Крымская верфь «Море» построит серию скоростных прогулочных судов
Новости

Крымская верфь «Море» построит серию скоростных прогулочных судов

Крымская верфь «Море» построит серию скоростных прогулочных судов

Контракт примерно на 1 млрд рублей стал крупнейшим гражданским заказом верфи после ее передачи ОСК.

Одна из старейших верфей Крыма – расположенный в Феодосии судостроительный завод (СЗ) «Море» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) к 2028 г. построит серию из четырех пассажирских скоростных катамаранов проекта 04580 «Котлин» по заказу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Об этом «Ведомостям» рассказали два источника в судоходных компаниях и подтвердил собеседник, знакомый с планами предприятия.

По словам последнего, ориентировочная стоимость контракта на четыре судна составляет 1–1,2 млрд руб. Этот контракт стал крупнейшим гражданским заказом для завода «Море» с момента его передачи в собственность ОСК в 2022 г. О том, что на этой верфи строится четыре пассажирских судна для организации экскурсионных маршрутов и развития прибрежных перевозок в республике, говорил глава Крыма Сергей Аксенов 6 марта, но характеристики судов и их заказчика не называл.

«Ведомости» направили запросы в ОСК, ГТЛК и Минпромторг. Скоростной пассажирский катамаран проекта 04580 «Котлин» имеет габаритную длину 32 м, ширину 8,7 м и водоизмещение 80 т. Максимальная скорость – 26 узлов, или около 50 км/ч. Имеет панорамное остекление в салоне и на прогулочной палубе. Он предназначен для перевозки до 200 пассажиров по внутренним водным путям и прибрежным морским районам. Серию из шести таких катамаранов на данный момент уже строит Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ; также входит в ОСК) по заказу ГТЛК для судоходной компании «Нева тревел».

Первые два катамарана «Форт Кроншлот» и «Форт Петр I» введены в эксплуатацию в 2023 г., в навигацию 2024 г. заказчику были переданы еще два судна («Форт Александр I» и «Форт Тотлебен»). Все они курсируют на маршрутах между Санкт-Петербургом и парком «Остров фортов» в г. Кронштадте, а также между Петербургом и Государственным музеем-заповедником «Петергоф». В 2025 г. «Нева тревел» ожидает получения еще двух катамаранов этого проекта. В 2023–2024 гг. скоростные суда-катамараны проекта «Котлин» перевезли более 250 000 пассажиров и хорошо зарекомендовали себя на практике, сообщил «Ведомостям» представитель «Нева тревела».

Для закрытия текущих потребностей компании необходимо не менее 10 таких судов, при этом серия может быть увеличена с учетом роста турпотока по пригородным направлениям Петербурга, говорит собеседник. «В том числе рассматривается возможная эксплуатация судов, построенных на заводе «Море», – добавил он. Проект изначально разрабатывался для Санкт-Петербурга с учетом как низких мостов в городе и требований к минимальному образованию волн, так и возможности выхода в Финский залив, говорит собеседник «Ведомостей» на одной из судостроительных верфей. Он полагает, что ОСК решила масштабировать производство этих катамаранов, разместив заказы на двух производственных площадках на фоне роста турпотока внутри российских регионов. Катамараны проекта «Котлин» могут эксплуатироваться в Карелии, Калининграде, на Волге и связанных с ней водохранилищах, а также в Красноярске и Хабаровске, перечисляет представитель «Нева тревела».

Из истории крымской верфи «Море» Судостроительное предприятие в Феодосии было основано в 1938 г., но его сооружение было прервано Великой Отечественной войной. В 1947 г. завод был реорганизован, ему было поручено начать производство торпедных катеров из легких сплавов. С 1959 г. завод выпускал также гражданскую продукцию, включая речные и морские пассажирские суда на подводных крыльях, в том числе на экспорт. С 1983 г. на заводе велось строительство десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр».

Предприятие было одним из крупнейших судостроительных заводов СССР с численностью работающих до 16 000 человек. Завод «Море» специализируется на производстве скоростных катеров, судов из легких сплавов, а также спасательных и рабочих шлюпок из композитных материалов, говорится на сайте предприятия. Производственные мощности верфи позволяют перерабатывать до 3000 т чермета и до 1500 т алюминия в год. Верфь была национализирована после вхождения Крыма в состав России по итогам референдума в 2014 г. В 2015 г. на ее базе было создано ФГУП «Судостроительный завод «Море», в 2016–2020 гг. мощности верфи арендовал частный ленинградский судостроительный завод «Пелла». Предполагалось, что он инвестирует в крымскую площадку около 1 млрд руб., а также что эти два предприятия в кооперации реализуют несколько заказов, в том числе для Минобороны, но этого не произошло. В 2018 г. верфь по поручению президента Владимира Путина была преобразована в акционерное общество и передана «Ростеху».

В марте 2022 г. «Ростех» сообщил о безвозмездной передаче 100% акций АО «СЗ «Море» в собственность ОСК. Решение ОСК передать новый заказ на скоростные катамараны на предприятие «Море» продиктовано прежде всего необходимостью загрузить его производственные мощности, полагает заведующий кафедрой безопасности петербургского филиала РАНХиГС Александр Дмитриев. Он не исключает, что экономическая эффективность выпуска скоростных пассажирских судов в Крыму может оказаться выше по сравнению с СНСЗ в Санкт-Петербурге. Загрузка производственных мощностей СЗ «Море» планомерно увеличивается и в настоящее время составляет более 50%, говорил ранее Аксенов.

Читайте также

Новости
Система посадки для легкой авиации Ростеха прошла летные испытания
Новости
Самолет SJ-100 с российскими двигателями ПД-8 совершил первый полет
Новости
Ростех увеличит серийный выпуск беспилотников
Новости
Продукция под национальным брендом «Сделано в России» будет продвигаться на крупнейших деловых форумах в России и за рубежом