного завода, Уралмашзавода и Уралтурбозавода. Одновременно он становится заместителем Народного комиссара танковой промышленности, за ним остается и должность главного конструктора Кировского завода. В годы войны под руководством и при непосредственном участии Жозефа Котина были созданы и поставлены в серийное производство тяжелые танки КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122. После войны Котин вернулся в Ленинград, где на Кировском заводе разработал целую серию боевых машин, поступивших в войска. На счету Жозефа Котина немало техники, которая использовалась и в мирной жизни. Среди самых известных машин – гусеничный трелевочный трактор КТ-12, гусеничный вездеход «Пингвин» для советской антарктической экспедиции и самый мощный советский колесный трактор «Кировец». В 1968 году Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР и до последних дней жизни был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности.
- 7405 деталей было в тракторе К-700
- 45 заводов приняли участие в создании нового трактора
- 100 тыс. тракторов К-700 первого поколения было выпущено в СССР