Три нижегородских предприятия вошли в ТОП-50 рейтинга диверсификации ОПК «Лидерство на гражданских рынках», а одно из них – в ТОП-10 лидеров на гражданском рынке.
Рейтинг уже традиционно составляет Промсвязьбанк совместно с компанией «Иннопрактика». Итоги рейтинга обсудили в Нижнем Новгороде на региональном форуме по диверсификации ОПК.
Нижегородская область – важный регион для российского ОПК. Вклад предприятий оборонной отрасли в промышленность области превышает 14%, ими создано более 80 тысяч высокотехнологичных рабочих мест. Петр Фрадков председатель ПСБ
Как финансовый институт мы активно поддерживаем проекты по диверсификации и высокотехнологическому лидерству. В Нижегородской области кредитно-гарантийный лимит по проектам диверсификации организациям ОПК составляет около 30 млрд рублей.
Перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса стоит задача увеличения выручки от реализации гражданской продукции и диверсификации производства. Заместитель директора департамента ОПК министерства промышленности РФ Александр Згруев сооб?ил, что на сегодняшний день в рамках диверсификации уже разработано почти 800 успешных гражданских проектов в 29 рыночных сегментах.
Но в ходе составления рейтинга были выявлены и барьеры, которые мешают предприятиям, работающим в рамках государственного оборонного заказа, наращивать производство гражданской продукции и продукции двойного назначения. 64% участников исследования в качестве основного барьера назвали высокую цену на гражданскую продукцию. Также в числе проблем были названы отсутствие опыта работы на открытых площадках, высокая конкуренция на рынке продукции гражданского назначения, отсутствие гарантированного сбыта и отсутствие опыта продвижения гражданской продукции.
«Сам термин диверсификации не имеет четкого законодательного определения, необходимо в ближайшее время закрепить эту формулировку», - отметил генеральный директор ОАО «МАЦ» Владимир Довгий.
Конкретные проекты представили промышленные предприятия Нижегородской области. В частности, заместитель генерального директора АО «ЦНИИ "Буревестник"» Василий Суханов рассказал о проекте по выпуску троллейбусов с автономным удлиненным ходом, который сейчас реализуется в Нижнем Новгороде. «Этот проект оказался крайне востребованным и своевременным. Таким образом, ключевым вопросом диверсификации является выпуск именно конкурентоспособной востребованной продукции», — сказал Василий Суханов.
В свою очередь, генеральный директор ПАО «Завод им. Г.И. Петровского» Илья Мажаров заявил о необходимости дополнительных мер поддержки для предприятий ОПК, реализующих гражданские проекты. «С учетом общехозяйственных расходов, которые вынуждены нести предприятия ОПК, выпуск гражданской продукции становится убыточным. Мы направили соответствующее предложение в Российский Союз промышленников и предпринимателей», — сообщил Илья Мажаров.
Проблемы диверсификации на форуме обсуждались в связке с основным направлением деятельности предприятий – выполнением государственного оборонного заказа. «Диверсификация не мешает выполнению гособоронзаказа. Это вклад в укрепление экономики государства. Так же, как и основная деятельность предприятия является вкладом в укрепление обороноспособности страны», — подчеркнул заместитель председателя коллегии при Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев.
К 2025 году предприятия ОПК должны увеличить долю гражданской продукции до 30%, к 2030-му – до 50%.
«В 2020 году в Нижегородской области этот показатель составил 28,6%, и за последние несколько лет мы наблюдаем здесь положительную динамику. Предприятиям Нижегородской области одобрены льготные займы на сумму почти 600 миллионов рублей. Для развития промышленной кооперации между предприятиями "оборонки", государственными монополиями и хол?ингами ведется работа по встраиванию нижегородской продукции в производственные цепочки крупнейших компаний страны», — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Участники дискуссии сделали вывод, что успешная диверсификация является задачей не только предприятий ОПК, но и всей промышленной сферы, а также научного сообщества, бизнеса, власти, финансового сектора. В частноти, ПСБ планирует сформировать акселерационную программу, которая предполагает отбор наиболее перспективных идей и инициатив от предприятий ОПК и развитие их до состояния коммерчески привлекательных продуктов, а также запустить программы обучения в Академии ПСБ для менеджмента оборонных предприятий.